ПОЧЕМ ОВОЩИ И ФРУКТЫ ДЛЯ НАРОДА?

Серию расследований, связанных с резким ростом цен на продовольствие, который произошел год назад на волне девальвации рубля, продолжает УФАС по РТ. На этот раз под подозрением оказались предполагаемые виновники подорожания овощей и фруктов. Напомним, что именно фруктово-овощной скачок цен вызвал широкий общественный резонанс, затмив даже возмущение ростом цен на сахар и гречку, которые также стали объектом внимания антимонопольщиков. Так, большинство из жалоб россиян, обращавшихся в начале года в центральный аппарат ФАС, касаются именно цен на овощи и фрукты. Наибольший рост цен среди овощей с начала 2015 года к 29 января наблюдался на белокочанную капусту — на 29%, значительно подорожали помидоры — на 27%, репчатый лук и морковь — на 20%.

По данным Росстата, плодоовощная продукция в России за год (к февралю 2015 года) подорожала на 42,2%. При этом без учета овощей-фруктов продовольственные товары в феврале 2015 года подорожали существенно меньше — на 20,8%. Позже разрыв в ценах начал сокращаться, по фруктам годовой прирост цен в октябре 2015 года составлял 41,8%, по овощам — 17,2%, рассказал «БИЗНЕС Online» директор аналитического департамента инвестиционной компании Savements Ltd. Александр Осин. По Татарстану же темп подорожания год к году, по данным УФАС, составил порядка 50%.

Александр Груничев
Александр Груничев


«В НАШЕЙ ПРАКТИКЕ ЕЩЕ НЕ БЫЛО ТАКОГО, ЧТОБЫ НЕ ПУСКАЛИ В ОФИС...»

Сначала под прицел УФАС по РТ попала компания «ИнтерФрут» из Набережных Челнов (на данный момент осуществляется проверка, не занимала ли она доминирующее положение на местном рынке), специализирующаяся на перепродаже овощей и фруктов, как считают в УФАС, практически всем работающим в Татарстане федеральным и региональным торговым сетям.

Однако вскоре произошел вопиющий случай, о котором на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель антимонопольной службы по РТ Александр Груничев: «Когда мы вышли к ним с проверкой, они юридически закрыли фирму, «слили» ее в другой регион и стали работать с торговыми сетями от имени другой фирмы. В нашей практике еще не было такого, чтобы нас не пускали в офис, на склады...»

В УФАС по РТ «БИЗНЕС Online» уточнили, что в рамках рассмотрения дела комиссия пришла к выводу, что после возбуждения дела ООО «ИнтерФрут» фактически перевело товарные потоки на ООО «Плодкам». Обе фирмы обвиняются в установлении экономически необоснованных оптово-отпускных цен.

В качестве «лиц, располагающих сведениями», к делу привлечены и торговые сети, в числе которых ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Ашан», ООО «Зельгрос», ЗАО «Торговая компания Эдельвейс». У сетей сейчас запрашивается информация за 2014 год и первое полугодие 2015 года об объемах реализации овощей и фруктов (в частности, яблок, капусты белокочанной, моркови и картофеля) «в разрезе поставщиков». Также антимонопольщиков интересует динамика средневзвешенных цен, объемов закупки и реализации овощей и фруктов по РТ и размер вознаграждений (в том числе маркетинговых выплат) произведенных поставщиками овощей и фруктов в адрес торговой сети. При этом пресс-служба УФАС по РТ отмечает, что если в действиях торговых сетей комиссия выявит признаки нарушения антимонопольного законодательства, то торговые сети также будут переведены в статус ответчиков.

НИКИФОР КАБАХИДЗЕ И ВИКТОРИЯ КОПАЛИАНИ ВСТУПИЛИ В ТАЙНЫЙ АЛЬЯНС?

В «Плодкаме» воздержались от комментариев до окончания рассмотрения дела, в «ИнтерФрут» газете «БИЗНЕС Online» не удалось дозвониться — все указанные телефоны компании оказались неактуальными. По данным системы «Контур-Фокус», владельцы данных компаний не пересекаются между собой и не известны широкой аудитории, однако обе они ранее были зарегистрированы по одному и тому же адресу в Набережных Челнах, затем «переехали» в Москву.

Компания «ИнтерФрут» была создана в 2011 году, уже в 2012 году ее выручка составляла 684 млн. рублей, а на конец 2014 года составила 767 млн. рублей. Валовая прибыль при этом достигла 119 млн. рублей. Интересно, что, помимо поставок в торговые сети, у фирмы были и госконтракты: в 2013 - 2014 годах она выиграла ряд небольших контрактов на поставку овощей и фруктов в столовые ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы».

Учредителями «ИнтерФрута» по состоянию на июль 2015 года значились Никифор Кобахидзе (70%) и Игорь Абрамов (30%). Можно предположить, что именно они являлись реальными владельцами компании, поскольку спустя месяц единственным собственником стал некто Михаил Гуреев, который фигурирует в качестве учредителя еще в 25 московских компаниях, занимающихся чем угодно: от строительства до редакторской правки, а сам «ИнтерФрут» теперь реорганизуется «в форме присоединения к другому юрлицу».

Абрамов фигурирует в качестве соучредителя еще в ряде компаний, в числе которых ООО «Фрут-мастер» с выручкой за прошлый год почти 400 млн. рублей. По остальным его компаниям выручка неизвестна.

О «Плодкаме» известно только то, что в роли учредителя — некая Виктория Копалиани, которая также является директором челнинского ООО «Диабаз», принадлежащего Илье Молчанову.

Много или мало 767 млн. рублей для плодоовощного рынка Татарстана? Если судить по этой цифре, то речь идет о крепком середнячке. Для сравнения: у ООО «Тепличный комбинат «Майский» выручка в 2014 году — 2,2 млрд. рублей. У лидеров рынка, специализирующихся на оптовой торговле пищевыми продуктами (ООО ТД «Агат», ООО «АльянсТабак+», ООО «Продэкс», ООО «Продлогистика»), годовая выручка в 2014 году колебалась от 2,6 млрд. до 1,2 млрд. рублей.

Всего же по итогам прошлого года оборот розничной торговли продовольственными товарами составил 339 млрд. рублей. По оценкам опрошенных нами ретейлеров, на овощи и фрукты приходится до 10% продаж. Исходя из этого рынок этой продукции можно оценить в 34 млрд. рублей, а долю в нем «ИнтерФрута» — примерно в 2%. Однако стоит учитывать, что компания могла специализироваться на более узких сегментах как по видам поставляемой продукции, так и по территории охвата.

Отметим, что источники, близкие к «Плодкаму», утверждают, что их доля на рынке Татарстана не составляла более 1% в сегменте фруктов и овощей. Также они опровергают заявления об аффилированности с «ИнтерФрутом».

«А ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ЗАКУПАЛИ НАПРЯМУЮ?»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил несколько заседаний по «фруктово-овощному» делу. Первоначальный ответчик — «ИнтерФрут» — при этом ни разу не появился на заседании, в качестве третьего лица присутствовало только ООО «Плодкам».

Согласно предоставленным документам, распределение ролей было следующим: у крупных российских поставщиков фруктов продукция закупалась «ИнтерФрутом», который перепродавал товар «Плодкаму» с довольно высокой, судя по его валовой прибыли, наценкой. После этого яблоки, картошка, капуста и прочая «зелень» покупались сетями. Теперь же «Плодкам» самостоятельно закупает овощи и фрукты у тех же поставщиков. В их число входит ООО «Продторг» (учредитель — Иван Семибратов), ООО «Сластена» (учредитель — Людмила Берзина) и ООО «Валео» (учредитель — Ирина Овчинникова). Их УФАС также решило привлечь к процессу в качестве лиц, обладающих информацией.

Павел Ко?зел
Павел Ко́зел (фото:tatar-inform.ru)

На рассмотрении дела антимонопольщики поинтересовались у представительницы «Плодкама» Дарьи Старостиной: «Почему вы ранее не закупали напрямую?» Та объяснила это тем, что «ранее не было контактов». «Поскольку «ИнтерФрут» более ориентировался на рынке, мы прибегли к их услугам. Впоследствии, когда уже выработали свои принципы работы, стали уже работать с данными поставщиками напрямую». Антимонопольщики на это заметили, что и «Плодкам», и «ИнтерФрут» были созданы примерно в одно и то же время.

Замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел обратил внимание на другой парадокс: «Вы начали работать без «ИнтерФрута», и цена должна была снизиться. Однако появляется другое вознаграждение, которое вы платите «Продторгу» — компании, у которой покупаете продукцию. И если «ИнтерФруту» оплачивались услуги по поставке продукции, это еще можно как-то понять. А здесь платите за закупку продукции. Все равно что я приду на рынок, куплю килограмм яблок, а потом еще выплачу вознаграждение продавцу. А ведь то, что покупатель купил товар именно у него, и есть высшая награда для продавца». Представитель «Плодкама» ответила только, что есть дополнительные соглашения, которые оговаривают данный момент.

В результате комиссия УФАС по РТ решила привлечь «Плодкам» в качестве второго ответчика по делу.

ОВОЩИ В ТЕНИ

Пока что УФАС только начинает распутывать клубок расследования, результатом которого должна стать четкая картина принципов ценообразования на овощи и фрукты в Татарстане. Запрошены соответствующие документы, ответчики и «свидетели» вызываются на заседания.

Но уже сейчас можно сказать, что фруктово-овощной рынок республики крайне непрозрачен. Так, одним из крупных в республике фруктово-овощным перевалочным пунктом по-прежнему считается известный оптовый рынок «Привоз» (тот самый, который прокуратура РТ год назад пыталась закрыть за различные нарушения, после чего предприниматели объявили голодовку). На этом рынке закупки делают многие торговые сети, в том числе «Бахетле» и «Пятерочка». Замдиректора «Привоза» Руслан Абдуллаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что сегодня на фруктово-овощном рынке перекупщиков, накручивающих итоговую цену, — великое множество. «Понаслышке знаю «Интерфрут», но без конкретики. Если крупная компания, думаю, они заказывают непосредственно с поля, откуда и возят товар», — говорит он. На вопрос, какие компании на республиканском рынке могут занимать доминирующее положение, Абдуллаев лишь допустил саму такую возможность, но назвать компании затруднился.

Один из оптовых продавцов овощей и фруктов на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что поставщиков сетей в республике огромное множество и торговым сетям, в принципе, без разницы, у кого покупать товар. «Почти у каждой сети есть некое подобие электронных торгов, и кто по цене выигрывает, у тех они и берут», — говорит собеседник. Главный нюанс в том, что сети в основном платят с отсрочкой — через 45 дней после поставки, «и любой, кто способен «замораживать» средства, может к ним зайти». Часть сетей также производит закупки напрямую у производителей и крупных импортеров. Об «Интерфруте» и «Плодкаме» наш собеседник — кстати, представитель крупного поставщика — ничего не слышал, но говорит, что это из-за специфики рынка — компании с налаженными каналами сбыта в рекламе не нуждаются и с конкурентами могут не пересекаться, оставаясь не засвеченными.

Другой собеседник нашей газеты отмечает, что есть перекупщики, специализирующиеся на перепродаже сетям продукции низкого качества, от которых отказались ИП, так как крупные магазины меньше обращают внимания на качество товара: «У них и так все купят».

Что ж, хотя расследование УФАС касается событий годичной давности, судя по динамике цен на нефть и ползущему вниз курсу рубля, вскоре оно может вновь стать остро актуальным.

«ДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДНИКОВ НИКАКИМИ ЗАКОНАМИ НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮТСЯ»

«БИЗНЕС Online» узнал мнение экспертов о «фруктово-овощном» деле.

Александр Осин — директор аналитического департамента инвестиционной компании Savements Ltd.:

— По моим оценкам, прямое влияние снижения курса рубля к доллару США на цены фруктов и овощей могло вызвать повышение их стоимости к концу первого квартала 2015 года соответственно на 31 процент и 11,4 процента, что существенно ниже фактического повышения. Таким образом, нельзя полностью оправдать рост цен на овощи и фрукты за счет роста курса доллара США к рублю. Наконец, очень важно отметить, что мировые цены на овощи и фрукты, исходя из данных продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), правительства Великобритании и иных источников, к концу первого квартала 2015 года снизились в годовом исчислении соответственно на 10 - 50 процентов и 5 - 15 процентов. То есть и с этой точки зрения рост цен на овощи и фрукты в России представляется необоснованным.

По данным СМИ, ссылающихся на официальные данные, доля импорта на российском рынке фруктов равна порядка 65 - 70 процентам, для овощей — 20 - 40 процентам. Санкции, очевидно, коснулись импортеров овощей и фруктов. В частности, по данным СМИ, около 20 процентов фруктов завозилось в Россию из стран ЕС и США. Влияние санкций на отрасль было аналогичным тому, которое испытали на себе другие импортеры продовольствия. И также не должно было вызвать такого сильного повышения цен на фрукты и овощи.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

— При повышении цен посредникам все играло на руку. Наверное, надеялись, что прокатит: «В связи с сезонностью подымем цены, потом, мол, посмотрим». Они могут сначала поднять до 50 процентов, потом спуститься до 25, но эти 25 процентов у них все равно останутся. Но 50 процентов — это, конечно, и сверхдоходы могут быть. Я не знаю, откуда они такие цены берут.

Падение рубля, в принципе, не сыграло особой роли, потому что картошку, морковь и прочее мы выращиваем в России, пользуясь субсидиями, которые выделяет государство. Смотрите, сколько стоит у нас: морковь — 15 рублей, капуста — 12 рублей, картофель — 10 рублей, красная свекла — от 15 до 20 рублей. По такой цене наши фермеры, крестьяне предлагают продукцию покупателям. А если есть посредник, то он к 15 рублям обязательно еще 5 рублей прибавит. Торговая сеть накладывает 5 или еще больше рублей. Получается уже 25 - 30 рублей. Вот и 100 процентов надбавки. Очень просто. Действия посредников никакими законами не регламентируются. А в других странах доходность переработчиков и торговых сетей держится под контролем. Если взять товарную стоимость, то за фермерским хозяйством — это 85 процентов, а 15 процентов делят переработчики и торговля. Действия ФАС заслуживают внимания, но должен быть соответствующий закон, позволяющий крестьянам получить большую часть добавленной стоимости.

Россия не ввозит фрукты и овощи из тех стран, которые в отношении нас ввели санкции, например, из Польши. Экзотические фрукты завозим из Турции (после последний событий часть их фруктов также попала под санкции), Египта, Марокко, Индии, Пакистана, стран Юго-Восточной Азии. Не скажу, что яблок достаточно и в достаточном количестве, но их завозят большими партиями из Краснодара. Капустой, морковью, картофелем мы сами можем обеспечить. Если считать по урожайности, по количеству, которое есть в наличии, то у нас сейчас должно хватить на всю республику.

Анна Гараева — руководитель практики юридического агентства «Юнэкс»:

— За злоупотребление доминирующим положением на рынке грозит штраф в размере до 1 миллиона рублей или «оборотный» штраф. За создание картеля компаниям грозит штраф в размере от 1 до 5 миллионов рублей или также «оборотный» штраф, составляющий от 0,3 до 15 процентов выручки или от суммы расходов на приобретение товара, но не более 1/50 совокупного размера выручки и не менее 100 тысяч рублей. Также на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей, может быть применена дисквалификация сроком до трех лет.

Возможно и применение уголовной ответственности, если действиями картеля причинен крупный ущерб (более 10 миллионов рублей) гражданам, организациям или государству либо это повлекло извлечение дохода в крупном размере (более 50 миллионов рублей). В таком случае УФАС передает документы в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, по результатам проведенной проверки материалы передаются в следственные органы МВД для возбуждения уголовного дела. Максимальным наказанием является 7 лет лишения свободы.

Такие жесткие меры направлены на пресечение деятельности картелей, которые могут причинить существенный вред обществу и экономике. Однако чаще всего участники антиконкурентных соглашений привлекаются к административной ответственности.