МИНИСТР ФИНАНСОВ РАДИК ГАЙЗАТУЛЛИН РАССКАЗАЛ, ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОЛГИ ТАТАРСТАНА

Сегодня на сайте минфина Татарстана появился комментарий по поводу долговых проблем бюджета республики. Министр Радик Гайзатуллин выразил в нем на удивление оптимистичную оценку ситуации, несмотря на долговое бремя Татарстана, за три месяца выросшее с 36,7 до 49,3 млрд. рублей. По словам министра, проблемы могут возникнуть не ранее 2012 года, когда придется возвращать основную часть кредитов, взятые в разгар кризиса на ликвидацию кассового разрыва в бюджете РТ.

Замминистра финансов РФ Антон Силуанов недавно озвучил список из 11 регионов, у которых, по его словам, накоплены долги, превышающие 50% их годового бюджета. В списке должников, по информации минфина, оказались Костромская, Астраханская, Московская, Калининградская, Калужская области, а также Северная Осетия, Республика Алтай, Татарстан, Чечня, Мордовия и Камчатский край.

Российский минфин сейчас требует от них составить график погашения долгов. Если такой документ не будет подписан обеими сторонами, субъекту может быть отказано в получении нового бюджетного кредита.

По данным на 1 июня (данные с сайта минфина РФ), долг бюджета РТ составляет 49,3 млрд. рублей, муниципальных образований республики – 18,6 млрд. рублей. Заметим, что долг республики продолжает расти -  еще год назад он составлял 25 млрд. рублей, в марте этого года – 36,7 млрд. рублей (долг муниципалитетов был 11,7 млрд.).

Такой рост задолженности не может не настораживать – вроде бы считается, что острая фаза кризиса уже позади, но долги по-прежнему растут. Интересно, что Минфин Татарстана чувствует себя довольно хладнокровно в этой ситуации. Отчасти свет на причины этого спокойствия проливает комментарий министра Радика Гайзатуллина агентству Regnum, опубликованный на сайте минфина. БИЗНЕС Online приводит его полностью.

"Прежде всего хочу обратить внимание на то обстоятельство, что рост государственного долга произошел практически во всех субъектах Российской Федерации. Причина известна - финансовый кризис. Причем, рост у многих субъектов Российской Федерации в разы больше, чем у Республики Татарстан.

Большинство этих долгов состоит из долгосрочных кредитов федерального бюджета. Здесь хочу выразить благодарность Министерству финансов России в связи с тем, что оно в конце 2008 года очень оперативно отреагировало на прогнозную ситуацию по резкому снижению доходов у субъектов Российской Федерации и практически помогло всем сохранить стабильную ситуацию в регионах. Помощь Министерства финансов позволила своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и сама сфера функционировала бесперебойно.

Хочу подчеркнуть, что кредиты выдавались на три года, и погашение и х предстоит большей частью в конце срока действия соглашений. Относительно долгов республики отмечу, что только по объему долга нельзя судить о реальной возможности его погашения. Здесь необходим анализ структуры государственного долга.

Из чего состоит долг Республики Татарстан? Порядка трети - это государственные гарантии, выданные предприятиям. Гарантии обеспечены залогом, и предприятия несут по нему субсидиарную ответственность. Еще четвертая часть - это долгосрочные федеральные кредиты на строительство дорог в рамках подготовки к Универсиаде, проводимой в 2013 году в Казани.

Следующие 40% - кредиты, привлеченные в связи с финансовым кризисом. Основной срок их погашения приходится на 2012 год. Обращаю внимание, что дорогостоящие кредиты из коммерческих банков республика не привлекала. Таким образом, прямой долг республики составляет менее половины общей задолженности, и над ним мы плотно работаем как в части мобилизации доходов и наращивания налогооблагаемой базы, так и в части оптимизации расходов бюджета. Как видно из данных на сайте Минфина России, Татарстан занял третье место по оптимизации и сокращению расходов в 2009 году.

Мы с определенным оптимизмом смотрим в последующие годы в связи с тем, что ситуация по поступлению доходов уже сегодня начинает исправляться в лучшую сторону. Вместе с тем, определенные изменения в федеральном законодательстве приводят к уменьшению доходной части бюджетов субъектов и росту расходов бюджетов. В частности, я имею в виду повышение страховых взносов во внебюджетные фонды. В связи с этим, не драматизируя обстановку при формировании бюджета на 2011-2013 годы, можно сказать, что в перспективе, возможно, понадобятся отсрочки по долгам в федеральный бюджет, если вся совокупность обстоятельств сложится не в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации".

БИЗНЕС Online