Ключевую должность благочинного казанских приходов занял о. Алексей Чубаков
Ключевую должность благочинного казанских приходов занял Алексей Чубаков

НАШИ ПРИХОЖАНЕ ЕЗДЯТ НА АВТОМОБИЛЯХ БЫСТРЫХ И ХОРОШИХ — КАК ЗА НИМИ УГНАТЬСЯ?

Восшествие на казанскую кафедру нового митрополита Феофана, которое состоялось почти месяц назад, сопровождалось разговорами о кадровой встряске, которую ждет устоявшаяся иерархия митрополии. Сам владыка не подтверждал этих подозрений, но и не опровергал их. На пресс-конференции в Ульяновске Феофан охарактеризовал свои планы так: «Не прыгать в воду, не зная броду. Ощупать сначала все, что там есть, как там есть. Подводные течения разные могут быть, камешки разные. А потом уже начинать...»

Немедленных перестановок, чисток и ожидаемого некоторыми представителями православной общественности «исхода» клира, близкого к Анастасию, в Ульяновск действительно не последовало. В пресс-службе симбирской митрополии «БИЗНЕС Online» сообщили, что вместе с прежним митрополитом в Ульяновск пока прибыли только четверо служителей РПЦ из Казани, из которых самым заметным является личный секретарь Анастасия — иеромонах Филарет Кузьмин, бывший настоятель храма Кирилла Казанского.

Тем не менее «новая метла» в Казани пришла в движение: на пост благочинного приходов Казани вместо Дмитрия Салкова вернулся протоиерей Алексей Чубаков, который занимал эту должность до 2009 года. Собственно, как раз для него она и была в свое время восстановлена в церковном штате из исторического небытия: после революции благочинных в Казани не было. В любом случае в логику смены команды перестановка никак не укладывается, ведь оба священника были близки к Анастасию.

«Новая метла» в Казани пришла в движение: митрополит Феофан начал кадровые перестановки
«Новая метла» в Казани пришла в движение: митрополит Феофан начал кадровые перестановки

Причина, по которой в 2009 году Чубаков покинул свою должность, неизвестна. Однако вряд ли речь идет об опале: он остался настоятелем храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище (на тот момент он возглавлял этот весьма престижный приход уже два года), а позже встал во главе и Духосошественской церкви на ул. Туфана Миннуллина, которая сейчас реставрируется после передачи РПЦ в 2012 году.

Как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», назначению предшествовал любопытный эпизод. Митрополит Феофан провел в Казани собрание духовенства, на котором в числе прочего призвал клир к скромности в повседневной жизни и к воздержанию от дорогих иномарок. Якобы было сказано, что всех владельцев Lexus владыка отправит служить в деревню. Как многие заметили, именно на машине этой марки приехал на собрание будущий благочинный.

«Владыка действительно делал священникам замечание, в том числе и мне, за то, что автомобиль, на котором я езжу, не совсем скромный», — подтвердил Чубаков корреспонденту «БИЗНЕС Online». При этом обладание престижной иномаркой он объяснил так: «Была ситуация, когда мы начинали строить Духосошественскую церковь и нечем было рассчитаться с рабочими — пришлось отдать свой автомобиль. Наши благотворители, когда узнали, что не смогли с этой ситуацией справиться вовремя, передали мне другую машину. И мне неудобно было отказаться. Тем более что для священника важно не то, на чем он передвигается, а то, что он делает и что у него получается. Ведь приходится выполнять и какие-то представительские функции. Да и наши прихожане ездят на автомобилях быстрых и хороших — как за ними угнаться? Но будет нужно — мы пересядем на более скромные машины».

О. Дмитрий Салков, который был благочинным на протяжении практически пяти лет, прокомментировать отставку не захотел
Дмитрий Салков, который был благочинным на протяжении практически пяти лет, прокомментировать отставку не захотел

Впрочем, как видим, гнев владыки был недолгим и вскоре сменился милостью. 26 июля 2015 года, «в неделю 8-ю по Пятидесятнице», как сообщает официальный сайт Татарстанской митрополии, владыка Феофан самолично провел литургию в храме Ярославских чудотворцев, а протоиерей Чубаков и духовенство прихода сослужили ему. Однако сам Чубаков опровергает информацию, что приглашение стать благочинным было получено им тогда же.

«В церкви нет такого понятия, как «приглашение», — говорит Чубаков. — Есть понятие «архиерейское благословение». Владыка действительно служил у нас и нашел храм в порядке. Хотя в силу того, что богослужение ежедневно идет в этом храме уже 200 лет, сделать там что-то очень сложно (с точки зрения ремонта и внешнего облика храма прим. ред.)».

Салков, настоятель прихода «Умиление», который был благочинным на протяжении практически пяти лет, к сожалению, прокомментировать «БИЗНЕС Online» свою отставку не захотел.

Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, который возглавляет Чубаков, не без оснований называют «сердцем казанской епархии»

«У ВЛАДЫКИ НЕСКОЛЬКО ДРУГАЯ МАНЕРА УПРАВЛЕНИЯ ЕПАРХИЕЙ»

Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, который возглавляет Чубаков, не без оснований называют «сердцем казанской епархии». Интересно, что именно здесь митрополит Анастасий когда-то начинал свою службу в РПЦ еще в качестве псаломщика и впоследствии очень тепло относился к этому месту. Церковь была построена в 1796 году, и с тех пор время здесь, как это часто бывает в некрополях, как будто остановилось. Храм одиноким кораблем проплыл через советскую эпоху, все это время оставаясь действующим. Ему удалось сохранить на своем борту «все основные святыни казанской земли»: Грузинскую икону Божией Матери, мощи святителя Гурия, икону Спаса Нерукотворного со Спасской башни Казанского кремля и многое другое. Церковь не закрывали хотя бы потому, что, как шутит Чубаков, советские партийные бонзы считали кладбище самым подходящим местом для всего, связанного с религией.

В противоположность тихой обители на Арском кладбище второй храм благочинного — Духосошественская церковь на ул. Туфана Миннуллина — производит впечатление «зоны повышенной активности». Хотя никаких служб здесь еще не ведется: объект на реконструкции. Однако рабочая бригада, занятая ремонтом, наполняет здание гулом своих голосов не хуже певчих и священников вместе взятых. Вместе с Чубаковым корреспондент «БИЗНЕС Online» поднимается в церковь по засыпанным строительной пылью ступенькам: просторные стены еще не расписаны, но безукоризненно выбелены.

— Когда планируете сдать? — спрашиваю.

— Пока ничего не планируем, — пожимает плечами настоятель. — Планируем работать.

DSCN7926.jpg
Духосошественская церковь на ул. Туфана Миннуллина реставрируется после передачи РПЦ в 2012 году

Церковь, напомним, в недалеком прошлом была кукольным театром «Экият»: куклы с ее фасада исчезли только в мае 2012 года, после переезда труппы. Получив здание в свое распоряжение, РПЦ приступила к капитальному ремонту и реставрации. В этом ей, согласно информации СМИ, помогало главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ). Одним из подрядчиков при этом выступила компания ООО «Сайяр». Стоимость работ в рамках контракта оценивалась в 27,7 млн. рублей, а в качестве срока завершения указывался конец августа этого года. Теперь, по всей видимости, сроки будут продлены.

Чубаков производит впечатление уверенного в себе и деятельного священника. В то же время он дипломатичен и мягок в общении — настоящий благочинный.

Хотя, собственно, кто такой благочинный? «Это помощник владыки по городу Казани, — рассуждает Чубаков. — Это тот священник, который должен чинить благо для приходов, смотреть за порядком, чтобы было по чину и благолепно».

— Как вы думаете, зачем нужно было менять благочинного в Казани, если священник Дмитрий Салков, судя по отзывам, с этой должностью превосходно справлялся? — интересуется корреспондент «БИЗНЕС Online».

Кто такой благочинный? «Это помощник владыки по городу Казани, — рассуждает о. Алексей. — Это тот священник, который должен чинить благо для приходов, смотреть за порядком»
Кто такой благочинный? «Это помощник владыки по городу Казани, — рассуждает Чубаков. — Это тот священник, который должен чинить благо для приходов, смотреть за порядком»

— На мой взгляд, у владыки несколько другая манера управления епархией, — говорит Чубаков. — Он подбирает людей, которые в этом ключе могли бы быть ему полезны. Отец Дмитрий превосходно выстроил работу благочинного с точки зрения документооборота, мне, например, это никогда не удавалось. Но сейчас, наверное, требуется деятельное общение с людьми и решение насущных вопросов, которые стоят перед церковью. У меня есть необходимость общаться с людьми в сфере образования, так как помимо прочего я курирую работу православной гимназии. Кроме этого, я занимался оформлением документов по земле и по имуществу, в этом наличествует определенный опыт. Я думаю, владыка это увидел, понял.

«МЫ НЕ НАМЕРЕНЫ НИКОГО ВЫГОНЯТЬ»

О том, что митрополит Феофан ратует за «историческую справедливость», «БИЗНЕС Online» уже писал. Под исторической справедливостью РПЦ не в последнюю очередь понимает реституцию, то есть возвращение в церковную собственность имущества, конфискованного после революции. В сущности, православная церковь, сжавшаяся когда-то до размеров старенького храма на Арском кладбище, имеет на это моральное право. А вот правом юридическим, по всей видимости, и займется Чубаков.

Уйдя в 2009 году с поста благочинного, Алексей Чубаков поступил в Казанский федеральный университет на юридический факультет
Уйдя в 2009 году с поста благочинного, Алексей Чубаков поступил в Казанский федеральный университет на юридический факультет

К слову, уйдя в 2009 году с поста благочинного, он поступил в Казанский федеральный университет на юридический факультет. Как он сам комментирует этот несколько необычный для священника факт, «почувствовал, что мне немного не хватает светского образования, а именно: юридического образования, потому что деятельность благочинного напрямую связана с решением юридических вопросов». Таким образом, к Курской семинарии и Киевской духовной академии, которые Чубаков окончил до этого, добавился еще и диплом юриста.

«Ситуация за пять лет, что я не был благочинным, несколько изменилась, — констатирует Чубаков. — Много вопросов стоит перед церковью: вопрос взаимодействия со светскими властями, вопрос возвращения церковного имущества. Все их надлежит решать в спокойном конструктивном ключе. Зачем это нужно? Чтобы решать вопросы, которые стоят перед казанской митрополией, необходима какая-то материально-техническая база. Конечно, мы не намерены выгонять кого-то. Мы намерены строить работу в русле диалога».

Он напоминает, что сейчас в Казани порядка 40 приходов, храмов несколько больше, поскольку некоторые приходы имеют по два храма (к примеру, один — строящийся). «Для сравнения: дореволюционный уровень — примерно 70 православных храмов. Но мы должны помнить, что население Казани с тех пор существенно выросло. Город динамично развивается, и церкви тоже необходимо двигаться вперед. Потому что соотношение православных и храмов пока не в пользу последних — по крайней мере, в новых районах города. Необходимо строить храмы там, где они нужны, где вокруг них будет развиваться активность, возникать школы».

С митрополитом Анастасием на открытии православной гимназии 1 сентября прошлого года
С митрополитом Анастасием на открытии православной гимназии 1 сентября прошлого года

Кстати, по соседству с Духосошественской церковью возвышается здание православной гимназии, которая тоже находится под непосредственной опекой Чубакова. В дореволюционное время здесь располагался дом причта. Это и послужило, по всей видимости, основанием, чтобы после десятилетий «светской жизни», приведшей к обветшанию, здание вернулось в собственность РПЦ. На состоянии объекта это сказалось благотворно: гимназические классы и коридоры сияют чистотой, хотя ремонт по соседству, в Духосошественском храме, еще не завершен.

— Какие еще объекты недвижимости в Татарстане могут быть возвращены в ведение РПЦ? — интересуется корреспондент «БИЗНЕС Online»

— По республике мало таких объектов, больше — по городу, — задумывается Чубаков. — К примеру, наверняка будем добиваться передачи церкви имущества Богородицкого монастыря — там не все объекты еще закреплены за митрополией. Часть передана, а часть — нет.

Возможно, казанская митрополия в ближайшее время уделит повышенное внимание зданию учительской семинарии на улице Декабристов, 172
Возможно, казанская митрополия в ближайшее время уделит повышенное внимание зданию учительской семинарии на ул. Декабристов, 172

Есть, по словам благочинного, и еще один объект, которому, возможно, казанская митрополия в ближайшее время уделит повышенное внимание. Это здание учительской семинарии на ул. Декабристов, 172. По словам Чубакова, это дореволюционное здание, в котором прежде была домовая церковь. Дом стоит уже несколько лет без отопления, но охраняется. Чтобы предотвратить его разрушение, РПЦ вполне может запросить вернуть здание в свое ведение.

Что касается Архиерейского дома в Казанском кремле, где в настоящее время размещается управделами президента Татарстана, — речь о его вероятном возвращении в юрисдикцию православной церкви, вопреки сообщениям в некоторых СМИ, пока не ведется. Что, впрочем, не исключает возможности диалога по этому вопросу в будущем.

«ЕПАРХИЯ РАЗВИВАЛАСЬ, НО НЕ ТЕМИ ШАГАМИ, КОТОРЫХ КАЗАНЬ ЗАСЛУЖИВАЕТ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил первых лиц русской православной церкви прокомментировать кадровые изменения в казанской митрополии, а также рассказать, когда состоится уже анонсированный визит в Казань патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Всеволод Чаплин — председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата:

— Кадровые решения в митрополии полностью в сфере полномочий правящего архиерея. Я не знаю лично ни прошлого казанского благочинного, ни вновь назначенного, но убежден, что владыка Феофан руководствовался основательными соображениями, прежде чем принять это решение. Как я уже однажды говорил, церковная жизнь в Татарстане нуждается в развитии, и один из наиболее подходящих инструментов для активизации этого процесса — кадровые перемены. Могу сказать, что после смены правящего архиерея это довольно часто происходит и знаменует собой некое обновление, новую точку отсчета.

Когда состоится визит в Казань патриарха Московского и всея Руси Кирилла, я сказать пока затрудняюсь. По крайней мере, в августе и в ближайшие месяцы он не планируется. Но рано или поздно такой визит был бы полезен для развития церковной жизни в Татарстане. Казань — очень интересный и достойный город, где рядом живут мусульмане и православные. По мере того, как будут происходить изменения и станет преображаться епархия, создадутся и условия для визита патриарха.

С президентом РТ Рустамом Миннихановым во время осмотра дома по улице Тихомирова, в котором в 1937 году жил священномученик Иоасаф
С президентом РТ Рустамом Миннихановым во время осмотра дома по улице Тихомирнова, в котором в 1937 году жил священномученик Иоасаф

Димитрий Смирнов — протоиерей, постоянный гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз», ведущий программы «Диалог под часами» на телеканале «Спас»:

— Количество мечетей в Татарстане, насколько могу судить, едва ли не в 10 раз превышает число православных храмов, а соотношение православных и мусульман — примерно поровну. Получается, что исламская часть населения заботится о своем духовном просвещении, а православная... Конечно, епархия развивалась и при прежнем митрополите, храмы строились, ощущалось движение вперед, но не теми шагами, которых Казань заслуживает. Священноначалие недаром остановилось на кандидатуре митрополита Феофана — он человек очень деятельный, везде оставляет после себя заметный след. Думаю, что Казань не станет исключением. Что касается смены благочинного, это обычное дело: в Москве вот тоже недавно сменился благочинный. Там, где я работаю, на этой должности уже побывали три человека. Так что ничего удивительного в этом нет.

Я не раз бывал в Казани — это роскошный город с интересной историей, архитектурой, внутренним убранством церквей. Но ему, как и всей России, надо духовно развиваться. Впервые я был в столице Татарстана еще с патриархом Алексием (царствие ему небесное) и поразился невежеству, в том числе среди мусульман. Недостаточно знали Коран, плохо себе представляли, что такое язычество (которое для ислама, как известно, одно из наихудших зол). У них в головах было невесть что — и это «невесть что» выдавали за ислам. Я не специалист по исламу, но моего образования хватило, чтобы это оценить. Сейчас в Казани давно другие люди, и я думаю, что все изменилось.