БОРЬБУ С КРИЗИСОМ СПУСКАЮТ В РЕГИОНЫ?

Поправки в базовый закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ российское правительство предложило принять еще в апреле 2014 года. Суть поправок состоит в разрешении президенту и премьеру своими актами оперативно передавать на места функции, закрепленные за федеральными властями. До сих пор это разрешалось делать, только приняв в каждом отдельном случае федеральный закон. Процедура эта длительная и для оперативного управления в эпоху санкций и спада ВВП просто непозволительная.

Сам новый закон никакие полномочия в регионы не передает, устанавливая лишь рамочную процедуру. Впрочем, уже известен перечень функций, которые могут достаться регионам, и он достаточно велик. Это и регистрация недвижимости, и безопасность на промпредприятиях и на дорогах, и санитарно-эпидемиологический контроль, и землеустройство, и охрана здоровья граждан, а также культурного наследия и многое, многое другое. По сути дела, Москва готова передать в регионы достаточно обременительные, дорогостоящие и при этом приносящие бюджету небольшие доходы полномочия. Пошлины за регистрацию недвижимого имущества — это, конечно, хорошо, но расходы на поддержание соответствующей административной и информационной инфраструктуры явно перекрывают всю потенциальную прибыль. Не зря в тексте законопроекта и пояснительной записки к нему от комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления особо подчеркивается, что полномочия могут передаваться лишь вместе с субсидиями регионам из федерального бюджета.

Пожалуй, единственно действительно стоящей функцией может стать право самостоятельно взимать штрафы за нарушение правил дорожного движения. Собранные средства, правда, все равно будут поступать в федеральный бюджет, но, как показал опыт Москвы, заработать на этом все же можно. В столице, например, создали отдельную от ГИБДД парковочную службу, которая усердно наполняет московский бюджет штрафами с нарушителей правил парковки.

Спорность законопроекта подтверждается тем, что вчера за него отдали голоса лишь чуть больше половины депутатов Госдумы — 240 из 450. По информации «БИЗНЕС Online», это были практически только представители «Единой России».

Сторонники нововведения говорят о том, что губернаторы получат право давать указания и спрашивать с федеральных чиновников на местах по тем полномочиям, которые окажутся в ведении регионов. Кроме того, можно будет сэкономить бюджетные средства, ликвидировав дублирующие структуры и попросту уволив федеральных госслужащих из местных отделений российских министерств и ведомств, функции которых дублируются региональными органами власти. И это, пожалуй, самый главный, если не единственный плюс нового закона.

Противники же законопроекта опасаются, что под этим соусом федеральные власти на фоне кризиса будут сбрасывать на региональный уровень ответственность и полномочия без должного финансирования. В духе Ельцинского «берите суверенитета, сколько проглотите», но уже только в части расходов, а не доходов.

«НЕ ПАСЬЯНСЫ РАСКЛАДЫВАТЬ, А РЕАЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ЗАДАЧАМИ»

Как сказал нашему изданию депутат Госдумы Александр Сидякин, имеется очень успешный пример туляков. «Тульская область сократила многие федеральные должности, которые дублировались на региональном уровне. Это, во-первых, улучшило координацию, во-вторых, позволило набрать более компетентных людей за счет экономии фонда заработной платы. Они готовы не просто сидеть и пасьянсы раскладывать на работе, а реально заниматься задачами, потому что понимают, что за это получат адекватные деньги».

Примечательно также и то, что регионы в целом на ура восприняли инициативу поделиться с ними полномочиями. На проект закона поступило лишь два отрицательных отзыва от заксобраний субъектов РФ. Подавляющее большинство идею поддержало, в том числе и Госсовет Татарстана, рекомендовавший Госдуме принять новый закон.

Впрочем, не все так однозначно. Еще в январе этого года начатый в 10 регионах эксперимент по делегированию федеральных полномочий начал давать неожиданные плоды. Губернатор той самой Тульской области Владимир Груздев посетовал на то, что денег из федерального центра на исполнение новых для региона функций приходит недостаточно. Так, области были переданы задачи по содержанию местных органов МВД и учебных учреждений профессионального образования. В результате в областном бюджете возникла дыра в 500 млн. рублей. Как сообщало издание РБК, эту тему губернатор поднимал на совещании в администрации президента РФ. В пилотных регионах опасаются, что в этом году вообще не дождутся субвенций из федерального бюджета на выполнение переданных им функций. В условиях спада экономики и сокращения бюджетных расходов такой вариант действительно исключить нельзя.

«КАК МОЖЕТ КАКОЕ-ТО МИНИСТЕРСТВО СТАВИТЬ ВОПРОС ОБ ОСТАВКЕ ВСЕНАРОДНО ИЗБРАННОГО ГЛАВЫ РЕГИОНА?»

Неубедительные результаты думского голосования также можно объяснить еще одним положением закона, которое из текста в итоге исчезло, но осадок, как говорится, остался. Правительство РФ, разработавшее документ, посчитало нужным предусмотреть в нем не только пряник в виде дополнительных федеральных субсидий, но и кнут. Правительство России получало право ставить перед главами регионов вопрос об увольнении их подчиненных, которые, по мнению московских чиновников, нерадиво выполняют переданные на места федеральные функции. Это положение в законе сохранилось. Но даже фракция ЕР взбунтовалась против нормы о том, что любое федеральное ведомство могло бы возбудить «дело» на главу региона и в итоге предложить президенту отправить его в отставку.

«Была норма, которая у нас вызывала сомнения, и мы сказали, что это неправильно: о том, что федеральные органы власти, которые передают полномочия, имели право написать президенту РФ в отношении высших должностных лиц регионов, что они тоже не выполняют свои полномочия, и потребовать отрешить их от должности, — возмущается депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. — Но сейчас это убрали. Как может какое-то министерство ставить вопрос об отставке всенародно избранного главы региона?!»

Что уж говорить об оппозиции? Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» бывший спикер Госсовета РТ, депутат Госдумы от КПРФ Василий Лихачев, «наша фракция категорически отказалась за этот закон голосовать. Позиция такая: идет явный тренд, чтобы федеральный центр избавить от каких-либо полномочий, передать их на уровень республик, областей, краев. Самое неприятное в этой ситуации, что мы не видим практического обеспечения этих полномочий. Так в нормальной федерации не делается».

Как бы то ни было, третье, заключительное чтение законопроекта пройдет уже 3 июля. Нет сомнений, что закон, из которого изъяли самое скандальное положение об отставке губернаторов, будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом. А вот его исполнение будет уже зависеть не от решений политиков, а от того, сможет ли российская экономика генерировать денежный поток, достаточный для наполнения бюджетов всех уровней.

«ВЛИЯНИЕ НОВОГО ЗАКОНА БУДЕТ БЛИЗКИМ К НУЛЮ»

Депутаты Госдумы, представляющие Татарстан и просто связанные с республикой тесными узами, выразили свое мнение «БИЗНЕС Online» на решение Москвы поделиться властью с регионами.

Василий Лихачев — член партии КПРФ:

— Еще когда я был председателем Госсовета РТ, мы очень четко ставили вопрос о гармонизации властных полномочий, об их обеспечении и о том, что система государственного управления должна создаваться не в противостоянии участников, а в их взаимодействии и уважении друг к другу. Избавление одного уровня власти от компетенций и передача их другому, при этом передача финансово необеспеченная, мне кажется, подрывает систему эффективного управления и систему федерализма в целом. За этот законопроект проголосовали всего 240 депутатов из 450, и это голоса «Единой России».

Ильдар Гильмутдинов — член «Единой России»:

— Раньше передавать полномочия можно было только федеральными законами, сейчас это смогут решать правительство и президент. В законопроекте прописана ответственность региональных органов власти за передаваемые полномочия. Федеральные министерства и ведомства, которые их делегируют, имеют право при ненадлежащем исполнении этих полномочий вносить высшему должностному лицу региона свои требования в отношении тех руководителей, которые эти полномочия ненадлежащим образом реализуют.

Нормальный законопроект. Вы прекрасно знаете, что у нас в регионах много федеральных структур, иногда они дублируют работу друг друга. Было бы эффективно ряд полномочий федеральных органов власти передать тем структурам, которые уже в регионах есть, и с них требовать и спрашивать в соответствии с законами. Мы поддерживаем это, чтобы не было ни дубляжа, ни ненужных дополнительных федеральных структур. Концепция правильная. Чем больше мы будем доверять регионам и передавать полномочия в рамках закона, тем лучше.

Александр Сидякин — член «Единой России»:

— Я считаю, полезен такой закон. У нас в пилотном режиме в нескольких регионах передача полномочий осуществляется полным ходом. Безусловно, два важных момента: сокращение административных издержек, административных процедур и повышение качества чиновников, работающих в этих структурах. Единственное, что мне кажется крайне важным в этом законе, необходимость вместе с полномочиями давать деньги. Если сейчас просто передадут полномочия, не монетизируя эту функцию, то это будет региональная беда. Но, насколько я понимаю идеологию этого закона, она именно такая: вместе с полномочиями переходят в регион и деньги. Регион получает возможность сам решать, а нужна ли ему собственная, например, инспекция по маломерным судам. Мы сокращаем издержки, при этом делаем более качественную работу.

Марат Бариев член «Единой России»:

— Конечно, когда передаются просто полномочия без финансов и другого обеспечения, это неправильно и не совсем честно. А если передается с обеспечением и финансами, тогда никаких вопросов нет. Мы же все жалуемся на излишнюю централизацию нашей жизни — и политической, и экономической.

Ответственность чиновников в регионах должна быть. Кто систематически не исполняет, его надо с этой должности убирать. Если этих механизмов нет, то их надо создавать. Если кто-то не выполняет свои функции, то от этого страдают население, регион.

Вертикаль власти при этом не ужесточается. Наоборот, при передаче полномочий происходит разветвление и уменьшение полномочий центра, то есть вертикаль, наоборот, смягчается.

Иван Грачев — независимый депутат, формально член фракции «Справедливая Россия»:

— Отношусь к законопроекту как к неверному решению. У нас централизация чрезмерная — это факт, который все отмечают и понимают, что он мешает жить и работать. Но на самом деле он грубо и банально сводится к тому, что доля регионов в консолидированном бюджете в районе трети, а не 50 процентов, как мы писали в Налоговом и Бюджетном кодексах. Соответственно, сама передача полномочий без передачи дополнительных денег — это штука, скорее, вредная, чем полезная.

Если при решении задачи вы палкой пытаетесь заставить делать то, что экономически невозможно, то от этого никакого эффекта не бывает. Так что влияние нового закона будет близким к нулю.