ПРОДОЛЖЕНИЕ KAZANSUMMIT 2010. ЧАСТЬ 4-Я 

Многие годы проработавший в финансовом секторе и создавший первый исламский банк в России Адалет Джабиев считает, что сегодня Россия находится на перепутье, когда решается вопрос, быть или не быть стране. Выход из ситуации бизнесмен видит в беспроцентном кредитовании малого и среднего бизнеса, развитии микрофинансирования и отказе от общества потребления. Предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» текст программной речи, с которой Джибиев вчера выступил на cаммите исламского бизнеса и финансов в Казани. 

ЕСЛИ БЫ НЕ РЕЦЕПТЫ МВФ…

- Мы находимся в разгаре так называемого кризиса мировой финансовой системы. Он продолжается и, на мой взгляд, еще больше углубляется. И вопрос о том, когда наступит его вторая фаза преждевременный, поскольку не закончилась первая. Как говорится в русской пословице, "спасение утопающих дело рук самих утопающих". Поэтому нам нужно найти, каким образом, не изолируя нашу экономику от остального мира, защитить ее, обеспечить ее суверенность.

Давайте, сделаем экскурс на двадцать лет назад и представим, что сейчас 1990-й год. Если бы тогда рядом с элитами постсоветского пространства находились люди, которые убедили бы их не брать за основу развития неолиберальные методы управления экономикой, посоветовали не следовать рецептам МВФ по реструктуризации плановой экономики к рыночной, то мы сегодня мы видели бы другую экономическую картину в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, России…

Во всех странах, эмансипированных от советской экономики есть как общие черты, так и различия в силу структуры экономики, экспорта, численности населения, географического положения, наличия ресурсов. Страны СНГ удалились от плановой экономики на разные дистанции. Где-то возник фондовый рынок, ставший инструментом для спекулянтов. Более того, он стал тянуть за собой всю экономику, ставя ее на грань коллапса. Где-то возникла устойчивая банковская система. Где-то она оказалась в руках недобросовестных игроков. Где-то приватизация произошла по одной модели, где-то по другой с нарушением самых базовых принципов справедливости.

КТО УБИВАЕТ ИММУНИТЕТ МОЛОДЫХ ЭКОНОМИК

Ситуация меняется от страны к стране, но эти черты присущи всем молодым экономикам – а двадцать лет для экономики это небольшой срок. У этих юных экономик нет иммунитета. И он вместо того, чтобы поддерживать и усиливать иммунитет, он подавлялся и уничтожался различными "лекарствами". В итоге, в каждой из этих стран с определенной периодичностью возникали проблемы. В одной стране оказывалось, что корпорации занимали слишком много денег, в другой банковская система оказывалась слишком закредитованной. Где-то бюджетный дефицит достигал огромных размеров, и соответственно, здесь возникал рынок таких инструментов как ГКО. В итоге ни одна из стран СНГ не смогла начать с "чистого листа".

Еще раз подчеркиваю, если бы в то время экономический менеджмент знал о том, что существует и иной порядок управления экономикой, то финансовая, банковская система и реальный сектор экономики не существовали бы параллельно друг другу. Эти два типа экономики в разных странах СНГ коррелируют между собой по-разному.

Где-то этой корреляции не было годами. Например, в России – весь период, в который МВФ управляла российской экономикой. Тогда был узкий финансовый сегмент с хорошими показателями и реальный сектор экономики, постоянно деградирующий. Если этого не произошло 20 лет тому назад, то хотелось, чтобы это произошло, хотя бы сейчас.

Сегодня все страны СНГ так или иначе апробируют разные формы управления экономики и финансовой системы. Поэтому сегодня мне кажется, исламская модель управления экономики в еще большей степени востребована. Поскольку финансовая система за последние 20 лет еще больше оторвалась от реальной экономки в мировом масштабе, заражает собой финансовую системы стран СНГ.

ЧЕМ УДЕРЖАТЬ ИНВЕСТОРА?

Сконцентрируемся на России. Как известно, экономическая безопасность – это основа безопасности станы, основа суверенности и независимости. Когда случился кризис, мы увидели, что как только внешние рынки закрылись, открылась проблема - огромная задолженность российских корпораций. Как только спекулянты ушли с нашего фондового рынка, то он резко просел. Все вложения простых людей граждан в этот фондовый рынок обесценилась. Финансовая система страны встала на грань коллапса.

Рефинансирование долгов корпораций и отдельных отраслей происходил не всегда прозрачным и справедливым способом. В итоге мы пришли к тому, что министр финансов заявляет, что к концу следующего года все резервы страны будут исчерпаны.

Помимо этого мы говорим всем: инвестируйте в Россию, Татарстан или любой другой регион. Оставим в стороне декларации, утверждения, что законы позволяют исламским представителям инвестиционных сообществ инвестировать в Россию….

Имея такую валюту как рубль, которая является функцией от чужой валюты, не имеет собственного веса и привязана к одному - двум экспортным товарам, как мы можем обеспечить свою экономическую безопасность? Как мы можем с такой валютой убедить инвестора, что он, инвестируя в страну твердую валюту, покупая те или иные активы, через некоторое время сможем репатриировать капитал?

РЕЦЕПТЫ МАХАТХИРА КАК КРАЙНЯЯ МЕРА

Мы сегодня управляем курсом рубля за счет макроэкономических инструментов в значительной степени в отрыве от того, что происходит в реальной экономике. Как известно, это происходит с помощью технических инструментов, которыми владеет центральный банк. За этим курсообразованием нет реальной экономики.

Поэтому мы не можем гарантировать устойчивую экономическую систему не только своим гражданам, но и не можем обещать инвесторам, что вместо инвестированных 100 долларов из страны не придется вывозить 30 долларов. Вчера доктор Махатхир рассказал про кризис 1997 года (я помню этот период, тогда я был в Юго-восточной Азии ). Тогда он закрыл все рынки, зафиксировал валюту и не дал доступ спекулянтам атаковать ринггит (малайзийская валюта – ред.). Это крайняя мера. Желательно, чтобы не возникали такие предпосылки, когда портфельные инвесторы решат за ночь выйти из рубля, в результате чего его курс рубль придется зафиксировать.

"НОСИТЕЛИ ЗНАНИЙ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СТРАНУ"

Когда мы говорим об экономической исламской модели, то вспоминаем о исламской банковской системе, о финансовых рынках т.д. И это прекрасно. Мне представляется, что мы, мусульмане, являемся носителями этих знаний и несем ответственность за нашу страну, за ее сегодняшний день и будущее. Поэтому мы должны инициировать такие дискуссии.

Мы уже дали посторонним за последние 20 лет поэкспериментировать, поуправлять финансовой системой, экономикой России, когда ее поворачивали как моторную лодку, то направо, то налево, то прямо. Следуя советам других, менеджмент решал свои точечные задачи, ведя клановые и межклановые войны. Это все не обеспечивает будущность России,

Известно, что целостность России – это, прежде всего, экономическая целостность российских территорий. Если нет территорий связанных воедино, управляемых правильно и справедливо, то и нет страны.

"МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ДАЛЬШЕ ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ"

Мусульманская община – это соединительная ткань всей России, и, как минимум, она несет ответственность своим пониманием. Мы понимаем, что дальше так жить нельзя. Хорошо, что вы предлагаете, спросите вы? Вы предлагаете исламизацию всей экономики России? Вам банковская система нужна, чтобы мусульмане могли пользовать ритэйл-продуктами? - спрашивают нас. Хорошо, давайте уберем слово ислам. Такая банковская (беспроцентная) система нужна, чтобы средний и малый бизнес не умирал и не зависел от благосклонности чиновника, который возглавляет фонд поддержки малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес не находит в нынешней банковской системе партнера. А тем временем МСБ надо лелеять, взращивать, к нему нужно относиться как к партнеру. Так, к нему может относиться только банк, который функционирует согласно исламским финансовым принципам. А кто может обеспечить в наилучшей форме микрофинансирование, которое является великолепным инструментом борьбы с бедностью? Напомню, что в нашей стране за чертой бедности живет не меньше 30% населения. Это приблизительно 40 млн. человек, а если взять имеющиеся пропорции, то 6 млн. из них это мусульмане.

Они также поднимают голос и обвиняют, что в России созданы две экономики: одна в районе Садового кольца, где все процветает, а другая за его пределами, где все деградирует. 

"ИСЛАМСКАЯ ТРАКТОВКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСКЛЮЗИВОМ"

Экономическая исламская модель, о которой я говорю, это не просто благородный и безадресный призыв со словами "ребята, давайте жить правильно". На самом деле предлагаемая исламская модель - это технократический подход к управлению целостной экономической и финансовой системой. В ней есть налоговое, банковское, пенсионное регулирование, регулирование финансовых рынков, трудовых отношений, прав собственности.

Кстати о последнем. Сегодня мы приглашаем иностранцев инвестировать, но я убежден, что сегодня мы найдем много расхождений между российской трактовкой совладения самого инвестора. В то же время исламская трактовка не является неким эксклюзивом. В каждой из авраамических традиций следует один и тот же призыв уважительного отношения к чужой собственности.

Приведу такой пример. Всевышний создал природу сбалансированной, и когда мы ведем себя неправильно по отношения к ней, то она нас бьет по голове. В этом случае мы говорим, что экосистема природы нарушена. Тоже мы можем сказать о экономике. 20 лет мы каждый день нарушаем экосистему российской экономики. Мы ведем себя вопреки божественной установке.

ДЕРИВАТИВЫ КАК ПОРОХОВАЯ БОЧКА

Еще раз подчеркиваю, что исламская модель - это не призыв о соблюдении приличий. Это конкретный пример и воплощение. Например, возьмем фондовый рынок. Мы хвастаемся тем, что мы внедрили много производных инструментов. А зачем? У одного крупного американского банка оказалось деривативов на $83 трлн., которые он передал сестринской организации по той цене, которая еще не наступила. Капитализация самого банка составляет 1,5- 2 млрд. долларов! Где 83 трлн. и где несколько млрд.? И за этим кроется угроза, в том числе для российской финансовой системы.

Вспомните, когда возникла проблема сабпрайма. Оказалось, что наше доблестное министерство финансов успело инвестировать в субпрайм значительное количество денег. Мы и сегодня с вами не знаем, где размещены наши деньги. Нет той прозрачности, которой требует исламская экономическая модель.

Вообще, объем деривативов на внебиржевом рынке не подается никакому подсчету. Это сотни и сотни триллионов. По сути, это пороховая бочка, на которой сидит вся мировая финансовая система.

В этих условиях нестабильности отдельные элементы управления исламской модели применяются, например, в Германии. Да, они ее не называют исламской моделью, да и не нужно этого. Любой экономист понимает смысл совокупности применяемых мер, и не важно, что его не интересуют их корни. 

ЭКОНОМИКА УЧАСТИЯ, А НЕ ЭКОНОМИКА ДОЛГА

Думаю, что важным критерием является отношение к дефициту бюджета. Устранить дефицит можно двумя путями – или уменьшаете потребление или берете в долг.

Согласно аврамическим традициям, ресурсы бесконечны, а потребление конечно. Это не означает, что человек должен жить в аскетизме. Но речь идет об умеренности.

Само стремление развивать потребление направлено на превращении российской экономики в экономику долга.


Российская экономика сможет обеспечить потребности российского народа, если она шаг за шагом будет превращаться в экономику участия. Не нужно стимулировать потребление ради спасения каких-то отдельных производителей. Связь между экономическим ростом и вторым чайником, купленным в кредит, очень сомнительна. Нужен ли нам экономический рост, обеспеченный покупкой второго и третьего телевизора в долг?! Да, "Ведомости" напишут: как плохо, что потребление сократилось. А может и славу богу, что оно сокращено! Зачем всю страну, всю финансовую систему превращать в один "Русский стандарт" (аплодисменты).

Хочу завершить свой доклад словами о том, что модель исламской экономики - это не попытка навязывания мусульманами своего видения. Не нравится слово "ислам", давайте назовем эту модель этической, беспроцентной, моделью управления экономикой через партнерство, одним словом как угодно. Предлагаемая модель это скорее императив времени. Сегодня мы стоим на грани: быть или не быть стране. Иллюзия стабильности не должна обманывать.

Записал Арслан Минвалеев 

Справка

Джабиев Адалет Нуриевич - управляющий директор инвестиционно-финансовой компании "Аль-Шамс Капитал"
Родился 21 августа 1961 года в с. Аркиван Масалинского района Республики Азербайджан
Образование, ученые звания, научная работа: Ленинградский институт точной механики и оптики (бывш. ЛИТМО, 1984, инженер-физик по оптическим и оптико-электронным системам). Доктор технических наук (1999, сфера научных интересов – методология и создание систем оптического мониторинга). Дипломатическая академия МИД (1998)
С 1994 по 2006 - председатель правления и собственник МКБ "Бадр -Форте Банк" (Москва).
1991 – 1994 – председатель совета директоров "Форте Банк" (Москва)
С 2000 по настоящее время - Профессор ЛИТМО (СПб)