В пример Николай Никифоров поставил глав регионов, которые личным примером пропагандируют использование технологий: «Где первые лица государства, региона, города делают это, видим, как тянется бизнес и просто население»

«РЕКЛАМОДАТЕЛИ ОПЯТЬ СМОТРЯТ В СТОРОНУ ТЕЛЕВИЗОРА»

«Почувствовал ли Рунет кризис?» — этот вопрос, пожалуй, стал самым главным для участников Russian Interactive Week (RIW-2015) — медиа-коммуникационного форума, который открылся накануне в московском Экспоцентре. По субъективным ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», ответ положительный, о чем свидетельствовала хотя бы сжавшаяся экспозиция. Свой ответ на этот вопрос дал глава РАЭК Сергей Плуготаренко: «Очень не хочется, чтобы СМИ по итогам написали, что слово „кризис“ прозвучало 50 раз, интернет впал в кризис. Это так и не так».

Оказалось, что все зависит от того, под каким углом смотреть. Во-первых, интернет-рынок растет быстрее оффлайна по всем показателям, за исключением отдельных отраслей. Например, в отрасли «Маркетинг и реклама» почти все сегменты показали рост, хоть и более скромный в сравнении с показателями прошлых лет. Наибольшее влияние кризисных явлений сказалось на медийной рекламе, которая начала существенно уступать телевизионной. «Рекламодатели опять смотрят в сторону телевизора», — прокомментировал Плуготаренко. Председатель кластера РАЭК/Медиа Марина Сурыгина добавила, что, по мнению экспертов, видеореклама в интернете и дальше продолжит рост, во всяком случае до 2018 года.

Зато в эти сложные в экономическом плане времена начинает пользоваться большим спросов контекстная реклама, так как это один из дешевых способов продвинуть свой товар или услуги, особенно для МСБ. Аналитики также отметили, что просела поисковая оптимизация (по итогам года ожидают падение на 3%), скромный рост показали SMM и мобильная веб-разработка. Вообще, как уточнила Сурыгина, именно реклама росла только в интернете росла и заняла 30% всего рекламного рынка, достигнув за полгода объема 42 млрд. рублей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕВЫСЯТ 500 МЛРД. РУБЛЕЙ

В сегменте «Инфраструктура» основной удар пришелся по доменной отрасли — по итогам этого года ожидается нулевой рост. «Домены перестали в большом количестве регистрировать», — констатировал Плуготаренко. Также снизили темпы роста, но удержались в плюсе программное обеспечение как услуга (SAAS) и хостинг.

Еще один «большой сегмент пирога» — электронная коммерция. По 20% роста у онлайн-ритейла и электронных платежей. «Онлайн-ритейл продолжает расти несмотря на то, что происходили всевозможные потрясения, слияния, поглощения, банкротства», — прокомментировал глава РАЭК. Причем электронные платежи по объему рынка уже опередили, пусть и ненамного, онлайн-ритейл и составят по итогу года 572,1 млрд. рублей. А вот онлайн-трэвел хоть и показал по 2014 году прирост в 43%, но уже в 2015 году эксперты не прогнозируют выше 13%. «Рынок онлайн-трэвел еще больше чувствует на себе все „прелести“ оффлайновых катаклизмов и кризисных явлений», — добавил Плуготаренко. А вот толчок этой отрасли, по его мнению, дает развитие локального туризма.

ОБЪЕМ ЭКОНОМИКИ РУНЕТА СОСТАВИЛ 2,2% ВВП

Впервые в этом году в РАЭК оценили цифровой контент, в котором бесспорное лидерство удерживают игры. «Львиная доля в цифровом пироге, потому что в играх почти нет пиратства и вообще это сегмент дешевых, но доступных развлечений», — объяснил Плуготаренко. Музыка и видео также растут, пусть и незначительно, зато рынок книг по итогам 2015 года, как ожидают эксперты, покажет рост в 77%. Но и в цифровом сегменте есть качественные изменения. Например, по словам Плуготаренко, музыкальный контент, пусть и не обладает высокой прозрачностью, но имеет огромный потенциал. «Если еще три года назад львиную долю занимали рингтоны и „замени гудок на музыку“, то сейчас даже доступ к композициям и фонограммам достигает половины», — добавил глава РАЭК.

Сурыгина добавила, что вообще ситуация по платному контенту только улучшается. Этот сегмент рынка подрос на 23%. Хотя по-прежнему только треть россиян платят за контент в интернете. «Рост есть только за счет прироста интернет-аудитории», — пояснила она. Так, 46% покупали онлайн-игры, 42% — приложения для планшетов и смарфонов, 30% — программное обеспечение для стационарных компьютеров, 26% — книги, 22% — фильмы.

В целом же, суммарный объем рынков Рунета вырос значительно и превысил 1 трлн. рублей, почти половину от этой суммы составляют платежи, и все это эквивалентно 2,2% ВВП России, тогда как еще год назад эксперты насчитали только 1,6%. А если посчитать экономику интернет-рынков, то она и вовсе составит 16% ВВП. Впрочем, Плуготаренко уверен, что вскоре само понятие «интернет-связанных рынков исчезнет, так как вся экономика так или иначе будет завязана на интернет. Казалось бы, удивительные цифры, демонстрирующие рост. И это подводит к второй стороне кризисных явлений. «Мы считаем все в рублях, а если все перевести в валюту, то рост будет совершенно другим», — сожалел Плуготаренко.

РУНЕТ ПОЧУВСТВОВАЛ КРИЗИС

В итоге, исследователи экономики Рунета пришли к выводу, что если в 2014 году Рунет продолжал движение по нейтральному сценарию, то уже в 2015-м уже можно говорить о консервативном сценарии, а по некоторым сегментам — о кризисном. Наверное, именно поэтому в этом году в исследование ввели некий «кризисный барометр». По словам Плуготаренко, эксперты оценили влияние кризиса на интернет-рынки как достаточно сильное — 7,1 из 10 баллов. 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, а 46% и вовсе говорят о закрытии проектов. Вообще сам кризис почти все почувствовали только в конце 2014 года, а некоторые — лишь в начале 2015-го. Но если в этих оценках опрошенные были солидарны, то в прогнозах, когда же Рунет достигнет «дна» кризиса, мнения разошлись. Треть экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста только в 4-м квартале 2017 года или даже позднее.

ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ — ТРОЙКА ЗА ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Впрочем, несмотря на глубокое проникновение интернета в России, цифровая грамотность все-таки в целом по стране остается на довольно низком уровне. Об этом свидетельствуют данные Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), которые представил директор организации Сергей Гребенников. Чтобы было понятно, что же такое «индекс цифровой грамотности», поясним. Эта величина выводилась, исходя из трех аспектов: цифрового потребления, цифровой компетенции и цифровой безопасности. В РОЦИТ пришли к выводу, что показатель этот в среднем по России еще далек от идеала — всего 4,79 из 10 возможных. Но, как уже было сказано, это так сказать средняя температура по больнице. В каждом регионе эксперты выявили свои проблемы. Например, лидером стал Северо-Западный федеральный округ (6,46). Почти во всех регионах СЗФО все относительно хорошо с цифровой грамотностью, но Ненецкий автономный округ «подпортил» всю статистику — там все на нуле — почти все показатели по потреблению контента на нуле, да и услугами в интернете там почти не пользуются. Аутсайдером признали Крымский федеральный округ (0,11). «Весь Крымский федеральный округ нуждается в полноценной программе цифрового развития», — отметил Гребенников.

К удивлению корреспондента «БИЗНЕС Online», Приволжский федеральный округ оказался по индексу цифровой грамотности лишь на предпоследнем, 8-м месте, набрав всего лишь 3,30 балла. А если не брать в расчет не так давно присоединившийся Крымский федеральный округ, то и вовсе можно считать, что ПФО замыкает список. По словам главы РОЦИТ, в округе отмечен низкий уровень потребления новостной информации при малом количестве интернет-СМИ, интерес к онлайн-новостям, оказывается, проявляют только жители Самарской области и Пермского края. Гребенников отметил, что в ПФО особенным спросом пользуется только потребление цифровых услуг, таких как оплата ЖКХ и вызов врача или запись на прием. В итоге регионами-лидерами признаны Чувашия и Кировская область, а в аутсайдерах оказался Башкортостан. Про Татарстан Гребенников отдельной раскладки не представил. Очевидно, республику причислили к середнячкам среди регионов ПФО. И даже пример президента РТ Рустама Минниханова, то и дело выкладывающего фото в Instagram, запущенные IT-парки и готовый стать второй Силиконовой долиной Иннополис ситуацию в целом не исправляют.

По индексу цифровой грамотности регионами-лидерами признаны Чувашия и Кировская область, в аутсайдерах оказался Башкортостан, Татарстан же причислили к середнячкам среди регионов ПФО

Любопытно, что министр связи РФ Николай Никифоров, позже, подводя итоги, признавал, что страна у нас огромная и неравномерно развитая. И в то же время, по его же словам, там, где есть инфраструктура связи, там и проникновения интернета выше. В пример Никифоров поставил также глав регионов, которые личным примером пропагандируют использование технологий. «Где первые лица государства, региона, города делают это, видим, как тянется бизнес и просто население. Там, где это модно, это позитивно, сказывается на индексе грамотности», — заявил министр. Очевидно, что в данном случае пример Татарстана не показателен.