Аналог нефтекачалки с развитой интуицией, состав-хамелеон для труб, в случае «опасности» меняющий цвет, и «умная» нить для самосвалов и поездов — такие проекты стали победителями конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Лучшее изобретение года». Корреспондент «БИЗНЕС Online» в рамках серии публикаций о победителях конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» (организаторы — Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Академия наук РТ и Министерство образования и науки РТ) побеседовал с авторами идей.
![]() |
Церемония награждения конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для РТ» 2014 года. Ринату Валиулину премию вручает заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института катализа им. Борескова Сибирского отделения РАН и главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН Валерий Бухтияров |
«УДАР» ПО СЕБЕСТОИМОСТИ ДОБЫЧИ НЕФТИ
Как снизить себестоимость нефтедобычи? Вопрос серьезный, учитывая, что цена черного золота сильно упала. На помощь приходит наука. Специалисты УК ООО «ТМС групп» изобрели аналог существующих станков-качалок — гидравлический привод. О сути проекта под названием «Гидравлический привод штангового насоса ТМС POWERMAN» газете «БИЗНЕС Online» рассказал один из авторов проекта, ведущий инженер производственно-технического отдела УК ООО «ТМС групп» Ринат Валиулин.
«Современное оборудование, во-первых, дорогостоящее, во-вторых, имеет высокое энергопотребление, — говорит он. — Кроме того, традиционные качалки не могут в должной степени эксплуатировать возможности пласта из-за ступенчатого изменения параметров работы. Наша разработка имеет широкий диапазон регулирования, максимально приближенный к режиму скважины, благодаря чему и происходит эффективная добыча нефти».
![]() |
Команда проекта «Гидравлический привод штангового насоса ТМС POWERMAN» |
Изобретатели обещают сэкономить на металле благодаря «кратно низкой металлоемкости изделия», а также на транспорте и обслуживающем персонале. «Если на монтаж традиционного привода требуется до 24 часов, то на «ТМС POWERMAN» — всего два часа. При этом техника и персонал задействованы минимально», — продолжает ведущий инженер. Для установки обычной качалки необходимо строить фундамент, да еще и прокладывать дороги, иначе грузовикам туда просто не добраться. Гидропривод же можно доставить и на более легкой технике.
Разрабатывали привод-качалку ученые командой — Валиулин, главный инженер Анвар Яруллин, директор предприятия Ренат Нугайбеков и ряд главных специалистов. Исследователи подчеркивают: менять весь фонд нефтекачалок на гидроприводы нецелесообразно. Однако замена части оборудования сэкономит нефтяникам время и деньги. Идею внедряют на «Татнефти» — благодаря компании изобретатели получили возможность применить свои находки в деле. Сейчас в эксплуатации — около 70 таких установок.
![]() |
Валерий Бухтияров вручает премию Александру Евсееву |
«ТЕРМОПРЕДОХРАНИТЕЛЬ» ДЛЯ СВАРЩИКА
Исследователи ПАО «Татнефть» внесли еще один вклад в развитие нефтяной отрасли. Новый способ защиты промысловых трубопроводов от внутренней коррозии позволяет обезопасить трубы от ржавчины и минимизировать брак, который может возникнуть в процессе сварки.
«Труба снаружи стальная, а внутрь вставлен полиэтилен, — объяснил суть идеи руководитель проекта, начальник отдела антикоррозионной защиты трубопроводов и нефтепромыслового оборудования инженерного центра ПАО «Татнефть» Александр Евсеев. — При несоблюдении режимов сварки внутренняя полиэтиленовая труба расплавляется. Снаружи это увидеть невозможно — приборы тоже ничего не показывают. Мы решили нанести на концы труб, которые свариваются между собой, специальный термоиндикаторный состав».
Секрет состава в том, что он показывает, как распространяется повышение температуры от сварочного шва в сторону самой трубы. Если внутренней полиэтиленовой трубе угрожает опасность, краска меняет цвет с темно-розового на насыщенный синий. В этом случае изобретение играет роль своеобразного «предохранителя» для сварщика. Он останавливается, дает трубе «передохнуть» — охладиться, затем продолжает работу. В противном случае разрушается антикоррозионное покрытие и буквально через год перекачиваемая жидкость «прогрызет» в трубе дыру.
«Красок, которые меняют цвет, достаточно много. Но нужно было подобрать именно ту, цвет которой менялся бы при определенной температуре, рассчитать, какое изменение является критичным, — отмечает Евсеев. — А учитывая, что трубы бывают разного диаметра, ко всем нужен индивидуальный подход».
Сейчас «Татнефть» применяет трубы с этим термоиндикаторным составом при строительстве всех водоводов для поддержания пластового давления, что позволяет не только саму трубу обезопасить, но и «оставить детям и внукам нормальную экологию», указывают специалисты.
![]() |
Премию получает Артем Кузнецов |
НИТЬ АРИАДНЫ ДЛЯ ПОЕЗДОВ И САМОСВАЛОВ
Еще один интересный проект, победивший в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», служит ремонтникам тяжелых большегрузов и тепловозов. Сотрудники лаборатории волоконно-оптических технологий КНИТУ-КАИ первые в мире нашли способ определить износ щеток электродвигателя при помощи оптического волокна. Их проект называется «Волоконно-оптическое устройство контроля износа и температуры изделия при трении».
«К нам обратились сотрудники из «Татэлектромаша», которые занимаются изготовлением и ремонтом двигателей карьерных самосвалов и локомотивов, — рассказал один из авторов проекта, младший научный сотрудник лаборатории Артем Кузнецов. — Они поставили перед нами задачу — определить износ щеток электродвигателя и измерить их температуру. Щетки перегорали, и предотвратить это было невозможно».
Исправить ситуацию исследователи решили с помощью стандартного оптического волокна, которое используют в телекоммуникации. В щетке просверливается отверстие, в которое вклеивается нить, одновременно являющаяся и сверхчувствительным датчиком. Волокно определяет температуру и износ детали. Что интересно, ту же технологию можно использовать и для измерения вибрации в этой щетке, опять же анализируя сигналы с этого датчика, подчеркивают исследователи. Это позволит косвенно определить обороты двигателя.
Неполадки со щетками могут привести к выходу из строя целого двигателя, а в результате — и к крупным авариям. Однако их проверка порой занимает немало времени — например, в локомотивах поездов три электродвигателя расположены друг за другом. И чтобы добраться до первого, нужно вытащить два остальных. Теперь же следить за «здоровьем» щеток можно будет на расстоянии.
В дальнейшем изобретение можно будет использовать, например, для определения износа тормозных колодок, да и вообще любой поверхности, подверженной истиранию, считают специалисты лаборатории.
Читайте также:
Справка
Конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» проводится в республике с 2004 года с целью стимулирования инновационной деятельности, пропаганды интеллектуальных достижений специалистов научно-технической сферы, содействия использованию интеллектуального потенциала регионов России, зарубежных стран в решении научно-технических и социально-экономических задач Республики Татарстан.
Конкурс проводится в три этапа: прием, регистрация и предварительная экспертиза проектов (до 15 октября), экспертиза и отбор проектов (16 октября - 30 ноября), утверждение результатов конкурса и награждение победителей (1 декабря - 31 декабря).
Заявки на конкурс принимаются круглый год.
Победители определяются в нескольких номинациях: «Перспектива», «Инновации в образовании», «Старт инноваций», «Наноимпульс», «Проекты Ассоциации инновационных регионов России», «Лучшее изобретение года», «Социально значимые инновации», «Молодежный инновационный проект». Организаторы конкурса — Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан и Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Подробная информация о конкурсе на сайте Инвестиционно-венчурного фонда РТ.
На правах рекламы