Первые кадровые перестановки сделал новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Ключевую должность благочинного казанских приходов вместо протоиерея Дмитрия Салкова занял Алексей Чубаков, настоятель храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, который пять лет назад покинул этот пост. Встретившись с ним, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что одной из его приоритетных задач может стать реституция церковного имущества.
![]() |
Ключевую должность благочинного казанских приходов занял Алексей Чубаков |
НАШИ ПРИХОЖАНЕ ЕЗДЯТ НА АВТОМОБИЛЯХ БЫСТРЫХ И ХОРОШИХ — КАК ЗА НИМИ УГНАТЬСЯ?
Восшествие на казанскую кафедру нового митрополита Феофана, которое состоялось почти месяц назад, сопровождалось разговорами о кадровой встряске, которую ждет устоявшаяся иерархия митрополии. Сам владыка не подтверждал этих подозрений, но и не опровергал их. На пресс-конференции в Ульяновске Феофан охарактеризовал свои планы так: «Не прыгать в воду, не зная броду. Ощупать сначала все, что там есть, как там есть. Подводные течения разные могут быть, камешки разные. А потом уже начинать...»
Немедленных перестановок, чисток и ожидаемого некоторыми представителями православной общественности «исхода» клира, близкого к Анастасию, в Ульяновск действительно не последовало. В пресс-службе симбирской митрополии «БИЗНЕС Online» сообщили, что вместе с прежним митрополитом в Ульяновск пока прибыли только четверо служителей РПЦ из Казани, из которых самым заметным является личный секретарь Анастасия — иеромонах Филарет Кузьмин, бывший настоятель храма Кирилла Казанского.
Тем не менее «новая метла» в Казани пришла в движение: на пост благочинного приходов Казани вместо Дмитрия Салкова вернулся протоиерей Алексей Чубаков, который занимал эту должность до 2009 года. Собственно, как раз для него она и была в свое время восстановлена в церковном штате из исторического небытия: после революции благочинных в Казани не было. В любом случае в логику смены команды перестановка никак не укладывается, ведь оба священника были близки к Анастасию.
![]() |
«Новая метла» в Казани пришла в движение: митрополит Феофан начал кадровые перестановки |
Причина, по которой в 2009 году Чубаков покинул свою должность, неизвестна. Однако вряд ли речь идет об опале: он остался настоятелем храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище (на тот момент он возглавлял этот весьма престижный приход уже два года), а позже встал во главе и Духосошественской церкви на ул. Туфана Миннуллина, которая сейчас реставрируется после передачи РПЦ в 2012 году.
Как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», назначению предшествовал любопытный эпизод. Митрополит Феофан провел в Казани собрание духовенства, на котором в числе прочего призвал клир к скромности в повседневной жизни и к воздержанию от дорогих иномарок. Якобы было сказано, что всех владельцев Lexus владыка отправит служить в деревню. Как многие заметили, именно на машине этой марки приехал на собрание будущий благочинный.
«Владыка действительно делал священникам замечание, в том числе и мне, за то, что автомобиль, на котором я езжу, не совсем скромный», — подтвердил Чубаков корреспонденту «БИЗНЕС Online». При этом обладание престижной иномаркой он объяснил так: «Была ситуация, когда мы начинали строить Духосошественскую церковь и нечем было рассчитаться с рабочими — пришлось отдать свой автомобиль. Наши благотворители, когда узнали, что не смогли с этой ситуацией справиться вовремя, передали мне другую машину. И мне неудобно было отказаться. Тем более что для священника важно не то, на чем он передвигается, а то, что он делает и что у него получается. Ведь приходится выполнять и какие-то представительские функции. Да и наши прихожане ездят на автомобилях быстрых и хороших — как за ними угнаться? Но будет нужно — мы пересядем на более скромные машины».
![]() |
Дмитрий Салков, который был благочинным на протяжении практически пяти лет, прокомментировать отставку не захотел |
Впрочем, как видим, гнев владыки был недолгим и вскоре сменился милостью. 26 июля 2015 года, «в неделю 8-ю по Пятидесятнице», как сообщает официальный сайт Татарстанской митрополии, владыка Феофан самолично провел литургию в храме Ярославских чудотворцев, а протоиерей Чубаков и духовенство прихода сослужили ему. Однако сам Чубаков опровергает информацию, что приглашение стать благочинным было получено им тогда же.
«В церкви нет такого понятия, как «приглашение», — говорит Чубаков. — Есть понятие «архиерейское благословение». Владыка действительно служил у нас и нашел храм в порядке. Хотя в силу того, что богослужение ежедневно идет в этом храме уже 200 лет, сделать там что-то очень сложно (с точки зрения ремонта и внешнего облика храма — прим. ред.)».
Салков, настоятель прихода «Умиление», который был благочинным на протяжении практически пяти лет, к сожалению, прокомментировать «БИЗНЕС Online» свою отставку не захотел.
![Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, который возглавляет Чубаков, не без оснований называют «сердцем казанской епархии»](http://cdn2.business-online.ru/articles/61/1455628113_15.jpg)
«У ВЛАДЫКИ НЕСКОЛЬКО ДРУГАЯ МАНЕРА УПРАВЛЕНИЯ ЕПАРХИЕЙ»
Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, который возглавляет Чубаков, не без оснований называют «сердцем казанской епархии». Интересно, что именно здесь митрополит Анастасий когда-то начинал свою службу в РПЦ еще в качестве псаломщика и впоследствии очень тепло относился к этому месту. Церковь была построена в 1796 году, и с тех пор время здесь, как это часто бывает в некрополях, как будто остановилось. Храм одиноким кораблем проплыл через советскую эпоху, все это время оставаясь действующим. Ему удалось сохранить на своем борту «все основные святыни казанской земли»: Грузинскую икону Божией Матери, мощи святителя Гурия, икону Спаса Нерукотворного со Спасской башни Казанского кремля и многое другое. Церковь не закрывали хотя бы потому, что, как шутит Чубаков, советские партийные бонзы считали кладбище самым подходящим местом для всего, связанного с религией.
В противоположность тихой обители на Арском кладбище второй храм благочинного — Духосошественская церковь на ул. Туфана Миннуллина — производит впечатление «зоны повышенной активности». Хотя никаких служб здесь еще не ведется: объект на реконструкции. Однако рабочая бригада, занятая ремонтом, наполняет здание гулом своих голосов не хуже певчих и священников вместе взятых. Вместе с Чубаковым корреспондент «БИЗНЕС Online» поднимается в церковь по засыпанным строительной пылью ступенькам: просторные стены еще не расписаны, но безукоризненно выбелены.
— Когда планируете сдать? — спрашиваю.
— Пока ничего не планируем, — пожимает плечами настоятель. — Планируем работать.
![]() |
Духосошественская церковь на ул. Туфана Миннуллина реставрируется после передачи РПЦ в 2012 году |
Церковь, напомним, в недалеком прошлом была кукольным театром «Экият»: куклы с ее фасада исчезли только в мае 2012 года, после переезда труппы. Получив здание в свое распоряжение, РПЦ приступила к капитальному ремонту и реставрации. В этом ей, согласно информации СМИ, помогало главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ). Одним из подрядчиков при этом выступила компания ООО «Сайяр». Стоимость работ в рамках контракта оценивалась в 27,7 млн. рублей, а в качестве срока завершения указывался конец августа этого года. Теперь, по всей видимости, сроки будут продлены.
Чубаков производит впечатление уверенного в себе и деятельного священника. В то же время он дипломатичен и мягок в общении — настоящий благочинный.
Хотя, собственно, кто такой благочинный? «Это помощник владыки по городу Казани, — рассуждает Чубаков. — Это тот священник, который должен чинить благо для приходов, смотреть за порядком, чтобы было по чину и благолепно».
— Как вы думаете, зачем нужно было менять благочинного в Казани, если священник Дмитрий Салков, судя по отзывам, с этой должностью превосходно справлялся? — интересуется корреспондент «БИЗНЕС Online».
![]() |
Кто такой благочинный? «Это помощник владыки по городу Казани, — рассуждает Чубаков. — Это тот священник, который должен чинить благо для приходов, смотреть за порядком» |
— На мой взгляд, у владыки несколько другая манера управления епархией, — говорит Чубаков. — Он подбирает людей, которые в этом ключе могли бы быть ему полезны. Отец Дмитрий превосходно выстроил работу благочинного с точки зрения документооборота, мне, например, это никогда не удавалось. Но сейчас, наверное, требуется деятельное общение с людьми и решение насущных вопросов, которые стоят перед церковью. У меня есть необходимость общаться с людьми в сфере образования, так как помимо прочего я курирую работу православной гимназии. Кроме этого, я занимался оформлением документов по земле и по имуществу, в этом наличествует определенный опыт. Я думаю, владыка это увидел, понял.
«МЫ НЕ НАМЕРЕНЫ НИКОГО ВЫГОНЯТЬ»
О том, что митрополит Феофан ратует за «историческую справедливость», «БИЗНЕС Online» уже писал. Под исторической справедливостью РПЦ не в последнюю очередь понимает реституцию, то есть возвращение в церковную собственность имущества, конфискованного после революции. В сущности, православная церковь, сжавшаяся когда-то до размеров старенького храма на Арском кладбище, имеет на это моральное право. А вот правом юридическим, по всей видимости, и займется Чубаков.
![]() |
Уйдя в 2009 году с поста благочинного, Алексей Чубаков поступил в Казанский федеральный университет на юридический факультет |
К слову, уйдя в 2009 году с поста благочинного, он поступил в Казанский федеральный университет на юридический факультет. Как он сам комментирует этот несколько необычный для священника факт, «почувствовал, что мне немного не хватает светского образования, а именно: юридического образования, потому что деятельность благочинного напрямую связана с решением юридических вопросов». Таким образом, к Курской семинарии и Киевской духовной академии, которые Чубаков окончил до этого, добавился еще и диплом юриста.
«Ситуация за пять лет, что я не был благочинным, несколько изменилась, — констатирует Чубаков. — Много вопросов стоит перед церковью: вопрос взаимодействия со светскими властями, вопрос возвращения церковного имущества. Все их надлежит решать в спокойном конструктивном ключе. Зачем это нужно? Чтобы решать вопросы, которые стоят перед казанской митрополией, необходима какая-то материально-техническая база. Конечно, мы не намерены выгонять кого-то. Мы намерены строить работу в русле диалога».
Он напоминает, что сейчас в Казани порядка 40 приходов, храмов несколько больше, поскольку некоторые приходы имеют по два храма (к примеру, один — строящийся). «Для сравнения: дореволюционный уровень — примерно 70 православных храмов. Но мы должны помнить, что население Казани с тех пор существенно выросло. Город динамично развивается, и церкви тоже необходимо двигаться вперед. Потому что соотношение православных и храмов пока не в пользу последних — по крайней мере, в новых районах города. Необходимо строить храмы там, где они нужны, где вокруг них будет развиваться активность, возникать школы».
![]() |
С митрополитом Анастасием на открытии православной гимназии 1 сентября прошлого года |
Кстати, по соседству с Духосошественской церковью возвышается здание православной гимназии, которая тоже находится под непосредственной опекой Чубакова. В дореволюционное время здесь располагался дом причта. Это и послужило, по всей видимости, основанием, чтобы после десятилетий «светской жизни», приведшей к обветшанию, здание вернулось в собственность РПЦ. На состоянии объекта это сказалось благотворно: гимназические классы и коридоры сияют чистотой, хотя ремонт по соседству, в Духосошественском храме, еще не завершен.
— Какие еще объекты недвижимости в Татарстане могут быть возвращены в ведение РПЦ? — интересуется корреспондент «БИЗНЕС Online»
— По республике мало таких объектов, больше — по городу, — задумывается Чубаков. — К примеру, наверняка будем добиваться передачи церкви имущества Богородицкого монастыря — там не все объекты еще закреплены за митрополией. Часть передана, а часть — нет.
![]() |
Возможно, казанская митрополия в ближайшее время уделит повышенное внимание зданию учительской семинарии на ул. Декабристов, 172 |
Есть, по словам благочинного, и еще один объект, которому, возможно, казанская митрополия в ближайшее время уделит повышенное внимание. Это здание учительской семинарии на ул. Декабристов, 172. По словам Чубакова, это дореволюционное здание, в котором прежде была домовая церковь. Дом стоит уже несколько лет без отопления, но охраняется. Чтобы предотвратить его разрушение, РПЦ вполне может запросить вернуть здание в свое ведение.
Что касается Архиерейского дома в Казанском кремле, где в настоящее время размещается управделами президента Татарстана, — речь о его вероятном возвращении в юрисдикцию православной церкви, вопреки сообщениям в некоторых СМИ, пока не ведется. Что, впрочем, не исключает возможности диалога по этому вопросу в будущем.
«ЕПАРХИЯ РАЗВИВАЛАСЬ, НО НЕ ТЕМИ ШАГАМИ, КОТОРЫХ КАЗАНЬ ЗАСЛУЖИВАЕТ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил первых лиц русской православной церкви прокомментировать кадровые изменения в казанской митрополии, а также рассказать, когда состоится уже анонсированный визит в Казань патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Всеволод Чаплин — председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата:
— Кадровые решения в митрополии полностью в сфере полномочий правящего архиерея. Я не знаю лично ни прошлого казанского благочинного, ни вновь назначенного, но убежден, что владыка Феофан руководствовался основательными соображениями, прежде чем принять это решение. Как я уже однажды говорил, церковная жизнь в Татарстане нуждается в развитии, и один из наиболее подходящих инструментов для активизации этого процесса — кадровые перемены. Могу сказать, что после смены правящего архиерея это довольно часто происходит и знаменует собой некое обновление, новую точку отсчета.
Когда состоится визит в Казань патриарха Московского и всея Руси Кирилла, я сказать пока затрудняюсь. По крайней мере, в августе и в ближайшие месяцы он не планируется. Но рано или поздно такой визит был бы полезен для развития церковной жизни в Татарстане. Казань — очень интересный и достойный город, где рядом живут мусульмане и православные. По мере того, как будут происходить изменения и станет преображаться епархия, создадутся и условия для визита патриарха.
![]() |
С президентом РТ Рустамом Миннихановым во время осмотра дома по улице Тихомирнова, в котором в 1937 году жил священномученик Иоасаф |
Димитрий Смирнов — протоиерей, постоянный гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз», ведущий программы «Диалог под часами» на телеканале «Спас»:
— Количество мечетей в Татарстане, насколько могу судить, едва ли не в 10 раз превышает число православных храмов, а соотношение православных и мусульман — примерно поровну. Получается, что исламская часть населения заботится о своем духовном просвещении, а православная... Конечно, епархия развивалась и при прежнем митрополите, храмы строились, ощущалось движение вперед, но не теми шагами, которых Казань заслуживает. Священноначалие недаром остановилось на кандидатуре митрополита Феофана — он человек очень деятельный, везде оставляет после себя заметный след. Думаю, что Казань не станет исключением. Что касается смены благочинного, это обычное дело: в Москве вот тоже недавно сменился благочинный. Там, где я работаю, на этой должности уже побывали три человека. Так что ничего удивительного в этом нет.
Я не раз бывал в Казани — это роскошный город с интересной историей, архитектурой, внутренним убранством церквей. Но ему, как и всей России, надо духовно развиваться. Впервые я был в столице Татарстана еще с патриархом Алексием (царствие ему небесное) и поразился невежеству, в том числе среди мусульман. Недостаточно знали Коран, плохо себе представляли, что такое язычество (которое для ислама, как известно, одно из наихудших зол). У них в головах было невесть что — и это «невесть что» выдавали за ислам. Я не специалист по исламу, но моего образования хватило, чтобы это оценить. Сейчас в Казани давно другие люди, и я думаю, что все изменилось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.