Сергей Субботин
Сергей Субботин и компания требовали от руководства ООО «КАМАЗжилбыт» взятку за содействие при заключении договора об охране объектов от пожаров и за общее покровительство

«ЕСЛИ ДЕНЬГИ НЕ БУДУТ ПЕРЕДАНЫ, ВЕСЬ СЕЗОН БУДЕТ СОРВАН»

Громкое дело бывшего начальника ФГКУ «15 отряд федеральной противопожарной службы по РТ» 53-летнего Сергея Субботина и его подельников было передано накануне в суд. Следственное управление СК РФ по РТ представило обвинительное заключение по четырем статьям. В зависимости от роли каждого Субботин, его бывший заместитель 39-летний Алексей Ящук и директор ООО «Бранд Мастер» 39-летний Евгений Шишмарев обвиняются по пунктам «а», «б» и «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), пунктам «а» и «б» ч. 3 ст. 2911 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»), а также части 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).

Субботин и компания были задержаны в июле — делом занимался следственный комитет, по поручению которого ФСБ вела оперативную работу в сотрудничестве с руководством ООО «КАМАЗжилбыт». Это камазовское подразделение занимается содержанием общежитий, гостиницы и детских оздоровительных лагерей. Когда закулисная деятельность Субботина вскрылась, сам он оказался в отпуске и был арестован в Анапе спустя четыре дня.

По версии следствия, весной 2015 года Субботин и Ящук потребовали от руководства ООО «КАМАЗжилбыт» взятку за содействие при заключении договора об охране объектов от пожаров, за общее покровительство и попустительство по службе. Как рассказал «БИЗНЕС Online» следователь СУ СК РФ по РТ Константин Замараев, предприятию необходимо было заключить договор с челнинским МБУ «Пожарно-спасательный отряд» (МБУ «ПСО»), без наличия которого комплекс детских лагерей «Саулык» не смог бы открыться к летнему сезону. Данное муниципальное учреждение формально к МЧС отношения не имеет и весьма ограничено в ресурсах. Поэтому директор ПСО Геннадий Бочкарев регулярно обращался за помощью к Субботину и держал последнего в курсе дел.

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось обвинительное заключение, в котором говорится, как в апреле 2015 года Бочкарев приехал к Субботину и рассказал, что они не могут договориться с «КАМАЗжилбытом» о цене. ПСО оценивало свои услуги в 250 - 300 тыс. рублей, а «КАМАЗжилбыт» хотел заплатить по тарифам прошлого года — 200 тыс. рублей. Узнав о ситуации, Субботин вместе со своим заместителем лично приехал к гендиректору предприятия Ольге Шамиловой (супруга главы службы безопасности автогиганта Ильдара Шамилова, депутата Госсовета РТ) и предложил помощь в обмен на расчет наличными — он назвал сумму 150 тыс. рублей за решение вопросов с учреждением Бочкарева. Он обязался не только скинуть цену договора с ПСО до 200 тыс., но и помогать во время будущих проверок лагерей по противопожарной безопасности. «Во время первого разговора он лично написал на листке бумаги 200, 100 и 50, то есть 200 тысяч рублей по договору с ПСО, а 150 тысяч рублей передать ему наличными», — сказано в обвинительном заключении.

«Он объяснил, что пожарным частям постоянно нужны деньги на пожарно-спасательные мероприятия, — рассказал «БИЗНЕС Online» Замараев. — Эти слова были подкреплены угрозами, суть которых сводилась к тому, что, если деньги не будут переданы, его ведомство инициирует непреодолимые препятствия при открытии лагерей и весь сезон будет сорван. Зато, если его предложение найдет понимание, Субботин пообещал тесное сотрудничество и деятельную поддержку при проведении различных проверок».

В 2011 году все четыре лагеря комплекса «Саулык» попадали в черный список МЧС в ряду худших 36 оздоровительных лагерей РФ. Ежегодно в лагерях отдыхает порядка 5 тыс. детей, в первую очередь это дети работников КАМАЗа

Шамилова в своих показаниях рассказала, что на первый разговор Субботин с Ящуком пришли в форменном обмундировании. «Разговор первым начал Ящук. Он разговаривал как-то развязно. Она [Шамилова] ему [Ящуку] сказала, что уже договорились [с ПСО] по поводу данной машины [дежурной пожарной машины]. На это Ящук пояснил, что если они хотят, чтобы им предоставили пожарную машину с экипажем, то цена на эту машину будет другая...» — говорится в обвинении. По показаниям Шамиловой, она понимала, что если она сразу обратится в правоохранительные органы, то могут возникнуть проблемы с открытием лагерей, да и решение о передаче денег она приняла не сразу. Сначала она рассказала о ситуации своим коллегам, а позже обратилась в ФСБ с жалобой на вымогательство. Впоследствии спецслужба вернула материалы дела следкому.

40 ТЫС. БЫЛИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ В СПОРТИВНЫЙ ФОНД

Из показаний Субботина следует, что Шамилова не дала им с Ящуком согласия на «спонсорскую помощь», но обещала подумать и предложила впоследствии общаться со своим заместителем. Ящук на допросах заявил, что позже согласие «КАМАЗжилбыта» было получено, но наличными такую сумму предприятие передать не могло, пообещав сделать перевод. Тогда Субботин и Ящук привлекли в качестве посредника Шишмарева, предложив перечислить деньги через его фирму. После этого «КАМАЗжилбыт» заключил с ООО «Бранд Мастер» фиктивный договор об услугах в области пожарной безопасности на 159 тыс. рублей — у фирмы была соответствующая лицензия. 9 тыс. рублей из этой суммы предназначались Шишмареву в качестве комиссионных. При этом он, со слов Ящука, прекрасно знал, что речь идет о взятке.

Ольга Шамилова — супруга главы службы безопасности автогиганта Ильдара Шамилова, депутата Госсовета РТ (фото: chelny-biz.ru)
Ольга Шамилова — супруга главы службы безопасности КАМАЗа Ильдара Шамилова (фото: chelny-biz.ru)

Деньги подельники разделили: Субботин и Ящук оставили себе по 45 тыс. рублей, Шишмареву досталось 9 тыс., а еще 40 тыс. рублей они «честно» перечислили в фонд развития пожарно-прикладного спорта. Как полагает следователь, не столько из соображений благотворительности, сколько из-за строгих указаний начальства искать внебюджетные средства на развитие фонда и привлекать спонсоров. Остальные 20 тыс. рублей, по словам Субботина и Ящука, ушли на закупку призов для различных пожарных соревнований, однако подтверждающих документов у них нет.

После задержания Субботин и Ящук признали свою вину и оказались под домашним арестом. Посредник же Шишмарев обвинения в преступном умысле отвергает и содержится под стражей. Дело против них возбудили 29 июня, и, как уже было сказано выше, вчера обвинительное заключение было передано в суд. Шамилова комментировать свою роль в поимке обвиняемых отказалась, однако, связавшись с ее предшественником на посту, ныне главой администрации Комсомольского района Набережных Челнов Владиславом Гавриловым, «БИЗНЕС Online» выяснил, что в отношениях с «КАМАЗжилбытом» эта взятка была, вероятно, первым опытом вымогательства для начальника пожарного отряда.

Владислав Гаврилов
Владислав Гаврилов: «Когда обнаруживались какие-либо отклонения от нормы в вопросе жизнеобеспечения детей, мы просто готовили план мероприятий и последовательно устраняли все замечания»

«У нас с пожарными не было никаких проблем, все решалось в рамках закона, — рассказал Гаврилов. — Контактировали мы не лично с Субботиным, а с его инспекторами. Но в любом случае, когда обнаруживались какие-либо отклонения от нормы в вопросе жизнеобеспечения детей, мы просто готовили план мероприятий и последовательно устраняли все замечания». Однако на старте этого коррупционного скандала летом руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев сообщал «БИЗНЕС Online», что Субботин и прежде подозревался правоохранительными органами в нечестной игре, но его не удавалось поймать с поличным.

Отметим, что в 2011 году все четыре функционирующих лагеря комплекса «Саулык» попадали в черный список МЧС в ряду худших 36 оздоровительных лагерей России. Лагеря расположены в 11 км от Набережных Челнов и ежегодно здесь отдыхают порядка 5 тыс. детей — в первую очередь это дети работников КАМАЗа.