В ОБСУЖДЕНИИ БУДУЩЕГО АВИАПРОМА ТАТАРСТАНА  ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА КАМАЗОВСКОЙ КОМАНДЫ НИКОЛАЯ БЕХА

В Казань вчера прибыла делегация крупнейших авиастроительных объединений России - "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), компаний "Сухой" и "Туполев". Вечером была встреча с президентом РТ Рустамом Миннихановым, а сегодня гости отправятся на Радиоприбор иФНПЦ "Радиоэлектроника им. Шимко". Одной из ключевых тем переговоров является возможность загрузки переживающего не лучшие времена КАПО им. Горбунова производством композитных материалов.  

"ВСЕ РАВНО МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО КАПО – НАШЕ ДОСТОИНСТВО"

Вчера вечером в кабмине президент РТ Рустам Минниханов встретился с гендиректором авиационной компании "Сухой" Михаилом Погосяном.

Во встрече так же приняли участие президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, главы минобрнауки и минпромторга Альберт Гильмутдинов и Равиль Зарипов.

Представители Сухого приезжали в Татарстан по приглашению руководства республики, чтобы рассмотреть возможность загрузки переживающего не самые лучшие времена КАПО им. Горбунова – в частности организации сборочного или агрегатного производства продукции для компании "Сухой". Презентацию КАПО провел гендиректор авиапредприятия Васил Каюмов.

- У нашего авиастроительного завода бывали разные времена. Но все равно мы считаем, что КАПО – наше достоинство, - такими словами предварил его выступление Рустам Минниханов.

О чем конкретно говорили и, главное, о чем договорились между собой представители оборонных предприятий, доподлинно неизвестно: журналистам показали только протокольную запись начала встречи. Впрочем, некоторые подробности переговоров раскрыл позже Равиль Зарипов. По его словам, речь шла о дальнейшем развитии авиационного и моторостроительного кластера. Стороны обсудили четыре направления развития взаимоотношений предприятий Татарстана с компаниями "Сухой", "Туполев" и ОАК.

КАДРЫ, ПРИБОРЫ И КОМПОЗИТ

Первое направление – это сотрудничество вузов республики в части подготовки специалистов для авиационного комплекса, повышение уровня квалификации инженеров и дальнейшей коммерциализации новых научных разработок. По этому вопросу перед гостями выступил ректор КГТУ им. Туполева Юрий Гортышев. Он рассказал о своем вузее, позиционировав его в качестве ведущего университета в области композитных технологий для авиационной и автомобильной отраслей.

- Второе направление – я думаю, что это будущее для машиностроения – использование композитных материалов. Конкретно сегодня рассматривается создание производства на базе КАПО, мы сегодня это обсуждали, - рассказал Зарипов. - Мы намерены уже в ближайшее время составить график начала работ и начать производство.

Третье направление – возможности кооперации КБ "Сухой", компании "Туполев" и предприятий Татарстана, которые производят системы опознавательных и измерительных приборов для авиастроения.

- Завтра мы эти вопросы будет обсуждать с директорами наших предприятий "Радиоприбор" и "Радиоэлектроника им. Шимко", - отметил глава минпромторга. - И, конечно же, мы обсудили один из самых болезненных вопросов – мы хотим выстроить перспективные взаимоотношения ОАК в рамках дозагрузки мощностей КАПО. Здесь мы сейчас рассматриваем различные возможные варианты – и военная тематика, и гражданское самолетостроение.

По словам Зарипова, продолжение у вчерашних этих переговоров "обязательно будет", так как производственные мощности и другие необходимые базовые условия для сотрудничества у татарстанских предприятий есть.

СЕРЫЙ КАРДИНАЛ КАМАЗА

Интересной деталью визита авиастроителей стало присутствие в составе их делегации Леонида Комма. Сегодня он трудится вице-президентом ОАК, отвечая за управление программами и разработками. Но в начале 90-х  Комм был весьма авторитетной фигурой в Татарстане - в 1989-1997 годах он занимал должности первого вице-президента,  замгендиректора по экономике и был, по сути, правой рукой легендарного руководителя КАМАЗа Николая Беха. На челнинском автогиганте Комма считали не только сильным топ-менеджером, но и человеком, оказывающим значительное влияние на решения своего шефа. Именно  Комм был ключевой фигурой в процессе акционирования КАМАЗа в 1990 году.

Покинуть автогигант ему пришлось после того как в январе 1997 года собрание акционеров КАМАЗа приняло решение о передаче в собственность Татарстана контрольного пакета акций автозавода. Тогда же  Бех был смещен с должности гендиректора. Его место занял Иван Костин. До июля того же года Бех занимал пост председателя совета директоров, пока не уступил его нынешнему первому вице-премьеру РТ Равилю Муратову.

Костин же сразу после назначения заявил, что "ни для кого не будет придумывать теплых мест", и скоропостижно уволил  Комма, как и практически всех членов прежней команды. Далее последовала работа по реструктуризации гигантских долгов КАМАЗа – они тогда составляли $2 млрд. Кстати, важную роль в расшивке этих обязательств сыграл нынешний премьер-министр РТ Халиков, в то время молодой камазовский финансист, пришедший на смену  Комму…

Сергей Кощеев

Справка

Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова создано в 1927 году. За время существования завод выпустил 34 типа и модификаций авиационной техники. На 100% принадлежит ОАК. Уставный капитал 58,2 млрд. рублей, краткосрочные и долгосрочные обязательства (в том числе займы, кредиты и налоговые обязательства) за 2009 год – 74,3 млрд. рублей. Чистый убыток за 2009 год по РСБУ составил 91 млн. рублей, снизившись по сравнению с 2008 годом в 16 раз.

Объединенная авиастроительная корпорация сформирована в 2009 году. Основной владелец - правительство России (89%). Основные активы: 93,17% АХК "Сухой", 94,44% корпорации "Иркут", 95,52% "Туполева", 58,42% РСК "МиГ", 49,64% "Ильюшин финанс" (ИФК) и другие. Консолидированная выручка за 2009 год, по данным компании составила 114 млрд. рублей.

Компания "Сухой" - крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает третье место в мире по объемам производства современных истребителей. Уставный капитал – 18,3 млрд. рублей. Выручка компании за 2009 год по РСБУ составила 38,8 млрд. рублей, чистый убыток – 1,6 млрд. рублей против 611,6 млн. рублей чистой прибыли годом ранее.

ОАО "Туполев" основано в 1922 году. За время существования предприятие разработало более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Около 40 проектов строились в серийном производстве. Согласно ежеквартальному ответу, стоимость чистых активов компании в 1 квартале 2010 года составило 8,1 млрд. рублей. Выручка за 2009 год - 3,5 млрд. рублей, чистый убыток – 129,6 млн. рублей.