ПЛЮС 200 ТЫС. НОВЫХ МАШИН

Минпромторг РФ объявил в среду о запуске программы льготного автокредитования, которая распространяется на автомобили 2015 года выпуска. Как сообщается на сайте ведомства, на реализацию программы в этом году из федерального бюджета выделят 1,5 млрд. рублей — она позволит реализовать до 200 тыс. автомобилей.

Согласно условиям программы, если заемщик вносит предоплату за автомобиль в размере не менее 20% его стоимости, ставка по кредиту снижается на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка. Тем самым для покупателя стоимость кредита не превысит 15% годовых.

По программе можно приобрести новое авто стоимостью не более 1 млн. рублей. Кредиты будут выдаваться до конца 2015 года на срок до 3 лет. При этом банки имеют право сами определять модели автомобилей, на которые будут распространяться условия их льготных программ.

Участники рынка признают необходимость программы, но не возлагают на нее большие надежды. «Льготное автокредитование обязательно расшевелит продажи, но не намного — максимум на 15 - 20 процентов к февралю-марту этого года. С прошлым годом сравнивать нельзя, — рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО «Акос» Михаил Котляров.Под данную программу подпадут иномарки российского производства. Но, например, у Nissan четыре модели производятся в России, а Qashqai и Juke — нет, соответственно, под программу не подпадают. Но те, кто готов купить автомобили за установленные сейчас цены, активно будут пользоваться этим предложением».

Год только начался, и пока нет свидетельств того, что ситуация в экономике кардинально поменялась к лучшему, а значит, потребители вряд ли будут готовы к покупкам автомобилей сейчас, считает Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». «Меры господдержки позволят автопроизводителям пережить непростой период, помогут им сохранить коллектив, не сильно просесть по производственным и финансовым показателям, — говорит он. — Понятно, что государство вводит программу с целью поддержки автопрома, как это было несколько лет назад, во время предыдущего кризиса. Но тогда и политическая ситуация была другой, и в экономике положение дел, хоть и было непростым, но все же не таким, как сейчас. Кроме того, и соотношение рубля с основными валютами, и размер инфляции — все это несколько лет назад было совсем другим. Поэтому рассчитывать на абсолютно тот же эффект от программы льготного автокредитования вряд ли стоит. Тем не менее программа может оказать определенную поддержку автопрому и авторынку в целом».

ТАТАРСТАН В КРУТОМ ПИКЕ

Льготное автокредитование призвано вернуть покупателей в автосалоны, которые сегодня переживают темные времена. За январь-февраль автомобильный рынок Татарстана сократился на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили газете «БИЗНЕС Online» данные в аналитическом агентстве «Автостат». За этот период в республике было зарегистрировано чуть более 7 тыс. новых авто против 15,6 тыс. машин годом ранее. Это стало самым плохим началом года для республиканского авторынка как минимум за последние четыре года. Невероятное пике продемонстрировали практически все бренды, с той лишь разницей, что у некоторых оно переросло в штопор. Авторынок Казани упал еще больше — на 56%. В столице республики на учет за январь-февраль было поставлено 2,6 тыс. новых авто, тогда как в прошлом году — 5,9 тыс. авто.

Добавим, что в России падение за январь-февраль прогнозируется в 40%. Сокращение спроса объясняется тем, что люди, которые хотели приобрести автомобиль, сделали это в конце прошлого года, когда курс был в нормальном состоянии. Начиная с декабря цены начали неимоверный взлет (хотя на некоторые модели ближе к марту они вернулись практически на прежние позиции).

На авторынке Татарстана занимающие первые два места LADA и Kia показали одинаковое падение продаж — на 44%, став одними из лидеров и в количественном выражении. Но набранный в прошлые годы темп позволил им удержать вершину автоолимпа. На этом фоне сокращение у Hyundai лишь на 10% выглядит настоящей победой, что позволило этому бренду обогнать упавшие еще больше Volkswagen, Chevrolet и Renault и выйти на третью строчку по продажам.

==table497==

Обратим внимание на компанию Mazda, которая впервые за последние годы вошла в Топ-10 самых популярных авто в республике, хотя продажи у компании упали вроде бы прилично — на треть. Однако это один из самых хороших показателей, поскольку остальные понесли еще большие потери. Добавим, что компания Mazda прекратила поставки автомобиля Mazda 3 всех видов в Россию, поскольку из-за японской сборки они сравнялись по стоимости с седаном выше классом Mazda 6.

Пальму первенства по сокращению продаж в Татарстане можно вручить Peugeot (минус 92%), Suzuki (минус 95%) и Opel (минус 86%) — колоссальное падение! Daewoo сократился на 82,5%, правда, узбекско-корейский производитель смог приостановить падение, поскольку узбекская валюта начала падение вслед за рублем. На 79% упали продажи у Chevrolet, Ford и SsangYong.

На фоне таких печальных показателей производители начали судорожно принимать меры. Завод «ПСМА Рус» в Калуге приостанавливает производство автомобилей Peugeot, Citroеn, Mitsubishi. SsangYong объявил о прекращении поставок машин в Россию из-за ослабления рубля, но при этом продолжится сборка двух моделей на заводе во Владивостоке. Полностью вернуться на российский рынок, до недавнего времени являвшийся для бренда крупнейшим, «корейцы» могут после стабилизации экономической ситуации. GM и вовсе свернул производство в России, о чем газета «БИЗНЕС Online» рассказывала ранее.

==table496==

ТАТАРСТАН: LEXUS И PORSCHE ОТСТОЯЛИ ЧЕСТЬ ПРЕМИУМА

Падение наблюдается и среди люксовых марок, с той лишь разницей, что два представителя высшего класса — Lexus и Porsche — смогли на удивление всем не сократить, а нарастить продажи, хотя в абсолютных цифрах показатели не велики. Первый увеличил продажи на 26% (до 44 авто), помог новый кроссовер Lexus NX, второй — на 31% (до 17), причем у Porsche одинаково двигали продажи Cayenne и Macan.

Остальные 8 люксовых марок вместо стабильного с 2012 года роста упали от 27% до 79%. Неизменный последние четыре года лидер рейтинга BMW сократил продажи почти вдвое — на 44,5% (до 152 машин), но все равно удержался на вершине топа с приличным гандикапом. У другого «немца» Mercedes продажи упали «только» на 27% (до 96 машин), и это позволило ему встать на вторую строчку, обойдя Audi. Марку же с четырьмя кольцами ждало одно из самых сильных падений в «люксе» — сразу на 69,5% (до 51 машины), что также стало самым худшим за последние четыре года стартом для Audi в республике. Лидером же по падению — почти на 80% — стал Jeep: за два месяца в республике было продано лишь пять автомобилей данной марки. Если вспомнить еще Chevrolet, то напрашивается вывод о нелюбви к «американцам».

==table498==

КАЗАНЬ: В ТОП-10 ВОШЕЛ BMW, А ВЫЛЕТЕЛ CHEVROLET

Казань идет в общем с республикой негативном фарватере, с той лишь разницей, что самые популярные модели падали не столь стремительно, хотя общее падение несколько сильнее. Топ-10 в Казани аналогичен республиканскому (LADA, Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, Mazda), однако Chevrolet с 3-го места в прошлом году скатился на 12-е и вместо него в десятку популярных неожиданно вошел представитель премиум-бренда — BMW.

Еще одно отличие в том, что в Казани Hyundai себя чувствует гораздо лучше — с начала года он показал рост в 17,7%, что стало рекордом среди всех брендов. Оговоримся, что Porsche по продажам вырос на 62,5%, однако речь идет лишь о 13 проданных авто, тогда как Hyundai — 292. Лишь эти два бренда и показали рост в Казани. А вот положение Lexus в Казани менее завидное, чем в других городах — вместо роста он упал на 9%.

В тройке лидеров падения Chevrolet в Казани занял место Opel, в остальном — все те же Peugeot и Suzuki.

==table499==

ПРЕМИУМ СПАСЛИ СТАРЫЕ КОНТРАКТЫ

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Валютные колебания и рост цен в конце 2014 привели к ажиотажному спросу, в том числе и на автомобили, то есть число потенциальных автовладельцев уже уменьшились и в 2015 желающих купить автомобиль может быть меньше. Учитывая это, не исключено, что в первые несколько месяцев наступившего года ситуация с продажами автомобилей будет сложной и продаваться их может даже меньше, чем за аналогичные месяцы 2014 года. Собственно статистика января и февраля подтвердила это. Однако изменение ситуации вполне возможно, потому что любой кризис рано или поздно заканчивается и спрос на автомобили пойдет вверх. Кроме того, нужно учесть, что на наш авторынок оказывает воздействие сильный долговременный фактор, который «противостоит» кризису. Это значительный неудовлетворенный спрос на автомобили в нашей стране. Ведь по уровню автомобилизации Россия отстает не только от мировых лидеров — США и Японии, но и от многих других стран, которые меньше нас в разы и собственной автопромышленности не имеют, так что нашему рынку есть куда расти. Не исключено, что эти изменения уже будут заметны начиная со второй половины года, когда спрос начнет увеличиваться, и эта тенденция будет лишь укрепляться, то есть показатели продаж автомобилей в 2015 году в России могут оказаться лучше показателей 2014 года. Действие программ льготного автокредитования и утилизации могут помочь в достижении этой цели.

Сергей Чернов — вице-президент по развитию ГК «КАН-Авто»:

— После введения программы в очередь точно никто не выстроится, но для многих сограждан она — дополнительный мотивационный фактор для шага в сторону принятия решения о покупке автомобиля. А это как раз то, что было необходимо. Ведь программа в первую очередь помогает преодолеть психологический барьер в головах покупателей, созданный кризисом. Оживление уже есть. Трафик увеличивается с каждым днем. Автомобилей хватит на всех.

Какие бренды окажутся в большем выигрыше? Они определены параметрами программы — производство 2015 года, ценой до миллиона рублей, ну а покупательские предпочтения в этом сегменте известны и ожидаемы. Отдельно, стоит отметить LADA, поскольку, исходя из опыта предыдущих лет, программа стимулирует большей частью клиентов именно этого бренда.

Олег Андреев — директор автосалона «Казань»:

— Сегодня лучше других на фоне общего падения себя чувствуют корейские автобренды, потому что у них произошло незначительное повышение стоимости, а также те модели, по которым еще есть дефицит. Кстати, думаю, причина роста Lexus и Porsche именно в дефиците. В период ажиотажа — с декабря — были распроданы абсолютно все склады, и когда приходили новые заявки, люди забирали машины. В любой кризис в премиум-сегменте спад продаж был намного ниже, чем в массовом, но в этом году падение будет в любом случае.

Евгений Ушмаев — генеральный директор «Альянс-Авто»:

— Hyundai показал рост в январе, а не в феврале, а март вообще спустил показатели вниз. Сегодня стабильно, на мой взгляд, чувствуют себя Mercedes и BMW. Но львиную долю продаж с начала года все-таки составляли те машины, которые были еще по старым ценам, старым контрактам. И количество проданных автомобилей было связано непосредственно с контрактами, заключенными в ноябре-декабре. В общем и целом весь премиум себя хорошо чувствовал в январе-феврале, потому что уже в январе те машины, которые собираются в России, выходили 2015-го года, с подорожанием, с другой процентной ставкой, они начали проседать с начала января.

Вадим Вагин — директор ООО «Абсолют Авто»:

— Думаю, рост Lexus и Porsche связан с тем, что есть хорошие, длинные очереди на такие модели, как Porsche Macan и Lexus NX. Дилеры просто реализуют контракты, которые заключались до кризиса. Популярность марки Hyundai именно в Казани, думаю, объясняется отличной работой дилеров, которые продают эти автомобили. По общероссийским меркам «машины-корейцы», в том числе Hyundai, выигрывают в противостоянии за счет своей хорошей цены.

На мой взгляд, хорошо себя чувствует на фоне общего падения авторынка премиум-сегмент — Audi, BMW, Mercedes, Porsche, Lexus, а также максимально локализованные дешевые автомобили — Hyundai Solaris, Kia Rio, а также автомобили УАЗа. УАЗ имеет достаточно неплохие показатели, это связано с тем, что хорошая локализация позволила сохранить рублевые цены на достаточно приемлемом уровне.