Замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов: «Эти средства попадают в дорожный фонд, будут расходоваться на строительство и реконструкцию дорог. Иным образом они не могут использоваться»

УСПЕХИ «ПЛАТОНА»: 366 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА НЕДЕЛЮ

Вот уже неделю в России действует система «Платон» по взиманию платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Несмотря на протесты дальнобойщиков и временный мораторий на штрафы, система умудрилась за это время собрать 366 млн. рублей, в том числе через маршрутные карты — порядка 250 млн. и через бортовые компьютеры — 65 млн. рублей. Об этом накануне на пресс-брифинге в медиацентре «Российской газеты» сообщил заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. По его словам, за этот период участники дорожного движения успели приобрести 514 тыс. маршрутных карт, плюс в системе уже есть 200 тыс. бортовых устройств.

Тем не менее встревожены введением платы за проезд по федеральным дорогам не только сидящие за рулем большегрузов дальнобойщики, но и региональные власти. На прошлой неделе президент РТ Рустам Минниханов на сессии Госсовета РТ выражал обеспокоенность будущим состоянием региональных дорог, так как 12-тонные грузовики с федеральных трасс начнут переориентироваться на региональные. «Эта тема на слуху — от нас же ничего не зависит. Решение принято. Другое дело, мы должны подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь этот поток уйдет на региональные, а мы знаем, как большегрузы разрушают дороги», — считает Минниханов.

Как пояснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства транспорта РТ Наиля Клевлеева, не все региональные дороги в РТ даже имеют асфальтобетонное покрытие. «Из 13,4 тысячи километров дорог регионального значения заасфальтировано 11,4 тысячи километров, но 1,3 тысячи имеют щебеночное покрытие, а остальные грунтовые», — отметила она. При этом федеральные трассы на всем протяжении — а это свыше 1068 км — закатаны асфальтобетоном, это есть не во всех регионах РФ. Транзит фур по региональным дорогам приведет не только к разрушению покрытия, не рассчитанного на поток тяжелых грузовиков. Это также создаст пробки: федеральная трасса 1 или 2 категории имеет как минимум три, а чаще четыре полосы в обе стороны, поэтому там можно ехать быстро, поскольку она идет в обход крупных населенных пунктов. Региональные же дороги «заходят» в города, что резко снижает скорость движения. Еще одна проблема: транзитный поток грузовиков влияет на уровень шума и экологию.

По поручению Минниханова изучением последствий возможного «антиплатонового маневра» грузоперевозчиков займется рабочая группа. Она уже создана в Госсовете РТ, минтранс в ней будет представлять замминистра транспорта Артем Чукин, возглавляет ее председатель профильного комитета Рафис Бурганов. Именно рабочая группа и будет вырабатывать рекомендации, что делать с уходящими от «Платона» дальнобойщиками в республике.

«НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНИТЬ ДЕЙСТВИЕ ДАННОГО ЗАКОНА НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОРОГИ»

Впрочем, сам президент Татарстана еще в октябре прошлого года на заседании Госсовета РФ по автодорогам с участием Владимира Путина предлагал единственно возможный выход из обозначенной им проблемы: расширить закон о введении платы с 12-тонных фур. «Необходимо распространить действие данного закона на региональные дороги. Если мы только по федеральным дорогам будем принимать это решение, весь этот транспорт пойдет по региональным дорогам, и это будет катастрофа», — призывал Минниханов еще тогда.

По информации газеты «Ведомости», регионы заинтересовались идеей сбора платы с большегрузов еще с тех пор, как началось обсуждение федеральной системы. Несколько регионов, в том числе и Татарстан, обращались с такими предложениями в минтранс и Росавтодор еще в 2013 году. Однако тогда у них не было для реализации идеи законодательной базы, так как плату разрешалось взимать только на федеральных трассах. Впрочем, Росавтодор заблаговременно в концессионном соглашении с оператором заложил возможность и для субъектов присоединиться к федеральной системе. И минтранс уже весной 2015 года подготовил поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым плату за проезд тяжелых фур по региональным дорогам можно вводить с 2017 года. Пока они не приняты, но процесс запущен.

Тем не менее сейчас в накалившейся вокруг «побора Ротенберга» атмосфере Росавтодор предпочитает считать опасения региональных властей беспочвенными. Прончатов заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден: «Объезд приведет к удорожанию, это тоже легко высчитать. Стоимость перевозки большегрузными автомобилями — 30 рублей за 1 километр. Сейчас при цене 1,53 рубля это получается на 5 процентов удорожание, а при цене 3 рубля — 10 процентов удорожание. Так вот если удлинение пути составит более 10 процентов, то теряется всякий экономический смысл этого объезда. Если вы учтете качество региональных дорог, которое все-таки почти везде ниже, чем федеральных, за редким исключением, то этот объезд кроме удлинения пути и затрат большего времени, расхода горючего и так далее приведет к еще большему снижению эффективности перевозки», — привел он свои расчеты.

ШТРАФЫ УМЕНЬШАТ ДО 5 И 10 ТЫС. РУБЛЕЙ

Еще одна больная тема для перевозчиков — штрафы за неуплату за проезд по федеральным трассам. В настоящее время это регулируется ст. 12.21.3 КоАП, которой устанавливаются, прямо скажем, космические суммы за несоблюдение уплаты за вред, причиняемый федеральным дорогам большегрузами. Так, за нарушение этой нормы водителю придется выложить 5 тыс. рублей, должностному лицу и индивидуальному предпринимателю — 40 тыс. рублей, а юрлицу — и вовсе 450 тыс. рублей. В случае повторного нарушения должностное лицо и индивидуальный предприниматель обязаны выложить 50 тыс. рублей, а юрлицо — 1 миллион.

«Мы считаем, что КоАП предусмотрена неэффективная система штрафов, в том числе и по размеру, и по его дифференциации на пользователей дорог», — заявил Прончатов. Поэтому недавно на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича решили установить «плоскую шкалу штрафов»: за первое нарушение — 5 тыс. рублей, за повторное — 10 тыс. рублей. По словам замглавы Росавтодора, законопроект уже находится в Госдуме и вскоре должен быть принят. «Средний пробег автомобиля — 500 километров. При ставке 1,53 рубля максимальная оплата будет порядка 750 рублей. Поэтому штраф 5 и 10 тысяч рублей создаст большие издержки, чем соблюдение закона», — объяснил расчеты Прончатов.

Стоит также отметить, что все штрафы будут взиматься в результате контрольных мероприятий, для которых нужны автомобили мобильного контроля и рамки. «Полностью система стационарного контроля будет установлена в 2017 году», — еще больше подсластили пилюлю в Росавтодоре. Пока что контроль запущен в полном объеме только в Московской и Калужской областях.

«ПЛАТОН» ДОБАВИТ НЕ БОЛЕЕ 1% ИНФЛЯЦИИ

В целом же с помощью системы «Платон» в год планируют собирать порядка 40 млрд. рублей, учитывая, что с 1 марта 2016 года стоимость проезда 1 км по федеральной трассе обойдется в 3 рубля 6 копеек. «Эти средства попадают в дорожный фонд, будут расходоваться на строительство и реконструкцию дорог. Иным образом они не могут использоваться, — заверил журналистов Прончатов. — В том числе на строительство и реконструкцию региональных дорог. У нас сейчас разрабатывается методика, по которой будут отбираться региональные проекты».

Уже есть поручение президента и правительства оказать содействие регионам в виде софинансирования их проектов ГЧП либо передавать регионам в виде трансфертов для создания уникальных сооружений. Важно, что эти деньги могут быть использованы только в дорожном строительстве.

Не разделяют также в Росавтодоре и опасения по поводу инфляции. Накануне глава Сбербанка Герман Греф заявил, что «Платон» раскрутит ее еще на 1,5%. «В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в 1,5 процентных пункта», — предостерег он. «Мы не согласны с такой оценкой, — заявил Прончатов. — Честно говоря, не понимаем, откуда Герман Оскарович делает выводы. Он негативно оценил проектный менеджмент. Скорее всего, это от недостатка информации, мы готовы ему предоставить [сведения], каким образом система создавалась, если ему интересно. Мы считаем, что такого роста, о котором говорят товаропроизводители, не будет. Мы считаем, что будет не более 1 процента».

С ним, конечно же, согласен и генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор системы «Платон», на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха») Александр Советников. «Можете сами посчитать. Если взять перевозку от границы с Беларусью до Москвы. 400 километров умножаем на 1,5 рубля, получаем 650 рублей. Если мы возьмем тот товар, который мы перевозим. Если 650 рублей, а при 3 рублях — 1200 рублей размазать на сумму товара, то никак не получим даже близко к 1 проценту. Это будут копейки», — уверен он.

Леонид Штейнбер
По словам президента НП «Логистика и Автоперевозки Татарстана» Леонида Штейнберга, отработав 10 дней в новых реалиях, перевозчики убедились, что «Платон» пока трудно назвать рабочей системой

«С РЫНКА МОЖЕТ УЙТИ ПОРЯДКА 40 ПРОЦЕНТОВ ИГРОКОВ»

С системой «Платон», естественно, начали работать и дальнобойщики Татарстана, которые, разумеется, видят ситуацию далеко не в столь радостных красках. По словам президента НП «Логистика и Автоперевозки Татарстана» Леонида Штейнберга, отработав 10 дней в новых реалиях, перевозчики убедились, что «Платон» пока трудно назвать рабочей системой.

«Мы ежедневно выходим на видеосвязь с нашими коллегами в Чувашии, в Нижегородской и в Самарской областях. В Чувашии несколько сотен дальнобойщиков приняли решение организовать митинг и забастовку. В Самаре три дня назад офис «Платона» вообще сожгли, забросив в окно бутылку с зажигательной смесью. У нас в Татарстане, признаться, тоже находились горячие головы, призывавшие бойкотировать решение правительства — перекрывать дороги, ставить машины на прикол, но я считаю, что этого делать не стоит. Нельзя делать так, чтобы потом нас же еще и обвинили в том, что мы не только дороги разрушаем, но и экономику. Нужно решать проблему, а это действительно огромная проблема для отрасли, правовым путем», — говорит Штейнберг, добавляя, что уже сейчас свои машины на прикол поставили около 25% перевозчиков, входящих в его ассоциацию, и если каких-либо положительных изменений в ближайшее время не произойдет, то с рынка может уйти порядка 40% игроков. И этот процесс, по его словам, уже потихоньку начинается. При этом Штейнберг напоминает, что каждый грузовик дает работу как минимум пятерым специалистам. И подобное развитие событий, по его мнению, просто убьет отрасль. Он также подтвердил, что дальнобойщики неизбежно будут искать объезды федеральных трасс по региональным дорогам, но от каких-либо комментариев по этому вопросу отказался.

Перевозчики ассоциации к настоящему времени получили более 150 бортовых устройств «Платон». «На днях ждем еще 500, а всего нужно более 2 тысяч, — подсчитал Штейнберг, — Но сейчас ситуация такая, что мы, сидя в своих кабинетах, не можем проследить количество денег, снятых в этой системе. Она замкнутая и не дает такой возможности. Мы сейчас наши замечания фиксируем и отправляем в российский автотранспортный союз».

По словам Штейнберга, их ассоциация заложила на транспортные карты пока 60 тыс. рублей, а сколько осталось после рейсов — неизвестно, следовательно, когда карта обнулится, перевозчик не узнает об этом и попадет под штраф. Президент ЛАТ добавляет, что зачастую компаниям приходится сталкиваться просто с откровенно бестолковыми данными — бывает, что одна и та же машина, судя по данным с их сайта, находилась в одно и то же время в совершенно разных местах. В обоих случаях со счетов компаний списываются средства за проезд.

Само введение платы с ноября месяца, по его мнению, не поддается логике. «Мы же по большей части выполняем контракты, которые подписаны были еще в прошлом году. Как можно сейчас, к концу года, придумывать новую нагрузку, которая будет увеличивать себестоимость продукции? — недоумевает собеседник «БИЗНЕС Online». — Если и вводить эту систему, то хотя бы с нового года».

Пока он призывает правительство России в срочном порядке ввести мораторий на взимание платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам, по крайней мере, до момента окончательной отработки системы. А за это время, по его мнению, можно было бы с учетом мнения самих перевозчиков определиться и с ценой проезда, и с размерами штрафов.

«ОДИН ГРУЗОВИК НАНОСИТ ВРЕД ДОРОЖНОМУ ПОКРЫТИЮ КАК 50 ТЫСЯЧ ЛЕГКОВУШЕК?»

«Мы не против того, чтобы платить за проезд по дорогам, но платить готовы адекватные суммы, — излагает Штейнберг. — Минэкономразвития РФ предлагал установить тариф в размере 97 копеек за километр. Считаю, адекватная сумма. На встрече с нами представители «РТ-Инвеста» заявляли, что один грузовик наносит дорожному покрытию ущерб, сравнимый с проездом 50 тысяч легковых автомобилей. Где они вообще взяли эти цифры? Кто, какая комиссия это измеряла? Говорили также о том, что грузовиками по федеральным дорогам возят щебень чуть ли не за 600 километров. Я, честно говоря, не знаю ни одной компании, которая бы возила инертные материалы на такие расстояния. Нет такого! Максимум, на который возят песок или щебень, — 50 километров! Или еще, они [РТ-Инвест] говорят, что по объемам бюджетных дотаций грузовых перевозок мы, грузоперевозчики, находимся на втором месте после дотаций пенсионерам. Я 25 лет работаю в транспортном бизнесе, ни разу не получил из бюджета ни копейки дотаций!»

Президент ЛАТ добавляет, что сегодня перевозчики и без того работают почти в ноль, неся непомерные расходы в виде лизингов, кредитов, страховок, плат за перевозку негабаритных грузов, выплат НДФЛ, транспортного налога, взносов в экофонд, а также издержек, связанных с весенним и летним закрытием (из-за жары) дорог. Что интересно, по словам Штейнберга, во многих высоких кабинетах власти, в том числе и в Госдуме, аргументы транспортников находят понимание и поддержку, однако минтранс РФ принял иную позицию.

«Непонятно, почему минтранс России — ведомство, которое, по идее, должно оберегать нас, перевозчиков, заняло позицию, которая наносит прямой ущерб отрасли. Сейчас правительству просто нужно признать ошибку и исправить ситуацию. Кто-то на себя должен взять такую ответственность, сказать: да, ошиблись, но все поправим», — резюмирует президент ЛАТ, в очередной раз напомнив о том, что решение, о котором идет речь, касается миллионов водителей, и так просто они себя в обиду не дадут.

Впрочем, откатить внедрение системы теперь вряд ли получится: как рассказал гендиректор «РТ-Инвест Транспортные системы» Александр Советников в эфире радиостанции «Коммерсант FM», объем инвестиций в нее составил более 29 млрд. рублей, из которых 2 млрд. вложили акционеры, а остальное — кредит от Газпромбанка.