Проект реновации Адмиралтейской слободы в 2 км от Кремля рискует остаться на бумаге из-за нехватки средств (Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Проект реновации Адмиралтейской слободы в 2 км от Кремля рискует остаться на бумаге из-за нехватки средств 
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА ПРОТИВ ИННОПОЛИСА

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», — гласит известная пословица, однако в нашей реальности последовательность действий бывает иной. К сожалению, о комплексном научном подходе к градостроению задумались только сейчас, когда в Казани и пригородах типа Иннополиса уже полным ходом идет инфраструктурная революция. Одной из основных мыслей, которая звучала на каждой секции Kazan Urban Forum, была мысль о том, а нужны ли вообще нам новые города вроде Иннополиса или «Смарт сити»? Особенно на фоне постоянного недофинансирования городов существующих. Например, заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест факультета архитектуры КГАСУ, профессор Александр Дембич представил замечательный проект реконструкции Адмиралтейской слободы. Этот исторический район, расположенный в паре километров от Кремля на стыке двух рек, имеет огромный потенциал, но сейчас находится в разрухе и депрессивном состоянии. Когда речь зашла о сроках реновации и источниках финансирования, всем в аудитории стало грустно.

Еще один большой вопрос возник у местных и приглашенных специалистов к новым Иннополису и «Смарт сити»: а каково их функциональное предназначение? После ряда проб и ошибок урбанисты всего мира пришли к пониманию, что наиболее эффективными являются компактные образовательные кластеры, когда на небольшой территории рядом находятся сразу несколько хороших университетов. Сейчас такой кластер формируется в центре Казани. Руководство республики затрачивает большие силы и средства на развитие КФУ и других вузов. Очевидно, что попытка создать новые топ-университеты в Иннополисе и «Смарт сити» будет обречена на неэффективность из-за распыления ресурсов.

Зависимость плотности деловой жизни от расстояния до центра Казани
Зависимость плотности деловой жизни от расстояния до центра Казани

ОБНОВЛЕНИЕ СТАРЫХ ПРОМЗОН ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО

Еще один потенциальный актив Казани — слабо используемые промзоны, окружающие центр города. Реорганизации старых промзон была посвящена одна из сессий форума. На ней спикеры из японского, московского и лондонского институтов пришли к однозначному выводу, что у Казани нет выбора. Если столица Татарстана хочет быть красивым и современным городом, то старые и заброшенные зоны вокруг центра придется обновлять. Девелоперам проще и выгоднее лепить типовые «панельки» в чистом поле на окраине, поэтому для жизненно необходимого обновления старых районов нужна политическая воля и решимость местных властей.

БУДУТ ЛИ УСЛЫШАНЫ ПРОШЕДШИЕ СЛУШАНИЯ?

Из-за дефицита времени прошедший форум можно назвать слушаниями, поскольку после запланированных выступлений специалистов времени на дискуссии практически не было. Но совсем необязательно ждать еще год, чтобы провести второй Kazan Urban Forum. Деловой саммит оказался не самой удобной площадкой, хотя бы потому, что на таких мероприятиях не приняты критические дискуссии. А такие обсуждения жизненно необходимы Казани, поскольку уровень понимания нужд города сейчас невысок.

На последнем московском форуме по урбанистике был представлен любопытнейший доклад «Археология периферии». В подробном и разностороннем исследовании авторы показали, что даже специалисты очень мало знают о «спальных» районах Москвы, не говоря уже о чиновниках, принимающих программы развития этих самых районов.
Ситуация в Казани как минимум не лучше, а потому перед грядущими масштабными стройками (города-спутники, вторая линия метро, мегапарковки) нужно полноценное исследование города.

Пешеходный тротуар в самом центре Казани на улице Дзержинского 

К сожалению, градостроительная теория и практика в Казани зачастую разнятся, а мнения даже топовых мировых специалистов не имеют веса. Так, в феврале все руководство Казани и Татарстана слушало Энрике Пеньялосу, который убедительно рассказывал о важности пешеходной инфраструктуры. Известный колумбиец уехал, и мэрия Казани продолжает строить наземные переходы и чинить преграды пешеходам по всему городу. По моему мнению, пора градостроительную практику привести в соответствие с современной теорией. Отладка связи между теорией и практикой — важнейшая тема для второго Kazan Urban Forum, который, надеюсь, не за горами.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции