Правительство России дало согласие на частичное разрешение параллельного импорта, объявила вчера в столице Татарстана ФАС РФ. Пока же российское государство и бизнес вынуждены при покупке брендированной продукции из-за границы просить разрешение у официального правообладателя, что приводит к кратному росту цены на импортные бренды, выяснил «БИЗНЕС Online». На конференции ФАС рассказали и про другие новации, вступающие в силу с 2016 года.
ФАС РФ провела в Казани II всероссийскую научно-практическую конференцию «Недобросовестная конкуренция» |
ДОЛОЙ БРЕНДОВОЕ РАБСТВО!
ФАС России получено принципиальное согласие правительства России на разрешение параллельного импорта для некоторых товаров, например, лекарств. Об этом было заявлено на II всероссийской научно-практической конференции «Недобросовестная конкуренция», проведенной федеральным антимонопольным органом в Казани.
Отметим, что запрет параллельного импорта, действующий в России с 2001 года, приводит к тому, что для ввоза любой брендированной продукции из-за границы необходимо в каждом случае получать разрешение у официального правообладателя или его представителя. То есть нельзя покупать, к примеру, продукцию корпорации Apple в Китае, где она собирается, по внутрикитайским ценам и ввозить ее в Россию. Нужно осуществлять импорт исключительно через одобренного американским правообладателем дистрибьютора, у которого расценки сами знаете какие.
Параллельный импорт на сегодняшний день — это, по сути, кабала, введенная в угоду иностранным правообладателям, эмоционально заявил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. Эта норма не применяется ни в США, ни в Японии ни в других развитых странах, за исключением европейских, уточнил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Николай Карташов |
Федеральный антимонопольщик привел в пример вопиющий случай из сферы госзаказа. Так, в Краснодарском крае для нужд местного минздрава необходимо было купить 200 коронарных стентов — необходимых для лечения стенокардии медицинских изделий. А это такая сфера, где речь идет о жизни человека, подчеркнул выступающий. В торгах изъявили желание участвовать официальный представитель правообладателя — компании Abbott — и несколько независимых импортеров. Один из последних и выиграл торги по цене контракта в 16 млн. рублей, причем им были куплены оригинальные стенты у того же Abbott в Германии. Но представитель правообладателя пошел в суд и добился отмены результата торгов. В итоге он выигрывает новый конкурс, но уже за 31 млн. рублей. «В два раза дороже страна купила то же самое количество стентов. То ли мы богаты очень, то ли мне иногда кажется, что с головой не так», — поразился нынешнему состоянию вещей Карташов.
ПОРОЧНОЕ СЛОВО «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯКОНКУРЕНЦИЯ»
Справедливости ради отметим, что столь резонансное заявление на довольно «мирной» конференции было своеобразным ответом на полное критики выступление одного из спикеров — зама гендиректора агенства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Владимира Аксенова. Последний образно выразился, что «недобросовестная конкуренция» есть порочный союз двух слов, и иногда даже не ясно, есть ли между ними пробел или это одно слово. Аксенов признал, что порочность существует и в закупочной деятельности.
Владимир Аксенов |
Так, по результатам проверок Счетной палаты по дорогим закупкам (спикер затруднился уточнить, за какой год были данные расчеты, но отметил, что они остаются актуальными) более 70% из них были размещены у единственного поставщика: «А это значит, что контракты заключались по начальной максимальной цене. Нет конкуренции. Нет соревнования. Вот вам наше безумное расточительство в этой сфере».
В другом случае были проанализированы заказы, стоимость которых превышает 1 млрд. рублей. «Было проанализировано 233 штуки. Достаточно большой массив. Общая стоимость более полутриллиона рублей. При том что весь годовой госзаказ России — это где-то 7 - 8 триллионов рублей». В результате нарушения были выявлены в 71 проценте случаев. Однако после принятия 44-го закона (закон о контрактной системе в госзакупках — прим. авт.) их число удалось снизить «где-то в полтора раза», сделал оратор реверанс в сторону возможностей позитивного законодательного регулирования.
Однако общий вывод чиновников печальный — они не могут назвать сферу закупок конкурентной. Одной из причин, по мнению Аксенова, выступает «излишняя доверчивость законодателей, регуляторов, власти к заказчикам. И заказчик этим пользуется. А недобросовестная — это неэффективная закупка». И целью недобросовестного заказчика является победа «своего поставщика, «победил свой, а дальше все замечательно». Также замглавы агентства по госзаказу РТ отметил, что основными способами таких заказчиков является «заточка» документов под своего поставщика. Также специально устанавливаются нереальные сроки исполнения обязательств. «Построить пятиэтажное здание за две недели. Утрирую, но мыслят они в этом направлении», — пояснил Аксенов. Происходит и отсеивание «не своих» поставщиков по формальных признакам, УФАС по республике часто рассматривает такие жалобы. Напоследок Аксенов отметил, что такая ситуация не только Татарстану свойственна, «другие регионы России не шибко отличаются».
В РОССИИ ЗАПРЕТЯТ ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ КОНКУРЕНТОВ И ИМИТИРОВАТЬ ИХ ТОВАРЫ
Основная часть выступлений была посвящена принятому «четвертому антимонопольному пакету», в который вышеупомянутый параллельный импорт не вошел, но планируется в «пятом пакете». Вначале с краткой речью по теме выступил первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин. Далее последовали разъяснения деталей нововведений от других участников конференции.
Алексей Песошин |
Новый пакет изменений в антимонопольное законодательство в части, касаемой недобросовестной конкуренции, вступает в силу с января 2016 года. Впрочем, антимонопольщики заявляют, что никакой в нем революционности нет и скорее его можно назвать эволюционным. По сути, все новшества являются закреплением на законодательном уровне сложившейся судебной практики, заявил замруководитея ФАС России Андрей Кашеваров. Однако некая революционность (в количестве новых норм) все же есть, уточнила в своем выступлении Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «Каменская&партнеры». Так, вместо одной статьи о недобросовестной конкуренции в Законе о защите конкуренции появилась целая новая глава, состоящая из 9 статей.
При помощи виртуальных таблиц антимонопольщики разъясняли, что сейчас формы недобросовестной конкуренции будут раскрыты через категории и понятия (дискредитация, смешение и т. п.), принятые в европейской практике. Таким образом произошло уточнение ранее использовавшихся терминов. Например, введено понятие «дискредитация», то есть распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту — конкуренту или могут нанести вред его деловой репутации.
Другим новшеством закона стало усиление защиты «опознавательных знаков» бизнеса. Так, раньше в законе речь шла только о защите товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований. Сейчас речь пойдет и о неправомерности имитации внешнего вида товара, упаковки, наименования, цветовой гаммы или фирменного стиля в целом. Пример — раскраска несетевых АЗС в цвета известных топливных брендов. Вскоре это будет квалифицироваться как «смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта — конкурента или с его товарами и услугами».
Андрей Кашеваров |
Также есть норма про некорректное сравнение с конкурентами, используя такие выражения как «самый лучший» и т. п. Это, как и раньше, возможно, но только со ссылкой на результаты исследований через дисклеймер, «звездочку». Антимонопольщики уточнили, что с учетом судебной практики дисклеймер должен быть «очевидно донесен до потребителя и не может висеть на экране телевизора три секунды нечитабельным шрифтом». Как уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» замруководителя ФАС России Кашеваров, дисклеймер должен быть виден без всяких поисковых систем и без специальных технических средств.
Также на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что санкции за нарушение норм о недобросовестной конкуренции остаются без изменений. Так, в некоторых случаях могут быть применены оборотные штрафы, а, например, за дискредитацию конкурента и имитацию его бренда грозят фиксированные штрафы от 100 до 500 тыс. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.