Кризис современного мира, выраженный через настоящий экономический кризис проявляется, в частности в деградации института семьи. Классический тип духовно- семейных отношений, в современном мире на 100%   опустился на материальный уровень, базисом которого является   современная финансово-экономическая система. Поэтому, малейшая дестабилизация финансово-экономического базиса современного общества-государства, приводит к разрушению псевдосемейных уз.

Например, согласно опросу, проведенному банком ING Direct, 29% американцев пожаловались на то, что кризис привел к ухудшению или полному разрушению взаимоотношений с близкими, включая брак. Во Франции об этом заявили 24% респондентов, в Канаде – 23%, а в Германии – 12%.   Уровень разводов у американцев уже в предкризисный период составлял около 30%, в   католической Европе 20 –30%, в России – 80%.   С уничтожением советской этической морали и переходом на психологию индивидуализма институт семейной жизни некоторой части россиян приобрел форму и смысл   “сезонных брачных игр”.

Уже цитадель русской патриархальности, русская православная церковь заявила о неизбежном крахе существующей в мире финансово-экономической системы. Об этом сказал 28 июля в Киеве протоиерей, глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин. По его словам, эта позиция закреплена в принятом синодом РПЦ документе, посвященном отношению к мировому экономическому кризису. Однако РПЦ не смогла дать рецепта изменения существующей финансово-экономической системы.

Кризис также заставляет предпринимать индивидуальные меры "борьбы" с ним. Таких как экономия, самым популярным способом которого среди американцев оказалось приготовление еды дома. При этом приготовленные заранее обеды респонденты также берут на работу. Кстати, эта советская "привычка" приносить обед   из дома не была утеряна (то ли по причине плохо организованного ресторанно-кафейного сервиса, или по другим причинам) россиянами даже в гламурные времена современной российской истории. Экономить деньги таким образом предпочитают 53% опрошенных американцев, в Италии этот показатель составляет 20%, а в Канаде – 44%. По России социологическая компания "Башкирова и партнеры" сравнивая различные социальные группы населения страны (молодежь и пенсионеры, женщины и мужчины, горожане и крестьяне) выяснила, кто из россиян более всего пострадал от кризиса. В среднем по стране женщинам по сравнению с мужчинами пришлось больше урезать свой рацион. И если хлеба оба пола стали есть меньше примерно в равной степени (сократили его потребление 14% женщин и 12% мужчин), то, например, мяса теперь меньше потребляют 39% женщин, тогда как у мужчин этот показатель составил 34%. Самая большая разница в уровне жизни оказалась, по данным социологов, у молодежи (18–29 лет) и стариков (свыше 60 лет). 46% пенсионеров пришлось сократить потребление мяса, молодым – 20%. По молочным продуктам эти показатели у стариков – 27%, у молодежи – 20%.

По другим категориям товаров: от покупки бытовой техники пришлось отказаться 46% жителей села и 40% горожан, по одежде сокращения произошли у 45% селян и 37% жителей городов.

Падение уровня жизни значительной части россиян приводит к росту после весенне-летнего затишья протестной активности. И это естественно, на фоне информаций (благо есть   Интернет) о "сумасшедших" бонусах банкиров, дивидендах предбанкротных предприятий и шабаш-вечеринках олигархов.   По данным опроса ВЦИОМ за июль доля граждан, готовых поддержать протестные акции, выросла до 25%. До кризиса протестные настроения в России на протяжении нескольких лет устойчиво снижались. Перелом тренда ВЦИОМ зафиксировал осенью 2008 года.

Отказ от использования кредитной карты при расчетах за покупки является вторым по популярности способом у американцев экономить деньги. Об этом рассказали 46% опрошенных в США респондентов опроса, проведенного банком ING Direct. Судя по Италии и Германии, данная мера в Европе не очень популярна. В Италии этот показатель 17% респондентов, а в Германии - всего 11%. Россияне также отказываются от использования кредиток. 29 июля Сбербанк отчитался о работе с банковскими картами в первой половине 2009 года. За первые шесть месяцев банк выпустил 112,6 тыс. кредитных карт, не выполнив план по их эмиссии даже на треть. Участники рынка считают, что из-за сложившейся экономической ситуации в ближайшее время банки сосредоточатся в первую очередь на выпуске дебетовых (зарплатных) карт, к чему подталкивает кризис, из-за него в первом полугодии реальная зарплата жителей страны сократилась на 2,8% по сравнению с январем-июнем 2008 года.

Россияне стали экономить буквально на всем - на мобильной связи, походах в ресторан и кино, поездках на отдых, на кредитах и кредитных картах. По данным опроса ВЦИОМ до конца текущего года 93 % россиян не собираются брать кредит, при этом почти четверть респондентов заявили, что имеют непогашенный кредит. Кроме того, проведенный в конце июля опрос Левады-Центра показал, что 51% жителей России не имеют банковских карточек и не планируют их заводить.

И это – правильно.

(Использованы материалы российских СМИ)

28.08.09

Айрат Залялиев

Родился в 1972 году. Окончил в 1996 году факультет татарской филологии, истории и восточных языков КГУ,   в 2000 году экономический факультет Стамбульского университета.

Профессиональная специализация – кризисология.