КАЗАНСКИЕ КОМПАНИИ СОХРАНИЛИ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СВОИХ СОТРУДНИКОВ

Работодатели Казани в кризис вынуждены были сократить многие расходы своих компаний, связанные с различными льготами и компенсациями своим сотрудникам. Однако, в целом многие компании продолжают придерживаться политики различных дополнительных выплат и компенсаций своим топ-менеджерам и наиболее ценным сотрудникам. К таким выводам пришли специалисты кадрового холдинга АНКОР, которые провели исследование в компаниях, представленных в Казани.     

БОНУСЫ И ДЕПРЕМИРОВАНИЕ

Из-за кризиса политика начисления зарплаты в казанских компаниях подверглась существенным корректировкам, особенно в части выплаты премий. Так, 53% компаний выплачивают своим сотрудникам фиксированный бонус, который во многом зависит от результатов деятельности компании в целом. Нефиксированный бонус, который выплачивается по результатам индивидуальной деятельности работника, предоставляют 68% компаний.

Результаты опроса показывают, что большинство компаний предпочитают выплачивать бонусы ежемесячно. При этом более 80% компаний практикуют депремирование персонала – чаще всего, за нарушение трудовой дисциплины и некачественное выполнение работ.

СВЕРХУРОЧНЫЕ

Не секрет, что из-за оптимизации в нынешнее трудное время численности персонала, нагрузка на оставшихся сотрудников возросла, у них появились дополнительные обязанности, а ненормированный график работы стал нормой. В этих условиях наличие политики оплаты сверхурочных работ подтвердили 58% компаний. Способы компенсации разные. К примеру, 70% предлагают сотрудникам дополнительные дни отпуска или отгул, а 60% оплачивают переработки по схеме, предусмотренной трудовым законодательством.

Опрос показал, что компании всегда покрывают расходы на проезд и проживание тем, кого отправили в командировку. Средний размер суточных обычно составляет около 500 рублей.

АВТОМОБИЛЬ

Корпоративный автомобиль или компенсацию за использование личного автотранспорта своим сотрудникам предоставляют 58% компаний (в 2008 году – 63%). Ежемесячные расходы компании на компенсацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) одному сотруднику составляют от 500 до 13050 рублей, в среднем около 3000 – 3500 рублей. 81% компаний предпочитают компенсировать расходы на ГСМ ежемесячно фиксированным платежом, 19% оплачивают по чекам.

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Большинство – 79% компаний компенсируют сотрудникам расходы на мобильную связь (в 2008 году было 86%). Средняя стоимость затрат для компании на одного человека в месяц – примерно 1 000 рублей, без учета высшего менеджмента. 67% компаний предпочитают предоставлять сотрудникам sim-карты, остальные выдают мобильный телефон.

МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА

Дополнительное медицинское страхование (ДМС) обеспечивают чуть меньше половины компаний – 47%. Предпочтение чаще отдается программам "Поликлинические услуги" и "Стоматология", реже компании выбирают услуги по госпитализации, ведению беременности и родов. При выборе провайдера по услуге ДМС компании обращают внимание на гибкость предложения провайдера, соотношение цена – качество, объем услуг в рамках программы, уровень сервиса и список клиник, учитывают отзывы о страховой компании на рынке, а некоторые пользуются услугами дочерней компании в рамках холдинга. В условиях ограниченного бюджета некоторые компании оплачивают только часть сервиса, либо предлагают сотрудникам самостоятельно приобретать полис ДМС по льготным для организации тарифам.

ПИТАНИЕ

Расходы на питание, в большинстве случаев частично, компенсируют 37% компаний, что на 35% меньше, чем в прошлом году. Средняя стоимость такой дотации на одного сотрудника в месяц может составлять около 2 000 рублей.

СПОРТ

Доля компаний, предоставляющих такую льготу, – 35% . В кризис их стало лишь на 3% меньше, чем в прошлом году. Большинство арендуют и предоставляют спортивные залы, организуют спортивные соревнования – внутри компании, между отделами, между компаниями. Только четверть полностью оплачивают членство в спортивных клубах.

НЕ ПРИВИЛЕГИЯ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

Таким образом, можно отметить, что снижение или отмена доплаты на обеды, сокращение лимитов на командировочные расходы, выбор более экономичных тарифных планов на мобильную связь и т.д. позволили компаниям сохранить наиболее важные и необходимые льготы. Компенсационный пакет сегодня не привилегия, а производственная необходимость – компании компенсируют фактические расходы "зарабатывающих" подразделений. Кроме того, оптимизация расходов на персонал за счет пересмотра политики предоставления и суммарной стоимости компенсаций и льгот, позволила компаниям сформировать новые мотивационные схемы для наиболее ценных и лояльных сотрудников.

БИЗНЕС Online

Справка

В сентябре 2009 года АНКОР в Казани  провел опрос работодателей из 57 компаний с целью анализа льгот и компенсаций для сотрудников, а также изменений в области управления персоналом. В исследовании приняли участие российские (56%), иностранные (11%) и локальные компании (33%), осуществляющие свою деятельность на территории Казани и РТ менее 5 лет (39%), до 10 лет (33%) и более в следующих секторах рынка – розничные торговые (27%) и аптечные сети (16%), дистрибуторы (61%), заводы (26%), предприятия сферы строительства (11%) и услуг (8%).