ПОКА ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ РАБОТАЕТ В РФ ТОЛЬКО С МОСКВОЙ, САНКТ-ПЕТЕБУРГОМ И КАЗАНЬЮ

Как писала газета "БИЗНЕС Online", состоявшаяся в минувшие выходные в Казани премьера знаменитого цирка "Дю Солей" прошла "на ура". И не случайно среди 2,5 тыс. зрителей оказалось немало представителей элиты РТ. Как цирк добился такого успеха, рассказывает в своем интервью Крег Кохон - вице-председатель российского отделения цирка "Дю Солей".

КОНКУРЕНТЫ ОБЗАВИДОВАЛИСЬ!

- Крег, вы приехали в нашу страну двадцать лет назад, когда мы переживали не самые лучшие времена. Что вы увидели на российском рынке?

- Я тогда ничего не думал о рынке, мне были интересны люди. Они были открытыми, они ничего не знали о компании "Кока-Кола", но им все было интересно. И мне была интересна Россия.

- Вы приехали в нашу сложную страну с оптимистическим настроем?

- Я всегда бываю оптимистом. Я только дважды изменил этому правилу - когда год назад переживал развод и когда самолеты террористов разрушили башни-небоскребы в Нью-Йорке.

- Приехав в Россию, какие задачи ставила перед собой ваша компания?

- В России в это время пили "Пепси", пили "Фанту". Я сказал, что буду строить завод. И сделаю это через три года. Мне не все верили. Но через три года крупнейший в Европе завод по производству "Кока-Колы" был построен в Подмосковье. Потом мы построили завод под Санкт-Петербургом, в Пулково. Перед этой работой я предупредил в штаб-квартире компании "Кока-Кола": завод будут строить только русские. Мне не поверили, сказали, что ничего не получится. Но все получилось. В российской компании по производству "Кока-Колы" работают только русские. Кстати, тогда я еще сказал, что через полгода буду говорить по-русски. И заговорил.

И тут необходимо сделать одно отступление. Как вспоминают сотрудники компании "Кока-Кола", однажды, в 1993 году, на фоне очередных финансовых проблем, проходило заседание российского Совета безопасности, которое показали по всем основным мировым телеканалам. За столом сидели Б.Ельцин и другие лидеры страны, а перед каждым из них стоял набор из трех бутылок "Cоcа-Cоla". Члены Совбеза обсуждали пути выхода из создавшейся ситуации, и картинка с напитками была показана по всему миру. Конкуренты обзавидовались!

НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ

- Вас можно назвать успешным бизнесменом. Каков ваш ключ к успеху?

- Никогда не сдаваться. Никогда!

- У вас были ситуации, когда вам приходилось в России идти напролом?

- В России? Нет, в России у меня нет проблем. Проблемы есть на Западе. Там иногда возникает стена: люди не верят, что в России можно строить успешный бизнес. Они до сих пор в это не верят! А в России все нельзя и … все можно. Есть законы, которые регламентируют, но я всегда говорю: "Ребята, мы хотим сделать этот проект? Так давайте делать!" Бизнес в России - это приключение.

- Вы - авантюрист?

- Да. Потому что жить в рамках мне скучно.

- У вас в душе просто есть какие-то русские струны!

- Да, не люблю скуку! Если хочешь, все в России можно сделать, со всеми договориться.

- Сейчас вы поменяли направление бизнеса. "Кока-Кола" - это одно, а шоу-бизнес - совсем другое, другой мир. Другие люди, другой менталитет, иные цели и задачи. Но что-то общее между этими двумя проектами в маркетинговой политике вы прослеживаете?

- Общее то, что если у вас нет хорошего продукта, то об успехе не нужно думать. И если честности не хватает, об этом тоже нужно думать. И в том, и другом случае нужна хорошая команда, нужны умные люди, которым необходимо дать свободу реализации их амбиций и планов. Должно быть сочетание свободы и любви к тому, что ты делаешь. И "Кока-Кола", и цирк дю Солей - это хорошие продукты.

УМЕНИЕ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

- Как вы подбираете людей к себе в команду? Каким требованиям должен отвечать человек, который хочет с вами работать?

- У него должно быть свободное мышление. Он должен уметь выполнять задачи вне зависимости от той позиции, которую он занимает в компании, выполнение задачи должно быть без формального подхода. И, наконец, мне все равно, где сидит мой сотрудник, как он это делает, но работа должна быть выполнена. Есть еще одно важное качество - это умение просить о помощи. Это очень важно для России. Русский народ, для него это очень сложно. У вас полагают так: "Я - русский, я все могу сделать без посторонней помощи". Для меня такая позиция - самая опасная. Потому что человек тянет до упора, а потом говорит: "Извини, я не могу это сделать". А время упущено. А ведь гораздо проще попросить о помощи, о содействии, но выполнить задачу.

- Увы, это наш менталитет, люди привыкли быть закрытыми, они боятся промахов, боятся показать, что они хуже других.

- Когда я что-то не могу сделать, я прошу о помощи, я не боюсь показать, что не справляюсь.

- Ну, вы - человек открытый.

- Боязнь попросить помощи - в этом есть некий элемент эгоизма.

- У нашей страны, у народа, в силу исторических причин было трудное прошлое. В нашей стране большинство ее жителей - это потенциальные клиенты психоаналитиков, к которым у нас, к сожалению, не принято обращаться.

- Да-да, это так! Мой следующий бизнес в России может быть посвящен именно этому. Это может быть интересный поворот в моей судьбе! Сначала "Кока-Кола", затем - шоу-бизнес и, наконец, психоанализ.

НЕ ЛУЧШИЙ ОБРАЗЕЦ БИЗНЕСМЕНА

- Крег, как вы полагаете, кто из западных бизнесменов может стать успешным в России? Какие качества нужны для этого человеку, приехавшему из Америки или Европы?

- Необходимо доверять русским. Если этого не делать, работать невозможно. Надо выстраивать отношения с людьми - общаться не по телефону, не по электронной почте, в Россию необходимо приехать самому. Надо думать на перспективу и всегда необходимо мыслить шире, а не только в рамках продвижения продукта, который ты представляешь. Необходимо охватывать более широкий спектр проблем, чем твой собственный бизнес. Потому что бизнес в России - это не просто бизнес, это и политика, и культура, и человеческие отношения. Западный человек, если он приехал в Россию, ничего не понял и сказал "пока!", - это не лучший образец бизнесмена. Если приехать для того, чтобы просто заработать в этой стране деньги, в этом случае, скорее всего, ничего не получится.

- На взгляд человека со стороны, что хорошего и что плохого в нашем российском бизнесе?

- На мой взгляд, люди, которые в России занимаются бизнесом, - они очень интересные, они хорошо знают, как использовать ситуацию, чтобы добиться результатов на первоначальном этапе, для них самым важным было зарабатывать деньги. Надеюсь, что, заработав необходимые им деньги, они начнут смотреть по сторонам, они обратят внимание на своих детей, они увидят людей, которые находятся вокруг них. И они поймут, что человек, занимающийся бизнесом и зарабатывающий деньги, имеет некие моральные обязательства перед обществом. Они будут больше времени тратить на своих детей, потому что поймут: дети становятся испорченными без их внимания. Но до этого пройдет еще лет двадцать. Дело не в том, что пока этого нет и мне это, может, не нравится. Просто это эволюция, и она занимает время. Но есть нечто в российском бизнесе, что мне действительно не нравится. Это пропорция между мужчинами и женщинами. Она складывается в пользу мужчин. Но ведь когда вместе работают умный мужчина и умная женщина, в этом есть некое интеллектуальное напряжение. Это двигает бизнес. Это вносит разнообразие.

ЧЕСТНОЕ КУПЕЧЕСКОЕ СЛОВО

- Насколько для вас важен принцип работать в команде?

- Мой отец говорит: "Никто из нас так не хорош, как хороши мы все вместе". Хотя придерживаться этого всегда сложно.

- Люди, которые попадают в команду дю Солей, они проходят какие-то собеседования у психологов?

- В штаб-квартире в Монреале есть некая большая система, которая отбирает сотрудников.

- В России до революции было такое понятие "честное купеческое слово", когда люди не подписывали договоры, но верили друг другу. Это работает в вашем бизнесе?

- И сейчас так же. Бизнес должен базироваться на честном слове.

- Проект цирка дю Солей в России, он оправдал себя экономически за эти два года в нашей стране?

- Если за три года, занимаясь "Кока-Колой", я сделал то, что люди делают четырнадцать лет, то те два года, что мы на российском рынке, они уже принесли определенные успехи. Конечно, сложности есть, шоу-бизнес - он вообще сложный. Пока мы работаем только с Москвой, Санкт-Петербургом и Казанью, но рассматриваем для сотрудничества еще десять российских городов. "Кортео" - дорогое шоу, его постановка обошлась в 26 миллионов долларов. Для сравнения: бродвейские шоу стоят в пределах 15 миллионов долларов.

- Но ведь это прибыльный бизнес?

- Иногда. Но это очень интересный бизнес, и я не жалею, что пришел в него.

"Время и Деньги"
Фото сайта inkazan.ru

Справка

Крег Кохон окончил факультет свободных искусств университета Западного Онтарио. В течение 14 лет работал на руководящих должностях в компании "Кока-Кола". Стоял у истоков бизнеса этой компании в СССР, возглавляя маркетинговое направление в Северной Европе и СССР. Затем занял пост директора торговой марки "Кока-Кола" в мире. Кроме того, в течение трех лет Крег занимал пост директора по стратегии обучения и вице-президента подразделения компании "Кока-Кола" по Северной Европе. До своего назначения на должность вице-председателя Cirque du Soleil Rus Крег Кохон 8 лет управлял своим собственным бизнесом - консалтинговой компанией по международным стратегическим проектам.