Наиль Магдеев, Ринат Абдулин и Рафаиль Киямов
Наиль Магдеев, Ринат Абдулин и Рафаиль Киямов

«...А ПРОКЛЯТИЯ НА ТЕБЯ КИДАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

«Без слез не взглянешь» — по находящимся в таком состоянии дорогам проехался накануне руководитель челнинского исполкома Наиль Магдеев в сопровождении своего первого зама Рината Абдулина, начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиля Киямова, замначальника ГИБДД города Айдара Магизова, директора МУП «ПАД» Фарида Киямова. Напомним, в этом году из 1 млрд. рублей, выделенных Набережным Челнам из бюджета Татарстана на ремонт дорог, 660 млн. уже осваивается на проспекте Сююмбике, 240 млн. пошло на замену покрытия на основных городских магистралях, а еще 100 млн. власти города обещали направить на ремонт подъездных путей к социальным объектам и на внутриквартальные дороги.

Когда глава автограда на белоснежном Mercedes GL прибыл к самому убойному участку дороги в районе ТЭЦ, Киямов начал докладывать Магдееву, что на замену полотна на аварийных участках дорог №2 и №11 требуется порядка 54 млн. рублей. Надо заметить, что и в социальных сетях, и в комментариях читателей «БИЗНЕС Online» этот участок дороги, по которому, к слову, в день проезжают десятки тысяч автомобилей, называют не иначе как позорищем Челнов. Вот, к примеру, одно из читательских высказываний (орфография и пунктуация автора сохранены): «Наиль,сделай уж эту гребаную дорогу — «Ворота Челнов» в новый город из Уфы, неужто стрём красит тебя???!!!))Там всего-то 5 км заплатки положить, буквой Г — 1 день!!! А проклятия кидаем на тебя каждый день, по 5-10 тысяч человек ежедневно!!!))».

Неизвестно, читал ли руководитель автограда этот комментарий, но в соцсети «ВКонтакте» у него недавно появился свой аккаунт, куда он, видимо, по примеру президента РТ стал выкладывать фотографии с мероприятий, делать заметки. Со вчерашнего объезда выложил три фотографии, на которых работники «Камдорстроя» укладывают асфальт на проспекте Сююмбике, и написал: «Сердце радуется от этой картины! В этом году проспект Сююмбике ремонтируем капитально. Меняем полностью дорожное полотно. Благодарю дорожников! Сегодня они настоящие герои — работают 24 часа». Это сообщение тут же стали комментировать подписчики Магдеева (орфография и пунктуация авторов сохранены): «Даже не верится, что наконец дождались! На фото все выглядит очень даже красиво, а велосипедом со стаканом проверять будете?», «Это здорово, что, наконец-то, Сююмбике будет ровным! Еще бы и дорогу до лесоцеха сделали. Там даже Камазы не могут проехать такие дыры на дороге, о легковушках я уже молчу».

Сегодня не определен не только срок ремонта дорог №2 и №11, но и источник его финансирования. «Мы ищем, смотрим, больше ничего сказать не могу, а то потом за язык будете тянуть. По поводу вопроса о деньгах, пока ответ таков: без комментариев», — сказал рулевой автограда журналистам. По пути на разбитые дороги, находящиеся на БСИ, Абдулин «проговорился», что в этом вопросе вся надежда у челнинских властей на поддержку президента Татарстана: «Если сегодня дороги в городе плохо ли, хорошо ли, но мы латаем, то ситуация с дорогами в промзоне, на базе строительной индустрии (БСИ) и районе лесоцеха аховая, денег на ремонт дорог там, где сосредоточено промышленное производство города, вообще нет. Будем обращаться к президенту, больше за помощью обращаться не к кому. Сегодня нужны средства на ремонт дорог в промзоне, на БСИ, дороги на лесоцех. Хотим, чтобы республика нам помогла, поддержала в этом вопросе». По его словам, нужен еще как минимум миллиард рублей.

НАДО М7 ИЗ ГОРОДА ВЫНОСИТЬ

Дорога на БСИ в напряженном челнинском трафике занимает около 20 минут. Абдулин и Магизов, сидевшие в автобусе рядом, решили немного «помечтать». «Нам надо вообще дорогу М7 из города выносить, — обратившись к замначальника челнинской ГИБДД, вдруг сказал Абдулин. — Это не дело, чтобы федеральная трасса через город шла. Если она будет вынесена за черту города, он изменится очень сильно, все эти многочисленные автосервисы сразу перейдут на М7. Тогда уже и границы будут ясными, и Челнам будет куда расти, где застраиваться. Сегодня нужно уже начинать говорить об этом в федеральном центре».

Айдар Магизов
Айдар Магизов

В районе БСИ размещены производства двух сотен предприятий, в том числе таких крупных, как «Расстал», «Акульчев», «Домкор Индустрия», КБК им. Титова, «Начало» и др., чьи руководители который год уже говорят о том, что руководству города необходимо обратить внимание на качество дорог в этом районе. По словам Киямова, на ремонт в этом месте надо 162 млн. рублей. Журналисты поинтересовались, будет ли ремонт в этом году. Магдеев в ответ попросил не «провоцировать» его такими вопросами. «Но растерянности у нас нет, — заверил он, — поэтому мы надеемся, что найдем способы решения проблемы».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как рулевой автограда смотрит на идею, которую высказывало прежнее руководство города, что, дескать, предприятия, расположенные на БСИ, давно бы уже сами могли скинуться и привести дороги в нормативное состояние, Магдеев ответил, что ко всем начинаниям, направленным на улучшение чего-либо в городе, относится положительно: «Если предприятия найдут возможность софинансировать ремонт дорог, будет хорошо. Но, естественно, это не задача промышленных предприятий, это задача власти. Большую часть расходов государство должно взять на себя. Предприятия платят налоги, и мы обязаны сделать все, чтобы эта дорога функционировала. Но от любой помощи мы не откажемся. Если эта помощь будет добровольной, то почему нет, никакой обязаловки здесь быть не может».

«СО СТАКАНОМ Я ТОЧНО ПРОВЕРЯТЬ КАЧЕСТВО ДОРОГИ НЕ БУДУ»

Самые убитые дороги Челнов, как убедились сопровождавшие Магдеева репортеры, находятся по направлению на лесоцех. Мимо, скрипя и крежеща железом, по рытвинам проезжали фуры и груженные донельзя «КАМАЗы» с песком. Водителя одного из них, судя по всему, уже окончательно достало отсутствие нормальных дорог. Увидев стоявшего на обочине в окружении журналистов с камерами и диктофонами Магдеева, в открытое окно своей машины он закричал: «Когда уже дороги здесь сделают, а? Каждый день по этим ямам езжу. Невозможно ведь!» Руководитель челнинского исполкома в ответ только помахал водителю рукой, сказав при этом не очень громко: «А ты думаешь, мы не видим?» Попутно выяснилось, что дороге столько же лет, сколько Челнам, а с ямочным ремонтом на нее заходили только в прошлом году.

После все переместились на улицу Дружбы народов, откуда дорожники из «Камдорстоя» и начали ремонт проспекта Сююмбике. Качеством дороги и укладкой бордюрного камня Магдеев, судя по всему, остался доволен, но то, как работники компании-подрядчика делают обратную засыпку вдоль бордюрного камня, его не удовлетворило. Он устроил разнос за это и заместителю руководителю исполкома, и начальнику управления ЖКХ. «Почему ты ордер на производство земляных работ даешь, но не контролируешь ход выполнения? Как люди здесь должны после дождя ходить?» — начал распекать Магдеев Киямова, а затем и Абдулина. По ходу осмотра руководитель челнинского исполкома успел побеседовать с молодым прорабом лет 25. «А это что у тебя в руках?» — поинтересовался Магдеев. В руках у прораба был планшет. «Мы здесь впервые стали стелить асфальт с помощью 3D-автоматики, — объяснил он. — Таким образом, исключается человеческий фактор, уменьшаются ошибки, ровность дороги улучшается. С этой системой мы уменьшаем время на наиболее трудоемкие геодезические работы».

В конце объезда Магдеева спросили, как он собирается принимать выполненные работы на проспекте Сююмбике. «Есть специалисты, — ответил он. — Со стаканом я точно проверять качество дороги не буду. Я далек от стакана. Пирожник должен печь пирожные, дорожник должен делать дороги. Народных средств много, но для проверки качества есть госкомиссия, есть государственная дорожная служба. А то у нас все специалисты, куда ни ткни, начиная от космоса и заканчивая родовспоможением. Все советы любят давать».