- А разве не гарант сбыта, то есть фонд РЖС, решает, по какой цене он купит непроданное жилье?

- Решение о цене выкупа принимает гарант самостоятельно, вы правы. Но фонду, чтобы купить жилье, тоже потребуются ипотечные кредиты АИЖК. А мы оцениваем жилье как залог по ценам минрегиона, и больше чем на 21 000 рублей за метр жилья ипотечный кредит в АИЖК фонду не дадут. Если гарант хочет выкупить жилье по 35 000 рублей за метр, то он должен иметь еще 14 000 рублей собственных средств, а если по 25 000 — то всего 4000 рублей Разница, как говорится, очевидна.

Поэтому Фонд содействия развитию жилищного строительства из-за ограниченности своих средств планирует выдавать гарантии сбыта только по жилью, которое будет построено на продаваемых им землях. Хочется надеяться, что по мере роста его доходов он начнет давать гарантии сбыта на достройку и на чужих землях. Он сейчас готов дать гарантию купить 25 процентов жилья, построенного на землях, проданных под застройку.

- А из каких доходов при худшем сценарии и необходимости покупки квартир фонд-гарант будет платить вам проценты по ипотеке?

- В худшем случае гарантия будет исполнена, и гарант выкупит жилье с помощью ипотечного кредита. Такой кредит будет погашен после продажи квартиры, то есть можно не торопиться ее продавать сегодня. Но тогда надо будет сдать ее в аренду, чтобы платить проценты по кредиту. Существует формула взаимосвязи ставки найма, процентной ставки и доли кредита. Ставку найма определяет рынок, а долю кредита и процентную ставку по нему определяем мы.

- А кто же будет гарантом по недостроенным объектам?

- Мы пытаемся сейчас в качестве гаранта по проектам достройки, например, работать еще с фондом ЖКХ – он участвует в программе переселения из ветхого и аварийного фонда, поэтому мог бы быть гарантом выкупа квартир под переселение. Сейчас мы с ними такое соглашение подписали – в каких-то регионах и в определенных объемах гарантом может стать и фонд ЖКХ.

Мы пытаемся убедить и региональные ипотечные агентства, которые созданы региональными властями, брать функцию гаранта по выкупу жилья на себя. Ведь это риски региональных рынков жилья. Начали активные переговоры с местными властями, разослали письма, рекомендуем им предусмотреть в бюджетах на 2010 года дополнительные взносы в уставные капиталы региональных операторов для решения этой задачи. Сейчас, кстати, многие губернаторы заявляют, что цена жилья больше падать не будет. Принятие на себя финансовой ответственности делает такие заявления более убедительными.

У региональных агентств есть еще инструмент снижения своего риска – начинать привлекать покупателей на этапе стройки. Чтобы не исполнять гарантию по сбыту, проще делать то, что предлагала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в июле на совете у президента. Она сказала, что надо создать аналог АСВ для долевого участия в строительстве – чтобы кто-то гарантировал дольщикам, что они не потеряют деньги. Если предложить дольщикам гарантию регионального агентства по ипотечному кредитованию и контролировать строительство – жилье снова начнут покупать на этапе стройки. Не уверен, что такой фонд гарантирования для дольщиков будет создан как федеральная структура, но на региональном уровне – вполне реально. Чем больше будет покупателей, тем меньше нужно будет исполнять гарантий по непроданному жилью. А целевое использование средств застройщиком будет контролировать и АИЖК, и местная администрация, и региональное агентство – для этого и деньги выделяются траншами, по мере строительства.

- Освоите ли вы до конца года 40 миллиардов рублей, запланированные на эту программу?

- Расходование средств определяется графиками строительства, и деньги будут выдаваться поэтапно. Наша главная задача – принять на себя как можно больше обязательств по финансированию, заключив договоры. Если поделить пополам средства на новое строительство и достройку – по первому направлению быстро освоим, у фонда РЖС большие площадки. Если банки будут медлить с финансированием достройки, переориентируем средства на новое строительство. Мы будем предлагать местным властям не просто землю выставлять на продажу, а по примеру фонда РЖС землю с гарантированным финансированием по нашей программе. Поэтому рекомендую банкам активно подавать заявки по достройке объектов, которые они кредитовали ранее.

- Интереснее ли банкам стало работать по программам АИЖК? Стремятся ли к этому крупные банки?

- Интерес к работе по стандартам АИЖК есть, поскольку это быстрый оборот денег, чистый заработок комиссионного дохода. Для крупных банков проблема заключается в доработке их систем для автоматизации процесса — чтобы продавать нам закладные, нужно, чтобы наши информационные системы обменивались данными между собой, а ставить нашу систему для них не всегда удобно. При продаже кредитов пулами они используют свои технологии. Мы проводим встречи с банками, предлагаем обе схемы, но у них сейчас не очень активно идет выдача, и потребность в ликвидности и продажах пока небольшая.

- Ваше дочернее предприятие, АРИЖК, предполагало выкупать реструктурированные кредиты у банков. А сейчас обсуждается возможность, чтобы АРИЖК выкупало и проблемные кредиты. Каково ваше мнение как акционера?

- Мы разделяем понятие проблемного и реструктурированного кредита. Проблемный – это тот, по которому заемщик перестал платить, и такие кредиты выкупать мы не будем. Сейчас мы рассматриваем вопрос выкупа кредитов, которые были проблемными, его реструктурировали, и человек начал платить. Выкупать будем не за деньги, а в обмен на облигации. Наши или с нашим поручительством – это не принципиально. Банк передаст АРИЖК закладную, а оно ему – облигацию.

Дисконта по закладным не будет, так как для банка это равнозначно уменьшению капитала. Вместо дисконта будет пониженная процентная ставка по облигациям. Либо при рыночной ставке облигацию передать с премией. Ставка по облигациям либо премия при их продаже будут зависеть от качества пула, который мы купим.

- Когда это может начаться, и есть ли у банков интерес?

- Однозначно интерес есть. Но мы это будем делать только по тем кредитам, которые удовлетворяют нашим требованиям к стабилизационным займам, – это жилье эконом-класса, у заемщиков средние доходы, а в качестве дополнительных критериев – может быть, это будут семьи с несовершеннолетними детьми или заемщики, проживающие в моногородах. Все же объем денег или облигаций конечен, поэтому программа нацелена не столько на помощь банкам, сколько на снижение социальной напряженности в определенных регионах или социальных группах.

- А почему эта передача кредита снизит напряженность? И когда вы начнете это делать?

- Для банка реструктурированная закладная – это повышенный риск. А агентству деньги как раз и выделяли на помощь заемщикам. И у нас достаточно капитала, чтобы держать такие кредиты на балансе. Мы на комитете по стратегии эту программу рассматривали, она в целом была рекомендована к одобрению наблюдательным советом АРИЖК. Я думаю, в четвертом квартале мы выйдем на пилотный проект.

- А если такие заемщики не будут платить, сколько вы сможете держать у себя их кредиты без выселения заемщиков?

- Все-таки мы работаем с кредитами, а не с квартирами, наша задача – реструктурировать один раз, возможно еще один. Если заемщик не платит, это уже не ипотека, это благотворительность начинается. Наша задача в этом случае – его выселить из квартиры и передать муниципалитету, в маневренный фонд. По крайней мере заемщика лишат права собственности на это жилье. Опять же, повторю: вначале мы всегда предлагаем заемщику реструктурировать его кредит.

- Так АИЖК в конечном итоге и может стать той самой организацией, которая будет иметь на балансе квартиры, изъятые из собственности заемщиков, и сдавать им их внаем?

- Мы пока не рассматриваем в этом качестве АИЖК, каждый должен заниматься своим делом, и не наш бизнес – заниматься сдачей квартир внаем. Пусть этим занимаются региональные власти, так как их задача – формировать фонд для отселения. Квартиры неплательщиков могут стать таким маневренным фондом. Вопрос, кто будет его управляющим оператором. Мы внутри агентства обсуждали вариант, что изъятое из собственности жилье мы можем продавать муниципалитетам с рассрочкой оплаты.

- Все-таки часть заемщиков не платит, и не все жилье, изъятое у них, вам удается продать с торгов. Сколько такого жилья вам приходится взять себе на баланс?

- С начала года мы взяли на баланс 25 квартир, до конца года ожидается еще 50.

- А сколько квартир вы получаете в виде истребования имущества через суд? И какой процент жилья удается продать с аукционов?

- Примерно 20 процентов заемщиков добровольно погашают задолженность до вынесения судебного решения. Из тех, что доходят до суда, 99,8 процента всех судебных решений было вынесено в пользу АИЖК.

После решения суда часть заемщиков продает квартиры самостоятельно, а остальное поступает на аукцион. По нашим данным, на сегодняшний день около 2% жилья, по которому возбуждено исполнительное производство, реализовано на торгах. Хочу подчеркнуть, что в условиях падения жилищных цен для заемщика экономически более выгодна процедура внесудебного обращения взыскания, да и сроки подобной процедуры значительно короче.

- А сколько судебных исков вы подали к неплательщикам, например, с начала года?

- Эту статистику мы не хотели бы раскрывать, но, что касается ее динамики, все зависит от нашей "пропускной способности" – мы можем готовить определенное количество исков в единицу времени, и, поскольку штат мы не расширяли, эта цифра не сильно изменилась.

- А еще агентство перестало публиковать данные по платежной дисциплине заемщиков в регионах. Можно ли охарактеризовать, как изменилась ситуация в самых проблемных регионах с начала года?

- Мы перестали эти цифры раскрывать, потому что, с одной стороны, эти цифры неправильно интерпретировались, а с другой – они были не всегда корректны. Мы считаем просрочку по факту получения агентством денег, но бывает техническая просрочка, когда деньги задержал банк, а люди заплатили вовремя. Пока не понятно, каким другим показателем мы можем это заменить.

- Но, наверно, непоступление вовремя денег от банков отражает проблемы у них?

- У нас были технические проблемы, такие, как несвоевременное проведение платежей банками. Вторая составляющая проблемы – концентрация портфеля. Многие забывают, что данные по платежной дисциплине – это дробь. Если в регионе всего 100 кредитов и 10 заемщиков перестали платить – это 10 процентов просрочки. А если еще 10 заемщиков досрочно погасили кредит, портфель (знаменатель дроби) сократился и доля просрочки выросла автоматически, хотя новых неплательщиков нет. И такая ситуация сейчас наблюдается – число неплательщиков не растет, а заемщики боятся кризиса и погашают кредиты быстрее. В этом случае просрочка продолжает расти. Другими словами, это не универсальный показатель качества кредитов.

- Но наверняка объем досрочных погашений кредитов сейчас снизился и не должен влиять на объем кредитных портфелей? Ведь кризис съел часть доходов граждан?

- Ничего подобного! У нас был всплеск досрочного погашения во втором – третьем кварталах – люди брали материнский капитал и направляли на погашение ипотеки. Особенно активно брали материнский капитал в Кировской и Кемеровской областях. Там доля погашения кредитов материнским капиталом составила 39  и 49 процентов от всех погашений. В целом по стране доля погашений ипотечных кредитов средствами материнского капитала составила 27,13 процента.

Программа материнского капитала очень сильно повлияла на статистику, увеличив объем досрочных погашений, а параллельно повлияв и на уровень просрочки в некоторых регионах из-за сокращения портфеля.

А с этого года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, по которым работодатели до 1 января 2012 года могут включать в расходы на оплату труда компенсации своим сотрудникам расходов по уплате процентов по кредитам на покупку или строительство жилья. Это наверняка тоже повлияет на досрочные погашения ипотеки, хотя вычислить отдельно такую статистику нет возможности.

- Несмотря на влияние досрочных погашений, во втором квартале у АИЖК снизилась доля просроченной задолженности до 90 дней. Как сейчас обстоят дела с ней?

- На сегодняшний день она уменьшилась вдвое. Общая сумма просрочки стабильна – около 12 процентов, но внутри по срокам она перераспределяется – доля просрочки менее 90 дней сокращается, – новых неплательщиков появляется меньше. Значит, ситуация стабилизировалась. Мы давим по качеству сопровождения на банки, банки чаще общаются с заемщиками, и те стали более регулярно платить. Сыграло роль и ужесточение требований к кредитам, новые кредиты стали более качественными.

- А какая у вас сейчас средняя зарплата заемщика? Повысилась ли она?

- Сейчас она составляет около 36 000 руб. Из-за того, что требования к первому взносу повысились, средняя сумма кредита сократилась, поэтому заемщику с меньшей зарплатой, но большими сбережениями можно получить кредит. При этом наши ставки от 10-12 процентов сделали ежемесячные платежи еще доступнее.

- В 2005 году правительство ставило задачу выдавать один миллион ипотечных кредитов в год. Есть ли сейчас у правительства требования к вам – либо с точки зрения годовой выдачи кредитов, либо просрочек по кредитам, либо другие?

- Наши ориентиры – это бизнес-план по количеству и качеству кредитов. С точки зрения рынка в целом готовится новая редакция федеральной целевой программы "Жилище", которая отражает прогнозы правительства. Ожидается, что объем выдачи в один миллион ипотечных кредитов в год может быть достигнут в 2013 году. Наш финансовый рынок активно восстанавливается, доходность по ценным бумагам падает, а значит, и проценты по ипотечным кредитам тоже будут снижаться. В сентябре отмечен рост промышленности. Будет оказана поддержка в сегменте жилья экономкласса. Если эти тенденции сохранятся, то целевой показатель может быть достигнут.

По газете "Ведомости"