К 1900 году на Заводе братьев Крестовниковых  работало 2260 человек. Приближался 20 век, о наступлении которого восторженно писали газеты, прогнозируя, что он будет золотым, счастливым. Состоятельные промышленники и фабриканты возлагали на него не менее радужные надежды, хотя  давал уже о себе знать промышленный кризис в стране, росла армия безработных. Тем не менее, Завод бр. Крестовниковых вступал в новый век с уверенностью  в успешной деятельности. Тогда никто и представить себе не мог, что всего лишь 19 лет спустя  Крестовниковы спешно покинут Россию,  и в 1919 году завод  перейдет к  организации под названием Центрожир. В новом веке это уже будет «Государственный мыловаренный и свечной завод №1 бывших Крестовниковых».

«Легче закрыть, чем возродить!»

В январе 1919 года завод стал называться «Государственный мыловаренный и свечной завод №1 бывших Крестовниковых» и перешел от его эмигрировавших основателей к Центрожиру.  

Гражданская война оставила «Мыловаренный и свечной завод №1 бывший бр. Крестовниковых» в крайне тяжелом положении. Столичный Центрожир,  которому перешел завод после национализации, сделал даже попытку закрыть завод. Но, когда встретил сопротивление, отдал его местным властям – Татсовнархозу.

Через год комиссия из Москвы пришла к выводу, что завод самостоятельно выжить не может: его надо либо закрывать, либо передавать в концессию иностранцам, либо дать ему дотацию не меньше 800 тысяч рублей. Однако ничего этого не случилось – не закрыли, в концессию не передали, дотацию не дали. А завод выжил! Выжил благодаря людям, которые в него верили, во главе с директором Николаем Кетурой.

Без-имени-1.jpg
К.Петрухина, стахановка по выпуску туалетного мыла, 1939г.

В разгар НЭПа Кетура ведет переговоры с производителями оборудования со всей Европы и даже успел завезти колбасную машину для мыла из Дрездена. Уже в 1926 году завод обогнал дореволюционные показатели.

Довоенный масштаб

В этот период предприятие сумело многого добиться: с 1925 по 1937 год производство основных видов продукции выросло в 1,5-2 раза. Предприятие стало огромным производственным комплексом. 

Фабрика победы

 С началом Великой отечественной войны Жиркомбинат им. М.Вахитова стал стратегически важным предприятием. Так получилось, что на тот момент он остался единственным в СССР производством стеариновых и парафиновых свечей, так нужных в окопах и блиндажах. Увеличилась и потребность в мыле, нехватка которого в условиях скученности людей и недоедания грозила эпидемиями. Не удивительно, что именно в Казань эвакуировали всесоюзный главк жировой промышленности.

Кроме всего прочего, на заводе под надзором ГПУ освоили производство оборонной продукции – глицерина, а также порошка НА для взрывчатых смесей. Вахитовцы вместе со страной ковали победу.

Без-имени-2.jpg

Первый порошок в СССР

Первым стиральным порошком, получившим всесоюзную известность и признание, стал порошок «Новость» производства Казанского химкомбината. В его основе – использование уникального по своим свойствам  ресурса, который тогда казался неисчерпаемым – кашалотового жира. Годом  выпуска первой «Новости» считается 1957 год. Очень скоро завод, вслед за остальным миром, перешел на производство синтетических порошков на основе нефтехимического сырья. Уже через семь лет его выпуск достиг 43,8 тыс. тонн в год. 

 Производство «кашалотового» порошка было свернуто. Однако наработанные казанскими химиками ноу-хау не пропали даром. В лаборатории комбината синтетические компоненты порошка «скрестили» с натуральными и в результате получили синергетический эффект. Образцы порошка, названного «Луч»,  отвезли в Москву и сравнили с импортными аналогами. Казанский порошок был на голову лучше!

Без-имени-3.jpg

В позе «Лотоса»

Этот порошок помнят все жители России, все, кому довелось жить в так называемую  эпоху «застоя» - 70-80-ые годы. Химкомбинат им. Вахитова заполонил тогда прилавки магазинов универсальным порошком «Лотос».

На комбинате в это время выпускали больше десятка разновидностей порошков для разных видов стирки. Так, здесь начался выпуск детского порошка «Малышам», не вызывающего аллергии у младенцев. Порошок «Ока» был примечателен тем, что в его рецептуре уже тогда впервые были использованы биодобавки, о которых теперь так любят рассказывать в рекламе. Так называемые энзимы – «умные ферменты» - обладают способностью удалять белковые и прочие пятна, которые обычным порошком не выводятся. Позднее этот порошок переименовали в «Био-с». В этот же период завод выпустил свой самый концентрированный, «агрессивный» порошок для стирки спецодежды – «Робот».

 На обновленном оборудовании итальянской фирмы «Мацони» развивалось производство мыла. Особой гордостью стало мыло «Балет», которое делали из норкового жира. Оно прекрасно отмывало грязь и не сушило кожу.

«Нэфис» - как первая ласточка  частного капитала в Казани

4 декабря 1992 года Госкомимущество Татарстана выдало свидетельство под №1 о первой в республике приватизации государственного предприятия. Первым частным предприятием в Казани стал химкомбинат им. Вахитова. Став акционерным обществом, он приобрел свое нынешнее имя «Нэфис», которое впоследствии расширилось до «Нэфис Косметикс». Кстати, название предприятие глубоко символично, ведь «Нэфис» – это чистота,  свежесть, красота, изысканность и нежность в прямом значении слова.

Эпоха возрождения

Рыночные реформы 90-х годов больно ударили по лидеру отечественной бытовой химии. Слава порошка «Лотос» поблекла перед брендами транснациональных компаний, закачивающих астрономические бюджеты в телевизионную рекламу. Дешевый импорт моментально вытеснил продукцию «Нэфис» и других российских производителей с полок магазинов. Казалось, комбинат ждет незавидная судьба – расчленение, перепрофилирование производственных площадей. Но тут предприятию вновь повезло. В 1998 году пришла целая плеяда эффективных топ-менеджеров – Ирек Богуславский, Дмитрий Самаренкин, Дмитрий Харитонов, Шамиль Габдуллин. Они сделали многое для процветания предприятия, которое за небольшой период времени вновь стал флагманом российской промышленности.

555.jpg
Ирек Богуславский

«Благословение» братьев Крестовниковых

К моменту прихода команды Ирека Богуславского, предприятие полностью стояло четыре месяца. Новые управленцы начали с того, что выплатили людям зарплату, чтобы разрядить социальную напряженность. Самое удивительное, что вытягивать предприятие из трясины новые хозяева завода начали, наладив производство… хозяйственных свечей, с которых когда-то начинали Крестовниковы.  

Пройдет немного времени и «Нэфис Косметикс» вернет себе лидерство на российском рынке бытовой химии. И уже никто не вспомнит, что первым шагом к прорыву были свечеотливочные станки, изготовленные на Казанском вертолетном заводе по чертежам 1905 года. Эти станки работают и поныне, вот только спрос на свечи значительно сократился. Зато неизменно высоким остается спрос на бытовую химию, которую выпускает «Нэфис Косметикс», причем как на рынке России, так и в зарубежных странах.   

РєСЂ.jpg

Кстати, в наше время, герб отцов-основателей предприятия украшает одно из популярных видов мыла «Завод Братьев Крестовниковыхъ. Для дамъ и господъ». Состав мыла – это восстановленная рецептура 19 века, с использованием натуральных ингредиентов.

Уже через 5 лет, в 2003 году, команде топ-менеджеров, реанимировавших бывший завод братьев Крестовниковых, доверят возрождение  другого предприятия, фактически банкрота - Казанского жирового комбината. Так образуется Группа Компаний «Нэфис».  Об истории развития NEFIS GROUP - в нашем следующем блоге.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции