МАРСЕЛЬ – ЭТО ВАМ НЕ ПАРИЖ

 Марсель на карте Франции занимает особое место. Он – центр Прованса, город, один из самых интересных в бассейне Средиземного моря. Если вы побываете в Марселе, а потом попадете в Париж, у вас будет ощущение, что вы посещаете две свершено разные страны.

 Марсель, в котором переплелись культуры Франции, Италии, Испании, Марокко, Туниса и так далее – ленивый  и праздный. Море, солнце, пальмы, белые фасады домов, все располагает  к неге. Этот город  предложит вам на обед французский рыбный суп буайбес и марокканский кус-кус. Напоит турецким кофе. Изумит лиловыми цветами на голых ветках – так называемыми «иудейскими деревьями», они цвету уже в марте. И вы будете вдыхать йодистый аромат моря в старом порту и, возможно, даже посетите здесь один из прибрежных ресторанчиков – любимое место отдыха князя Феликса Юсупова. Потомка нашей царицы Сююмбике, между прочим.

 АВАНТЮРА РИШАРА МАРТЕНА

 Несмотря на всю свою несерьезность, именно Марсель – место проведения международного театрального фестиваля русских театров. Его инициатором стал актер и режиссер Ришар Мартен, основатель театра «Турски».

 В свое  время Мартен учился театральному ремеслу в Париже и даже поигрывал в театриках на Больших Бульварах. В конце шестидесятых его закружил вихрь студенческой вольницы, что прокатился по столице Франции. В результате Ришар вернулся в Марсель и решил открыть свой театр.

 Денег не было. Их никто не спешил давать. По студенческой привычке Мартен начал протестовать – он привязал себя к стреле подъемного крана и велел поднять над землей. Ему стало плохо, и приехала «Скорая помощь». В чувство Ришара привели,  и надо же такому случиться, врач, оказывающий ему помощь, вскоре стал… мэром Марселя. И помог с открытием театра, который стал носить имя поэта Турски.

 На фестиваль в Марсель теперь каждый год съезжаются четыре – пять театров из России, которые в течение недели дают спектакли.

 КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ

 Почти двадцать лет назад Ришар Мартен встретился с представителем первой волны  русской эмиграции князем Георгием Ангуладзе, сыном популярного в войсках русского генерала. Как-то так вышло, что Георгий Георгиевич и его жена Тамара вместе с Ришаром задумали проводить фестиваль русского театра в Марселе.

 Князь Ангуладзе, к сожалению, пять лет назад ушедший из жизни, стал одним из вдохновителем театрального форума и связующей нитью между Россией и Францией. Он сам ездил отсматривать спектакли на историческую родину, бывал и в Казани, где подружился с художественным руководителем – директором Качаловского театра Александром Славутским.

 Георгия Георгиевича отличали редко встречающаяся сейчас интеллигентность и безупречный вкус. Он был, по сути, камертоном марсельского фестиваля.

 ЯЗЫК ОСТРОВСКОГО ПОНЯТЕН ФРАНЦУЗАМ

 В этом году на фестиваль было решено везти спектакль по пьесе А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», который  в Качаловском называется емко – «Глумов».

 Спектакль качаловцев – не о быте и нравах Замоскворечья. Он – об очень современной ныне тенденции не обращать внимание на честь и совесть, отрицать нравственные ориентиры и, сметая все на своем пути, идти  к цели. Разве только в Москве есть свои глумовы? Их много и в Париже, и в Лондоне, и в Рио-де-Жанейро…

 За неделю гастролей «Глумов» был показан в Марселе трижды. И трижды зал театра «Турски» на восемьсот мест был полон. Артисты рассказывают, что зрители реагировали в самых неожиданных местах, - история, рассказанная казанцам, была близка и понятна французам.

 Каждый спектакль, а его сопровождали субтитры на французском, заканчивался длительными аплодисментами. Особый  успех выпал на долю исполнителя главной роли Ильи Славутского и его коллег – Светланы Романовой, Михаила Галицкого, Ильи Петрова, Надежды Ешкилевой, Марата Голубева, Елены Ряшиной и других.

СДЕЛАНО В РОССИИ

Большую часть публики в зале составляли французы, хотя приезжали и русские, и не толко из Марселя, но и с других городов. Показом спектакля вечер не оканчивался. После небольшого перерыва в большом фойе театра «Турски» начиналось представление, «кабаре», как его здесь называют.

 И здесь царили все тот же Илья Славутский, Елена Ряшина, Эльза Фардеева и музыканты театра. Дело в том, что практически вся качаловская труппа – поющая. И специально к поездке во Францию готовится музыкальная программа – русские песни и романсы. Надо видеть, как реагируют французы на этот традиционный российский вид салонного искусства, вслушиваясь в каждый романс. Незнакомый   язык не помеха, когда у исполнителей есть душа.

 Через пару лет фестиваль в Марселе будет отмечать двадцатилетие. И качаловцы на него уже приглашены. Чем будут удивлять – пока тайна.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции