Режим ЧС введен в 27 районах Татарстана из-за засухи (чтобы увеличить карту, нажмите на нее)

УГРОЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодня режим чрезвычайной ситуации ввело МЧС по РТ на территории 27 районов Татарстана. Режим ЧС введен «в целях предотвращения угрозы продовольственной безопасности, возникшей в результате опасных природных явлений (суховей, атмосферная засуха, почвенная засуха)», говорится в сообщении.

В список районов, которым угрожает засуха, вошли Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Бавлинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Заинский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лаишевский, Лениногорский, Мензелинский, Муслюмовский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Черемшанский, Ютазинский районы.

В пресс-службе ведомства уточнили, что тревога объявлена по инициативе министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. Это подтвердил и Виталий Новичков — начальник отдела земледелия министерства: «Драматизировать эту ситуацию не надо, ничего особенного в этом нет. Эти слова только звучат громко... Но снижение урожая действительно будет. В данный момент трудно прогнозировать насколько, потому что вегетация продолжается. В районах в связи с этим будут проведены мероприятия по проведению локализации. Будут использоваться листовые подкормки — через листья будут давать растениям питание, микроэлементы. И это должно позволить по крайней мере сохранить тот урожай, который мы уже имеем».

Засуха продолжается на фоне того, что дожди на территории Татарстана, казалось бы, льют — то и дело мы получаем сообщения о ливнях с ураганами. Но, во-первых, в условиях жаркой погоды влага моментально испаряется. А во-вторых, согласно оперативным сводкам министерства сельского хозяйства осадки идут далеко не везде. За последние двое суток, допустим, повезло Нурлатскому району, на который пролилось 53 мм осадков, но это не избавило его от включения в «красный» список. А есть районы, где не было дождей совсем. Например, в Рыбной Слободе и Камском Устье за весь июнь — 1 мм осадков. 2 мм — в Ютазах и Алексеевском, 3 — в Муслюмово и Тетюшах. А в Спасском районе и вовсе 0,3 миллиметра.

Марат Ахметов заявил, что каждый день без дождя обходится Татарстану в 1 млрд. рублей потерь. К предстоящим выходным цена засухи составит уже 30 млрд. рублей (фото: tatarstan.ru)

«Поля желтеют», — докладывал 23 июня министр сельского хозяйства Марат Ахметов врио президента РТ Рустаму Минниханову. Надежды на предвыборный каравай в 5 млн. т, о которых он говорил ранее, растаяли на глазах. Два дня спустя Минниханов на открытии Дней поля в Поволжье отметил, что о дожде остается только молиться, и призвал развернуть вектор сельхозвооружения в сторону мелиорационной техники. Ахметов добавил, что основные хлебные закрома республики все больше и больше страдают от засухи. И заявил, что каждый день без дождя обходится Татарстану в 1 млрд. рублей потерь. К предстоящим выходным цена засухи составит уже 30 млрд. рублей.

«СОСНА ЗАГОРАЕТСЯ КАК СВЕЧКА, ОЧЕНЬ БЫСТРО...»

В довершение всех бед сегодня утром стало известно, что республика оказалась в списке 27 регионов с высоким — «красным» — уровнем пожароопасной обстановки в лесах. «Самая сложная пожароопасная обстановка (в июлеприм. ред.) прогнозируется в Сибирском и Приволжском федеральных округах, самый благоприятный прогноз — по Центральному федеральному округу», — сообщается на сайте минприроды РФ. В списке 7 регионов Поволжья, включая и центральную часть Татарстана. Глава минприроды РФ Сергей Донской поручил Рослесхозу взять под особый контроль регионы, в которых прогнозируется сложная пожароопасная обстановка, обеспечить необходимые меры для предупреждения возникновения пожаров в лесном фонде.

«На сегодняшний день у нас в республике, слава богу, лесных пожаров нет, — «постучала по дереву» пресс-секретарь министерства лесного хозяйства РТ Раиса Гаряева. — В круглосуточном режиме работает региональный пожарный центр, куда ежечасно стекается вся информация о том, что творится в лесах республики. В Камской зоне, в Мамадышском районе больше сосновых лесов, которые наиболее пожароопасны. Потому что почва там усыпана сухими сосновыми иглами, да и сама сосна загорается как свечка, очень быстро...»

МЧС по РТ проводит регулярно масштабные учения по тушению лесных пожаров

Как говорят в министерстве, леса отгораживают от полей минерализованными полосами, чтобы не было низовых пожаров от возгорания травы. Все планы тушения согласовали с федеральным агентством лесного хозяйства, муниципальными структурами и премьером Ильдаром Халиковым еще в начале апреля. Сегодня на охране лесов находятся в готовности 23 пожарно-химические станции, 5 из них — третьего, очень мощного типа. Ведется наблюдение с 17 пожарных вышек, которые находятся в лесничествах.

«Более 100 автомобилей «УАЗ», оснащенных системой «ГЛОНАСС», курсируют с проверками по заранее утвержденным маршрутам, — описала Гаряева. — В течение суток они по нескольку раз объезжают свою территорию лесов. В наши лесопожарные формирования входят более 800 человек. 175 мобильных групп пожаротушения тоже находятся в полной боевой готовности. И еще им помогают 203 добровольные пожарные дружины».

ОБИЛЬНЫХ ОСАДКОВ НЕ ОЖИДАЕТСЯ...

Специалисты-гидрометеорологи успокаивают: погода поворачивает в сторону прохлады.

«В субботу в Казани будут кратковременные дожди и грозы. Температура в пределах 20 градусов тепла. В воскресенье днем преимущественно без осадков, к вечеру пройдут кратковременные грозовые дожди. Температура в пределах 24 - 27 градусов», — рассказал, ведущий специалист центра «Фобос» Олег Прокофьев.

В понедельник же станет прохладнее: в Казани — 15 - 20, по Татарстану — до плюс 25. Во вторник температура тоже не поднимется выше 20 градусов, но опять-таки без существенных осадков. И в среду тоже не будет жары — в пределах 15 - 20 градусов, может быть, чуть повыше. Пройдут кратковременные дожди. К концу следующей недели возможно вновь потепление, но за 30 градусов перевалить не должно, полагает Прокофьев.

Одно плохо: обильных и спасительных для зерновых осадков, увы, специалист не обещает.

«СЕЙЧАС ВСЕ РАВНО УЖЕ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка и специалистам.

Айрат Хайруллин — руководитель исполкома Альметьевского района:

— Если говорить цифрами, то в июне был всего один так называемый агрономический дождь. Он пришелся на 6 июня. Тогда выпало 7 миллиметров осадков. Всего же за месяц в Альметьевском районе выпало 17 миллиметров осадков. При этом среднегодовые показатели июня таковы, что раньше выпадало порядка 67 миллиметров. В этом году, получается, выпало в три раза меньше! И, повторюсь, продуктивным считается только дождь 6 июня. Поэтому ситуация очень критичная. Мы надеемся, что тем хозяйствам, которые имели застрахованные поля, режим ЧС даст возможность компенсировать какую-то часть понесенных убытков от неполученного урожая. Как правило, страхуют озимые.

О конкретных финансовых убытках по району пока рано говорить. Но надо сказать, что сейчас идет заготовка кормов. И то, что последние два дня в Альметьевском районе идут дожди, дает нам надежду, что по кормам мы этот год можем «вытянуть». То есть эти дожди дают свою продуктивную влагу для кормов. Это даст нам возможность перезимовать, сохранить поголовье, молоко — это очень важно!

Засуха затронула все без исключения хозяйства. Но у нас есть одно хозяйство, которое применяет так называемую «нулевую» технологию. Она используется в тех районах, которые как раз и являются наиболее засушливыми. По этой технологии засеиваются поля в Канаде, в Америке, в засушливых районах. Но по этой технологии наше хозяйство работает всего два года. А чтобы говорить о каких-то результатах, должно быть проведено как минимум четыре-пять севов. Но сама технология все-таки позволяет снизить последствия засухи. Эффективность ее мы сможем оценить только через два-три года.

Рамиль Муллин — глава Муслюмовского района:

— Ситуация у нас разная: где были поздние посевы — там более-менее нормально дело обстоит, где посевы ранние — там похуже. Оценки пока не проводили, потому что дожди последних дней относительно разрядили напряжение. Но если бы они прошли дней 10 - 15 назад, ситуация была бы намного лучше.

Мы в списке 27 районов, к которых объявлена чрезвычайная ситуация, но сейчас все равно уже ничего сделать нельзя. Формирование колоска завершено, и что будет дальше — никто не знает. Поливные установки и так работают, где это возможно, но все поля ведь не оросишь! Будем надеяться на лучшее — все-таки удобрения и защитные средства дали свой положительный эффект. У нас по всем хозяйствам ситуация одинакова, усредненная. Технологии все используют разные, но нельзя сказать, что у кого-то ситуация выдающаяся — засуха свое дело сделала.

О «НУЛЕВОЙ» ТЕХНОЛОГИИ И ОРОШАЕМЫХ ПОЛЯХ

Ильгиз Исламов — гендиректор ООО «Агромастер» (Муслюмовский район РТ):

— Засуха, конечно, повлияла и на наши поля, но далеко не так сильно, как на тех, кто работает по классической технологии. Мы работаем по минимальной технологии, она является и влагосберегающей. Я сею без обработки почвы — просто не пашу и тем самым не высушиваю землю. У меня ситуация такова: я ожидал урожая 14 - 15 тысяч тонн зерна, а соберу, видимо, 10 - 12 тысяч. Но у меня потери будут минимум в полтора раза меньше, чем у земледельцев, которые сеют по классике. В любом случае сейчас уже поздно что-либо предпринимать, точку невозврата мы прошли, колос заложился, и любые меры сегодня как мертвому припарка. Последние дожди дадут возможность налива зерна, не более того.

Ситуация лишний раз доказывает, что посевные комплексы, которые работают по ресурсосберегающей технологии, дают свои результаты. Мы работаем по этой технологии последние 8 - 9 лет, и я без хлеба не останусь, и амбары у меня не пустые. Себестоимость зерна выходит 2 - 3 тысячи рублей при продажной цене 9 тысяч, а при классической технологии себестоимость 5 - 7 тысяч рублей. Видите, какая разница в рентабельности?

Минталип Миннеханов — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района:

— У нас в хозяйстве 550 гектаров земли, порядка 120 гектаров находятся под поливом. И они, слава Богу, нормально себя чувствуют. Но тем не менее, когда температура поднимается выше 25 градусов, картофель все равно перестает расти и уходит в состояние покоя. Трудно себя чувствуют без полива зерновые, потому что во многих местах земля растрескивается. А когда она трескается, то разрывает корневую систему. Это один момент, а второй момент в том, что уже из глубины земли из-за трещин идет испарение воды, уходит продуктивная влага. Такие трудности есть. Но мы тем не менее ставим себе задачу, соблюдая всю агротехнологию, работая с сильными сортами семенного материала, делая подкормки, получить если не хороший, то хотя бы средний урожай. Я могу сказать, что на наших орошаемых полях пока ситуация более или менее нормальная. А там, где полива нет, потери, конечно, есть. Если нормальная урожайность зерновых должна быть на уровне 40 - 45 центнеров с гектара, то с такой жарой получится, наверное, только половина. Это, конечно, очень серьезные потери.

Какие-то особые меры в связи с введением режима ЧС мы вряд ли будем предпринимать. Разговоры ведь о том, что климат меняется и недостаточно влаги в земле, идут уже с 2010 года. Чиновники вроде бы все записывают, записывают, а помогать — не помогают, конкретные вопросы из-за нехватки финансов остаются нерешенными. Страховщики нас, фермеров, уже с 2010 года стараются избегать. Если раньше в буквальном смысле садились на шею и начинали предлагать: айда застрахуем это, айда застрахуем это, уговаривали нас ходили, то теперь они не ходят. А если и сам будешь искать их, то и не найдешь. Они особого желания работать с сельхозтоваропроизводителями не изъявляют. Хотя и президент, и премьер-министр России, и руководство Татарстана неоднократно ставили вопрос о необходимости страховать урожай. Страховой компании легче и, видимо, выгоднее имущество какой-нибудь крупной компании застраховать, а с посевами связываться не хотят.

Хозяйства, которые оказались готовы к засухе, в районе есть. Это прежде всего «Челны-Овощи». У них поля полностью находятся под поливом. Поля в ООО имени Салиха Сайдашева, в ООО «Гигант» более-менее нормально себя чувствуют, они тоже соблюдают все агротехнологию. Это крепкие хозяйства, имеют всю необходимую сельскохозяйственную технику, работают с сильным семенным материалом.

Рустем Аюпов — главный агроном ООО «Комунна» (Буинский район):

— Ситуация, конечно, не очень хорошая, мягко говоря. Все высыхает. Озимые уже почти все желтые, яровые тоже начинают желтеть. Финансовые потери оценить пока сложно, но могу сказать, что засухой побило около 80 процентов всех всходов. Причем засухи не избежало ни одно из наших полей — везде все сохнет! К тому же ситуация с погодой не меняется, дождей у нас так и нет. Бороться с этим уже даже не знаем как — все, что можно было, уже сделали. Так что если соберем больше 10 процентов от того, что засеяли, это будет хорошо. Правда, слово «хорошо» в данном случае вряд ли можно употребить...

Миргасим Усманов — начальник управления сельского хозяйства Азнакаевского района:

— Пока рано говорить об ущербе. Позавчера у нас прошли сильные дожди, сегодня опять моросит. Думаю, это поправит положение. 70 процентов хозяйств было готово к засухе, а больше пострадали хозяйства в сторону Сарманово. Там дождей полтора месяца не было.

Еще неделю будем наблюдать ситуацию, потом только будем обсуждать. Мы уже два раза проводили мероприятия с засухоустойчивыми микроудобрениями — листовую подкормку. Через неделю комиссионно выезжаем и определяем урожайность. Потери, конечно, есть, но пока о точных цифрах говорить рано. На полях, где засевали в первую очередь, там ситуация нормальная, а где поздний посев — там вот есть проблемы.

Какие меры будем принимать в связи с ЧС? Будем продолжать обрабатывать листовой подкормкой, применяем карбамид, кристалон, жидкие азотсодержащие препараты, чтобы качество зерна было лучше. По кормозаготовке мы надеемся, что второй укос у нас будет 45 тысяч тонн сенажа, 15 тысяч тонн сена хорошего качества уже есть, дополнительно посеяли суданку — засухоустойчивую культуру, кукуруза неплохая. Надеюсь, кормами мы выйдем на хорошие показатели, а с зерном пока подождем.