ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ, С УЧЕТОМ КОНТРАФАКТА, МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ 600 МЛН. ПАР, НО ДОЛЯ ОБУВИ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕ БОЛЕЕ 10%

До 80% всей продаваемой в России обуви завозится из Китая, Индонезии и Малайзии, еще 10% — из Турции и стран Евросоюза. Крупных игроков с долей, существенно большей одного процента, просто нет. Тем не менее, в долгосрочной перспективе казанский Спартак намерен стать одним из крупнейших игроков на отечественном обувном рынке. Об этом в своем интервью рассказывает исполнительный директор ОАО "Обувная фабрика "Спартак" Ильдар Зарипов.

ПОЧЕМУ ИМЕННО В ТУРЦИИ?

— Ильдар Искандерович, фабрика "Спартак" начала отшивать заготовки для обуви на внешних рынках. В чем выгода такого разделения труда?

— Для нас существенная выгода в ускорении производства. Дело в том, что сейчас узкое место нашего производства в коллекции осень-зима — это заготовочный цех. Шьется трудозатратный и требующий большого времени ассортимент. При этом мощность монтажного цеха, из которого выходит готовая продукция, позволяет производить намного больше. Закупая готовые заготовки в Турции, мы сможем в короткие сроки отшивать весь запланированный объем обуви. Такая система уменьшает сроки производства и увеличивает оборачиваемость инвестиций.

— Почему именно в Турции?

— Если бы у нас была возможность разместить заказы в России, мы бы воспользовались ею. Но, к сожалению, сегодня в стране легкая промышленность находится в сложном положении. Проще и выгоднее размещаться за границей. Мы в этом не одиноки, большинство итальянских марок, в том числе и премиальных, уже свернули свои производства в Италии и производят обувь в Турции, потому что это выгодно, а при должном отношении и неотличимо по качеству. Дело не в том, чьими руками пошивается обувь, а в том, кто выстраивает технологический процесс и контролирует качество.

— Но ведь турецкая обувь не является эталоном качества. Не будет ли это проблемой для "Спартака"?

— Действительно, 80 процентов обуви, производимой в Турции, сложно назвать качественной. Она шьется в основном для тех, кому главное в обуви — низкая цена. Разумеется, нам это не подходит. Поэтому мы долго отбирали производителей, способных обеспечить высокое качество продукции. Еще одной сложностью является то, что технологии производства обуви в России и в Турции сильно отличаются. Для того чтобы выстроить процесс по российским стандартам, в Турцию была командирована группа из наших лучших технологов. Их работа увенчалась успехом — от турецких партнеров мы смогли добиться требуемого качества и соблюдения техпроцесса. Сейчас на предприятиях постоянно находятся специалисты ОТК фабрики "Спартак", контролирующие каждую произведенную пару. Более того, отшиваются модели, разработанные спартаковскими модельерами, материалы отбираются специалистами фабрики. Соответственно, никаких отличий от обуви, прошедшей весь цикл на фабрике в Казани, нет.

ТОЛЬКО СПАРТАКОВСКАЯ

— Рекламная кампания вашей фабрики построена на акценте на полностью "спартаковское" производство обуви. Будет ли новая продукция продаваться под брэндом "Спартак"?

— Как я уже говорил, мы не делаем различия между той обувью, которая была произведена на "Спартаке", и той, что будет производиться на четвертом конвейере, поэтому продаваться она будет так же через магазины сети "Спартак". Когда мы говорим о том, что продукция с четвертого конвейера не будет уступать спартаковской, то отдаем себе в этом полный отчет.

Наша рекламная кампания построена на базовых характеристиках обуви, которые важны нашим покупателям. В первую очередь мы думали о лояльных к нам категориях покупателей, которые помогали укрепиться компании на время кризиса. Это те люди, которые ищут в обуви качество и надежность. В своей рекламной кампании мы специально не делали акцент на красоте, потому что в кризисное время важнее другие качества. Мы делали упор на качество, хотя последние наши коллекции стали намного лучше и красивее, и мы знаем это. Наша обувь высоко котируется в России, мы поставляем ее в более чем 50 регионов страны, ее берут, в том числе, и за внешнюю привлекательность.

БУДЕТ ОЧЕРЕДНАЯ ВОЛНА КРИЗИСА ИЛИ НЕТ?

— Как вы можете оценить российский рынок обуви в целом? Какие тенденции там сейчас наблюдаются?

— Емкость российского рынка обуви мы оцениваем в 350-450 миллионов пар в год. С учетом контрафакта, поставляемого в Россию из Юго-Восточной Азии, цифра может достигать 600 миллионов пар. При этом доля обуви российского производства не более 10 процентов. Из Китая, Индонезии и Малайзии поставляется 80 процентов всей продаваемой в России обуви, еще 10 процентов — из Турции и стран Евросоюза. Крупных игроков с долей, существенно большей одного процента, просто нет.

В прошлом году российский рынок обуви уменьшился на 25-30 процентов, а начиная с весны этого года объемы продаж стали расти. Хотя такого роста, как до кризиса, уже не наблюдается. Если до кризиса рынок рос на 15-20 процентов в год, то в 2010 году, думаю, мы сможем прибавить 10 процентов. Все научились считать деньги, лишних рисков на себя не берут. Можно сказать, что существенных изменений на рынке среди игроков нет: рынок удержался, обувщики "пересидели" на запасах и экономично распродали всю обувь.

Скорее всего, в этом году производители поднимут свои объемы, но очень аккуратно, поскольку никто не может спрогнозировать, будет очередная волна кризиса или нет.

— Какие цели ставит перед собой Спартак?

— В краткосрочном плане наша цель — повышение эффективности работы компании, критерием которой является рост выручки с метра в розничных магазинах. Уже в первые месяцы 2010 года прирост выручки по сравнению с аналогичными периодами прошлого года приблизился к 100 процентам, это отличный результат, немного даже из области фантастики.

Как только будут достигнуты устойчивые показатели, мы будем готовы к масштабной экспансии в другие регионы страны. Наша сеть магазинов и сегодня уже расширяется достаточно быстро. В 2010 году мы планируем увеличить количество магазинов на 25 процентов — с 64 до 80.

В долгосрочной перспективе мы намерены стать одним из крупнейших игроков на рынке России. Для этого у нас есть вся необходимая интеллектуальная, технологическая и материальная база. Мы видим хорошие возможности на рынке, мы видим ниши, в которых можем конкурировать как в рознице, так и в опте.

g9e.ru