Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

«СТАРЫЙ... НО ПОЛЕЗНЫЙ!»

По традиции, некоторые сети кинотеатров устраивают предпремьерные показы потенциального кассового хита за день до полномасштабного проката по стране. Так случилось и с «Терминатором». Попасть вчера вечером на «Генезис» было не так-то просто: количество сеансов ограничено, а забронировать свободное местечко уже днем было непросто. Тем не менее корреспонденты «БИЗНЕС Online» отправились в один из мультиплексов, чтобы посмотреть на тех, кому не терпелось первыми увидеть дедушку Арни в образе обновленного киборга, а заодно освежить собственные детские воспоминания.

На удивление, в зале оказалось много ребят среднего школьного возраста — фильм имеет ограничение 12+. Кто-то привел на блокбастер своих бабушек, а некоторые и вовсе приходили доброй половиной семейства в лице внука, дочери и дедушки. «По сути, уже не первое поколение выросло на «Терминаторе», — высказался один из первых зрителей «Генезиса» в Казани 49-летний Михаил Титов перед началом сеанса. — Мы с внуком пересмотрели все четыре предыдущие части перед походом в кино. Сложнее всего ему далась первая, все-таки стилистика 80-х годов сегодня тяжело усваивается подростками. Но премьеру он ждал. Мне кажется, что таких ощущений, какие были от первых двух частей, мне уже не испытать, просто интересно, что режиссер Алан Тейлор выжмет еще из этой истории».

В кинозале была и большая компания ребят, которые стараются не пропускать крупные предпремьерные показы, а последний раз ходили на «Мстителей». «Раньше ведь какой вопрос интересовал зрителей: каким образом удастся убить плохого Терминатора?» — вспоминает 30-летняя менеджер по продажам Ляйсан Замалеева. — Но после третьей части, как мне кажется, эта интрига исчезла. В «Генезисе» мне не хватило философии в сюжете. Смотришь кино — и как будто находишься в компьютерной игре. Убили одного монстра — перешли на уровень, убили второго по сложности — на ступеньку выше. Эффекты, конечно, мощные, но ими сегодня не удивить». Это уже мнение публики, высказанное после того, как едва прошли конечные титры. «А мне, наоборот, понравилось, что авторы картины попытались донести до зрителей, что может случиться, если определенный вирус проникнет в каждый смартфон, планшет, компьютерную сеть. Ведь у нас сейчас множество гаджетов, подчиненных одной операционке... Может быть, я насмотрелся сериала «Черное зеркало», и «Терминатор» только усилил мои опасения по поводу плотного проникновения различных мобильных новшеств и к чему это может привести», — выдал небольшой спойлер еще один из зрителей, нашедший в свежем «Терминаторе» повод задуматься о важном и насущном.

Вообще, несмотря на полный зал, зрители довольно сдержано реагировали на то, что происходило на экране, даже несмотря на формат 3D. Вспоминая видеокассеты с шипящим звуком, гнусавым переводом и плохим изображением, даже не верилось, что между первым и пятым фильмом легендарной кинофраншизы прошла не одна киноэпоха...

Постаревший Шварценеггер на экране выглядит в образе супергероя хоть и второго плана довольно печально. Однако закрученность сюжета оправдывает данный недостаток. «Старый... Но полезный!» — таков слоган немолодого киборга. Юмор в картине не впечатляет, и даже на расставленные «гэги» зритель реагировал довольно прохладно. Но в целом пятая часть «Терминатора» производит довольно неплохое впечатление крепкого летнего блокбастера, который вряд ли войдет в число кассовых хитов всех времен и народов, не получит высших оценок критиков, но заявленный бюджет в $170 млн. отобьет с лихвой. «Конечно, культовой эта картина вряд ли станет, но почему-то захотелось пересмотреть, с чего все начиналось, — рассказал посетитель кинотеатра, программист Владимир Лихадеев. — «Терминатор» — это как «Крепкий орешек», в любом случае пойдешь на любимую историю и любимых актеров. Потому что ты сначала рос вместе с этими киногероями, а потом начинал стареть. И всегда интересно, что же случилось с персонажами за то время, что вы не виделись...»

ЖИВАЯ СТАТУЯ ШВАРЦЕНЕГГЕРА В МУЗЕЕ МАДАМ ТЮССО

Напомним, 67-летний экс-губернатор Калифорниии впервые предстал перед зрителями в образе Терминатора аж 31 год назад в картине, которая сделала знаменитым режиссера из Канады Джеймса Кэмерона. Первый «Терминатор» обошелся продюсерам в смешные для блокбастера даже по тем временам $6 млн., многократно окупившихся за время проката фильма. Тогда, в 80-е, на волне перестройки и начавшегося бума видеосалонов это культовое кино пришло и в нашу страну, а советские родители, показывая творение Кэмерона своим маленьким детям, обычно перематывали небольшую по хронометражу и совершенно невинную по нынешних временам постельную сцену. Успех «Терминатора» в мире был таков, что, уже снявший между двумя встречами со знаменитым австрийским культуристом «Чужих» и «Бездну», Кэмерон в 1991 году, работая над картиной «Терминатор-2: Судный день», располагал бюджетом в $100 миллионов. Это кино превратило дилогию про Терминатора в одну из главных голливудских легенд, а Кэмерона и Шварценеггера сделало мировыми звездами и очень богатыми людьми. А сами фильмы навсегда стали образцами жанра, в которых наряду с экшн и революционными спецэффектами заложены серьезные размышления о будущем человечества. Ну а кроме того, фразочка героя Шварценеггера l'll Be Back из финала второй части, сказанная за секунду до того, как «правильный» киборг отправился в плавильню, стала культовой.

С тех пор предпринималось несколько попыток возродить великую киноэпопею, еще с учетом и того, какой размах в последние годы приобрели различные сиквелы, приквелы и прочее. Однако третий и четвертый «Терминаторы», даже несмотря на участие в одном из них Шварценеггера, успеха не имели, также, как и проект на телевидении. Тем не менее решено было сделать еще одну попытку заработать на франшизе, к тому же знаменитый Мистер Олимпия уже не губернатор штата Калифорния и полноценно вернулся к актерской работе. Вместо Кэмерона режиссером выступил Тейлор, который в качестве приглашенного постановщика приложил руку едва ли не ко всем поулярным телесериалам нулевых годов — от «Клана Сопрано» и «Подпольной империи» до «Безумцев» и «Рима». Кроме того, из «Игры престолов», на которой также успел поработать Тейлор, пришла актриса Эмилия Кларк, лишний раз демонстрируя силу нынешнего сериального движения.

Запомнились и ходы маркетологов пятого «Терминатора». Последние сначала заставили старину Арнольда выйти на улицы Западного Голливуда, где тот «терроризировал» прохожих фразой «пойдем со мной, если не хочешь умереть». А также заглядывал в магазин солнечных очков в поисках современной оправы, обучал правильному произношению фразы I'll Be Back и в целом вел себя непринужденно. После чего Шварценеггер отправился в тамошний музей мадам Тюссо, где стал одним из экспонатов. Когда посетители начинали фотографироваться со «статуей», она оживала. У публики сначала проносилась перед глазами вся жизнь, а затем появлялось в коллекции селфи со знаменитостью. Жаль только, что к качеству самого кино все это не имеет никакого отношения.

Сказать, что на этом поставлена точка в истории «Терминатора» нельзя: нынешними владельцами франшизы планируется, что «Генезис» — это лишь первая часть новой, следующие две серии которой запланированы на 2017 и 2018 годы. Так что, как гласит финальная фраза в новом голливудском произведении, «будущее еше не определено».

«ТЕРМИНАТОР», «КИНГ-КОНГ», «ЭММАНУЭЛЬ»...

Известные казанские кинематографисты еще не успели посмотреть нового «Терминатора», но высказали для «БИЗНЕС Online» свои предположения по поводу вероятной судьбы картины.

Ильдар Ягафаров — режиссер:

— Мне кажется, публика всегда ждет Арнольда в образе киборга. Уникальность франшизы, на мой взгляд, в хороших сценариях, в хорошей актерской игре. Лично я рос на Шварценеггере, мы ходили в качалку, где висел портрет Арнольда в образе Терминатора. Мы хотели быть похожими на него, на человека, который покорил Америку. Его личные качества, как нам казалось, очень хорошо добавляли кучу мышц. «Терминатор» для нас такой же культовый фильм, как «Белое солнце пустыни» для поколения до нашего. «Терминатор», «Кинг-Конг», «Эманнуэль» впервые раскрыли для нас то, каким бывает популярное мировое кино, и для советских подростков это был шок... Противостояние людей и машин и дальше будет существовать на экране. Но, мне кажется, франшиза будет жить столько, сколько отмерено Шварценеггеру на этой земле. Без Арни эта история, думаю, никому не интересна.

Алексей Барыкин — режиссер:

— По-настоящему были культовыми только первые две части, когда их снимал Кэмерон, — совсем другого уровня режиссер. Помимо того, что эти картины были здорово поставлены, оказались еще инновационными для своего времени с точки зрения компьютерной графики. Когда люди впервые увидели робота из жидкого металла, все были в восторге. А дальше франшиза превратилась в высокобюджетный боевичок и культовость исчезла. «Терминатора» надо как-то придумывать совершенно по-новому, но для этого нужен Джеймс Кэмерон. В четвертой части создатели картины попытались вернуть публику тем, что с помощью компьютерной графики сделали молодого Шварцнеггера, хотя Арни там и не снимался даже. Но по сравнению с тем, что сделали с Брэдом Питом в «Истории Бенджамина Баттона», это никакая не инновация, а достаточно простенький эффект. Не думаю, что и эта часть станет культовой... То, что с помощью старой истории в кинотеатры пытаются привлечь 30 - 40 летних зрителей, это вряд ли. Достаточно сказать, что тут играет Эмилия Кларк, звезда второго сезона сериала «Игра престолов». Думаю, это говорит много о том, на кого рассчитана данная картина.