В ПРЕДДВЕРИИ ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕДЕЛА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТОРЫ" НАЧАЛИ СКУПКУ ПО МИРУ СКЛАДОВ, ПРИЧАЛОВ И ТЕРМИНАЛОВ

Один из ведущих экономистов-сельскохозяйственников Йоахим фон Браун считает, что сегодня мировые аграрные рынки переплелись с финансовыми настолько тесно, что зачастую колебания цен невозможно объяснить только объемом собранного урожая, спросом или логистикой. По мнению эксперта, спекуляции банков, пенсионных и страховых фондов ставят под угрозу мировую продовольственную безопасность. В качестве альтернативы немецкий ученый предлагает создать виртуальный зерновой резерв объемом $20-30 млрд. для осуществления интервенций на рынки в кризисных ситуациях в мировом масштабе.

"ЭМБАРГО ВЫГОДНО ЭТО ТЕМ, КТО ИГРАЕТ НА БИРЖАХ"

- Профессор Браун, цена на пшеницу сейчас на 40 процентов выше, чем была в начале июля. Ячмень за неделю подорожал почти на 20 процентов. Как вы считаете, биржевые котировки на зерно будут и дальше так стремительно расти?

- Нам в принципе нужно настраиваться на то, что цены будут расти и колебания будут более резкими, чем до сих пор. Мы оказались в ситуации с множеством факторов риска.

- Такой же, как в 2008 году, когда цены на продовольствие резко подскочили и во всем мире начались волнения?

- Структурные-то проблемы остались нерешенными. Климат планеты продолжает меняться. Пожары в России и наводнение в Пакистане можно считать грозным предзнаменованием грядущих катастроф. Население Земли увеличивается, сельскохозяйственные угодья становятся дефицитом, как и запасы пресной воды, люди едят больше мяса. Все это увеличивает спрос и ограничивает предложение. Плюс ко всему мировые рынки стали гораздо более политизированными, чем до событий 2008 года.

- Вы намекаете на то, что Россия установила эмбарго на экспорт пшеницы?

- Решение России весьма встревожило игроков на рынках. То, что рыночные механизмы в периоды кризиса не способны решить проблемы, как это уже случилось в 2008 году, привело к резкому снижению уровня доверия в мировой торговле. Страны начали увеличивать свои продовольственные резервы, возвращаясь к политике изоляционизма. Страдают самые бедные, а выгодно это тем, кто играет на биржах.

- В какой степени на этот бесконтрольный рост цен влияют биржевые спекулянты?

- В процентах точно вычислить нельзя. Но связь очевидна. Сейчас цену определяет уже не только реальное соотношение предложения и спроса. Маневры биржевых спекулянтов вызывают дополнительные скачки, особенно когда цены и в тенденции растут. Все было бы не столь болезненно, если бы цены просто систематически повышались. А непредсказуемые подъемы и падения отпугивают инвесторов.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ ПЕРЕПЛЕЛИСЬ С АГРАРНЫМИ

- Но ведь биржевые спекулянты включились в эту игру не вчера.

- Да, они активизировались уже в 2004 году, когда международные финансовые рынки вышли из-под контроля. Тогда финансовые рынки начали переплетаться с аграрными, хотя до того они друг с другом не особенно соприкасались. Во время кризиса 2008 года впервые обозначились масштабы последствий: когда правительство Вьетнама заявило, что закрывает рынок риса, цены на следующий же день подскочили на 30 процентов. Экономические модели, учитывающие только традиционные факторы - урожаи, спрос, логистику, - такого рывка объяснить не в состоянии.

- В конечном счете, главные действующие лица на фьючерсных товарных рынках - это банки. Следовательно, они и повинны в таких резких скачках цен?

- Только на первый взгляд. За банками стоят, например, пенсионные и страховые фонды, которым нужно куда-то вкладывать свои миллиарды. Пользуясь тем, что на рынках сырьевых товаров и на рынках ценных бумаг часто складываются разнонаправленные тренды, они перестраховывают риски. Это и делает такую конструкцию привлекательной для вложения капиталов... Спекулянты, реально торгующие зерном, выполняют важную функцию. Их деятельность дает сигнал рынку: определенный товар в дефиците и дорог или же его будет много, и цены на него будут низкими. А с рынком финансового капитала дело обстоит иначе: его спекуляции от реального рынка оторваны и цены только искажают.

- Но ведь спекулировать на дефиците пищевых продуктов этически вряд ли допустимое занятие?

- Об этом на самом деле следовало бы задуматься. Если биржевая спекуляция действительно так влияет на рост цен на продовольственные товары, как мы предполагаем, то избыточное повышение цен стоит миллионам людей здоровья, а то и жизни. Ведь они просто не могут найти средств на самые необходимые продукты питания.

КТО СТАНЕТ МИРОВЫМ ЦЕНТРОБАНКОМ ПО ЗЕРНУ

- И как с такой спекуляцией бороться?

- Нужно создать клуб стран - крупнейших экспортеров зерна. Обязанность его участников должна состоять в том, чтобы держать настоящий мировой зерновой запас. И вдобавок к нему нужен виртуальный резерв.

- А это еще что такое?

- Виртуальным зерновым резервом мог бы быть некий денежный фонд, примерно 20-30 миллиардов долларов, которым можно было бы пользоваться в кризисных ситуациях. Как только цены начинают безумствовать, этот клуб с помощью срочных контрактов делает закупки на всех важнейших биржах - в Чикаго, Лондоне и Париже. Такой суммой можно покрыть примерно половину объема пшеницы, риса и кукурузы, продаваемых на международных рынках. Для бедняков эти товары - основные. То есть клуб должен будет взять на себя роль мирового центрального банка по зерну.

- Но таким образом вы еще сильнее вмешаетесь в рыночные механизмы.

- Задача в том, чтобы рыночными методами нивелировать запредельные скачки цен на зерновые культуры. Американцы в этом, вероятно, увидят ограничение рыночных свобод. Но нам необходим глобальный институт, члены которого в кризисных ситуациях надежно помогали бы друг другу, ведя открытую торговлю зерном.

- Вы полагаете, такой консорциум способен предотвратить скачки цен, наблюдавшиеся в последние недели?

- Вполне. В этом случае, например, Россия не стала бы запрещать экспорт пшеницы и не вызвала этим волны спекулятивных сделок. Она могла бы положиться на помощь других стран. Например, Индия и Китай сидят на колоссальных резервах, их хранилища переполнены, часть запасов портится.

"НЕПОМЕРНО БОЛЬШИЕ ЗЕРНОВЫЕ РЕЗЕРВЫ"

- Идея о бескорыстном международном зерновом клубе звучит как-то наивно. Ведь любая страна в первую очередь заботится о снабжении своего народа.

- Лозунг "каждый за себя" для нынешнего мира, в котором голод становится все более распространенным явлением, не годится. Конечно, политики в развивающихся странах опасаются, что рост цен на продукты может вызвать беспорядки, тем более что люди сегодня гораздо лучше информированы. Из-за этого кое-где закладывают непомерно большие зерновые резервы. А если бы все могли быть игроками на мировом рынке, это было бы ни к чему.

- Премьер-министры Китая или Индии не захотят полагаться на такой центральный зерновой банк.

- Когда индийцы и китайцы войдут в этот клуб, они смогут на него полагаться. Индийский премьер Манмохан Сингх был первым главой правительства, с которым я эти вопросы обсуждал уже в 2007 году. Позднее у меня была возможность кратко поговорить об этом и с его китайским коллегой Вэнем Цзябао. Вопросы безопасности в продовольственной сфере их обоих весьма волнуют.

- В 2008 году даже французским и итальянским политикам пришлось опасаться протестов против растущих цен на продукты питания. А сейчас и в Германии многие обеспокоены.

- У немецких потребителей нет никакого повода тревожиться. Цена на пшеницу составляет очень малую часть от стоимости булочки. А у 3 миллиардов самых бедных положение сложнее. Для них цена на пшеницу или рис - вопрос жизни и выживания. То, что мы называем голодом или недобором калорий, лишь часть более глубокой проблемы, а именно - скрытого недоедания, связанного с неполноценным питанием. С этой проблемой сталкиваются 2 миллиарда жителей планеты. А последствия этого непоправимы: кто в детстве хронически недоедал, на протяжении всей жизни достигает только половины заложенной в нем работоспособности.

"СТРАТЕГИ" СКУПАЮТ СКЛАДЫ, ПРИЧАЛЫ И ТЕРМИНАЛЫ

- Так что же, голод - только проблема сбалансированности питания? Или частично - и настоящей нехватки продовольствия?

- Дефицит полезных для здоровья продуктов питания - реальная проблема. Сейчас на Земле живет 7 миллиардов человек. К середине века нас будет 9 миллиардов. А есть они будут за двенадцать: мы все больше потребляем мяса, молока, яиц. Не следует также забывать, что сельское хозяйство производит все больше и больше биомассы для нужд энергетики. Только в том случае, если сегодня во всем мире будут лучше финансироваться исследования вопросов, связанных с повышением производительности сельского хозяйства, можно обеспечить нормальное пропитание следующего поколения, сохранив при этом окружающую среду. Возможности расширения сельскохозяйственных угодий ограниченны, до середины века можно их увеличить процентов на 10-15. И все большим дефицитом становится пресная вода.

- Когда на рынках все в дефиците и они непрозрачны, спекулянтам это только на руку. Создание мирового зернового запаса вряд ли способно обуздать биржевых игроков.

- Одно это всех проблем не решит. Тем более что стратегические инвесторы уже сейчас пытаются скупать складские помещения, причалы и терминалы. Срочно необходимо эффективное регулирование аграрных рынков, которое бы обуздало спекулянтов.

- И как это сделать?

- Нужно добиться, чтобы спекулировать стало менее выгодно. Стратегические инвесторы должны впредь при каждой срочной сделке резервировать капитал, подчеркивающий наличие серьезной заинтересованности в торговой сделке. Это отпугнет всех, кто намерен лишь мелькнуть на рынке и тут же исчезнуть, получив прибыль.

"ОСТАВЬТЕ "ДОБРОКАЧЕСТВЕННУЮ" СПЕКУЛЯЦИЮ"

- Но для крупного банка типа Goldman Sachs выделить резервный капитал ведь не проблема.

- Сама необходимость резервировать капитал при каждом контракте повысит затраты на спекулятивные сделки, ведь объем свободной наличности уменьшится. Это было бы чем-то вроде обязательного минимального резервирования средств, применяемого и в банковском секторе…

- …и которое стало бы тормозить торговлю.

- Некоторое замедление - даже если бы речь шла о нескольких минутах - было бы благом для международной торговли сырьем. Но важна и прозрачность рынка: должно быть видно, кого на самом деле привлекает торговля сырьевыми товарами, а кто хочет только спекульнуть ради быстрой прибыли. В будущем торговлю должен контролировать независимый клиринговый центр. При каждой транзакции он будет проверять, корректно ли банки разделяют сделки. В последнее время они стали лихо жонглировать финансовыми инструментами, дериватами, включающими займы, объекты недвижимости, кредиты, валюты и аграрное сырье. А ими нужно торговать раздельно, иначе прозрачность будет утрачена полностью.

- Самое разумное было бы вообще запретить спекулятивные сделки с продуктами питания.

- Этого делать, наверное, не следует - так можно прийти к плановой экономике. Кроме того, мы не можем отказаться от "доброкачественной" спекуляции, посылающей сигналы, например, о грозящей нехватке какого-то товара.

- А что, если сельскохозяйственные рынки не пойдут на такие изменения?

- Тогда повторятся фатальные сценарии последних лет. В развивающихся странах в этом случае возникнет острый продуктовый дефицит. Все больше государств станут протекционистскими мерами защищать свое аграрное производство, на смену разумной глобализации придет рецидив прежнего изоляционизма - а страдать будут самые обездоленные. В этом направлении идти нельзя - такого мир себе позволить не может.

- Профессор Браун, мы благодарим вас за эту беседу.

Der  Spiegel 

Справка

Йоахим фон Браун считается одним из ведущих экономистов, специализирующихся на сельском хозяйстве. С мая он возглавляет Центр исследования проблем развития в Бонне. До этого он в течение семи лет руководил Международным институтом исследования продовольственной политики (Вашингтон).