" ТАТАРСТАН ПОЧТАСЫ" ЗАСЕКРЕТИЛ ИТОГИ ПОДПИСКИ НА ПЕЧАТНЫЕ СМИ, ЧТОБЫ СПРЯТАТЬ КАТАСТРОФУ?

Такого еще никогда не было: 1 июля финишировала подписная компания на печатные СМИ на второе полугодие, а все госструктуры хранят молчание о ее итогах. "Татарстан почтасы" (основной распространитель печатных СМИ в республике) ссылается на какую-то коммерческую тайну. Пресс-служба кабмина скромно отсылает в агентство "Татмедиа". Здесь тоже не спешат обнародовать полные данные… В конце концов мы выяснили, что количество подписчиков периодической печати в РТ с начала года сократилось в среднем на 20-25%, а по отдельным изданиям – в разы. Такого резкого падения не было с начала 90-х годов. Сокрушительный удар по изданиям, тиражи которых медленно, но верно падали все последние годы, наносит финансовый кризис.

ПОЧТОВЫЙ  СЕКРЕТ

До сих пор, спустя три недели после окончания подписки ее официальные итоги нигде не опубликованы. Это при том, что традиционно руководство почтовиков по окончании практически каждой подписной кампании докладывало об очередных успехах. Нынешнее молчание вполне объяснимо – уже по итогам подписки на первое полугодие оснований для оптимизма не осталось ни у кого. Известно, что на первое полугодие 2009 года разовый подписной тираж печатных изданий в Татарстане составлял 1,65 млн. экземпляров или 84,6% к уровню подписки годичной давности. С тех пор кризис лишь усугублялся.

Иными словами, и без официального отчета ясно, что результаты подписки в целом  носят негативный характер. Интересно, что официальным путем узнать всю полноту картины по подписке оказалось невозможно – в "Татарстан почтасы" ссылаются на пресловутую коммерческую тайну, которой они связаны с издателями (а интересы читателей, рекламодателей и государства, заинтересованных в транспорентности это ведомство, вероятно, не интересует?). Последние, в свою очередь, далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы конкурентам и рекламодателям стали известны истинные данные о тиражах. Тем более, что часть печатных СМИ до сих пор в своих выходных данных публикуют завышенные (порой в разы!) цифры.

Однако, "БИЗНЕС  Online" удалось получить часть данных о общих тиражах в "Татмедиа" (речь идет о тиражах, выходящих из типографии). Другую часть информации, наиболее важную – о итогах подписки – мы получили по неофициальным каналам. Причем люди, передававшие ее были страшно напуганы, словно речь шла как минимум о золотовалютных запасах Татарстана. На основе этих данных были составлены таблицы, из которых можно получить более или менее объективную картину тиражей СМИ в Татарстане.  

Кстати, стоит объяснить, из чего сейчас складываются тиражи периодических изданий. Ряд наш СМИ до 90-95 % тиража распространяют по подписке ("Вечерняя Казань", "Республика Татарстане", "Ватаным Татарстан"). Другие, например, "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", большую часть тиража продают через розничную сеть: почтовые киоски, магазины. Многие издания практикуют различные виды альтернативной подписки. Например, авиакомпания, ВУЗ, бензоколонка и т.п. могут выкупать часть тиража, а затем бесплатно распространять среди пассажиров, студентов, клиентов. Причем эти данные, как правило, в почтовой статистике не отражаются, так как доставкой газет и журналов в этих случаях редакции занимаются самостоятельно.  
 

РЕКОРДЫ ПАДЕНИЯ

Ниже мы публикуем  две таблицы. Таблица №1 – данные о подписных тиражах СМИ в  Татарстане. Причем, они ретроспективные - начиная с первого  полугодия 2006 года по второе полугодие 2009 года. (Все что касается прошлой информации взято из данных "Татарстан почтасы").

В таблице №2 приведены сведения Татмедиа по тиражам газет в первом и втором полугодии 2009 года, причем это данные, что называется, "со станка", то есть данные типографий, позволяющие судить о том, сколько газет реально печатается. 

Все эти цифры позволяют достаточно четко представить себе картину с тиражами и подпиской на печатные СМИ в Татарстане. Фактически многие издания из состояния плавного снижения перешли к своей финальной стадии – свободному падению, которое в кризис лишь ускоряется.  

Обратим внимание читателей на некоторые данные из таблиц.  

Серьезные проблемы с подпиской возникли у газет  "Труд" (минус 74 % за год – одной из причин стало закрытие регионального выпуска), "Время и Деньги" (минус 26% за год). 

Уменьшение числа  подписчиков у газеты "Татарстан яшьлэре", на первый взгляд, в пределах нормы – 12 %. Однако стоит вспомнить, что в золотые времена, в середине 90-х, это было популярнейшее молодежное издание, выходившее тиражом более 200 тыс. экз. Поэтому сегодняшние 30 000 для нее – это катастрофа.

Продолжает снижаться  число подписчиков у безусловного лидера казанской прессы -  "Вечерней Казани". Ее тираж впервые официально на нашей памяти ушел ниже отметки в 30 тыс. экземпляров.

Более 11 % подписчиков за год потеряла другая городская газета - "Казанские ведомости". Тираж "ежедневки" скатился ниже планки в 5 тыс. экземпляров, "толстушка" похудела до 27 тыс. (если говорить о подписке).    
 

НЕРЫНОЧНЫЕ  СМИ УМРУТ

Подвести итоги  первого полугодия 2009 года и летней подписной кампании газета «БИЗНЕС Online» попросила участников и экспертов медиарынка.

Александр Латышев - главный редактор газеты "Республика Татарстан":
- Конкуренция на медиа -рынке по-прежнему высокая. Но нам удалось не только не снизить тиражи, но даже несколько нарастить их, в первую очередь за счет розницы. Редакция заключила договоры с порядка 15 операторами по продаже газет в розницу. Если раньше в розницу мы продавали около 1,5 тыс. газет, то теперь планируем довести до 4 тыс. газет. Заключили договор с авиакомпанией "Татарстан", с сетями АЗС, с магазинами. Получили штрих-код для реализации через магазины. Только не смейтесь – договариваемся с бабушками на рынках! И, знаете, есть интересное маркетинговое наблюдение: мы говорим одной такой бабушке: "Продавайте газету за 4-5 рублей", отходим – она кричит: "Покупайте газету! 10 рублей!". Но что самое интересное, все газеты она продала. В общем, мы предприняли отчаянные усилия, плоды есть, а что будет дальше, сказать сложно. За вход в магазины – плати, за то, чтобы твоя газета не была под прилавком,– плати. Затраты очень большие. Но они делают тираж, величина которого влияет на количество рекламы.

Фарит Шагиахметов - первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа":
- Во втором  полугодии 2009 года коммерческим  изданиям, не имеющим поддержки  из бюджета, пришлось или сокращать  периодичность (как "Вечерняя Казань" - три выхода в неделю вместо четырех), или уменьшать количество полос (как "Коммерсантъ"), или отказываться от цветности. Не стало новостью, что "Российская газета" по-прежнему остается самой тиражной газетой – тираж "толстушки" на второе полугодие 87 тыс. экземпляров. Это связано, конечно, с финансированием из бюджета России бесплатной подписки на эту газету для ветеранов, участников войны. Несколько упали тиражи у "Аргументов и фактов", а "Комсомолка" даже немного подросла. Однако о реальных тиражах этих газет сложно судить объективно, так как примерно половина газет распространяется в розницу, и у нас нет данных о возврате. У социально значимых изданий, на которые существует государственный заказ, ситуация нормальная. Несмотря на рост цен на подписку, тиражи районных газет не упали. И это при том, что отключен административный ресурс, поскольку с 2008 года местные власти больше не являются учредителями этих газет. 
 

Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма":
- Итоги этой  подписной компании только подтвердили  тенденцию на рынке печатных  СМИ, которая обозначилась с начала острой фазы кризиса, то есть с осени прошлого года. Ее суть такова – кризис убьет прежде всего неконкурентоспособные СМИ. Экономика сжимается, и рекламодатели будут обращаться и уже обращаются только к тем СМИ, которые дают реальную отдачу. А таких у нас, честно говоря, три-четыре на Казань. И то же самое происходит с читателями – они будут оставаться верны тем СМИ, которые дают им реальную объективную картину. Административный ресурс все меньше будет сказываться на подписке, все меньше будет происходить обман различных структур со стороны СМИ, когда подписку годами наращивали искусственно и пудрили всем мозги.
Еще я обратил бы внимание на существенное сокращение федеральной прессы. Некогда знаменитые брэнды имеют тиражи в 1-2 тысячи экземпляров на всю республику! С учетом того, что в основном подписываются на них юрлица, боюсь, обычных читателей они уже лишились. И это уже диагноз для общества, которое стремительно теряет свой интеллект. Ведь речь идет о качественной прессе, если говорить о тех же "Известиях", "Российской газете", "Ведомостях", "Коммерсанте", "Независимой"…
Мой прогноз, который я давал полгода назад, остается прежним: на рынке должно остаться не более 30% игроков от существующих. Гламур, все непрофессиональное, все случайное - все должно умереть. Если говорить про госСМИ, то ситуация очень проста. Анализ данных по "Республике Татарстан" и "Ватаным Татарстан" показывает, что, несмотря на критику этих двух изданий, пертурбации, которые они претерпели в управлении, все равно эти два СМИ административно поддержаны. Секрет их тиражей очень прост. Их поддержали, потому что это флагманы. А на остальные СМИ сил уже не хватает. Это и правильно. Госбюджет будет сокращаться – это тоже тренд устойчивый, нужно сосредоточиться на поддержке нескольких ведущих СМИ. А значительную часть бюджетных СМИ лучше закрыть волевым образом, чтобы меньше агонизировали и по быстрее отдали ресурсы на рынок…  А с частными изданиями разбирается рынок и кризис. Уверен, что через год останется "Вечерка", "Коммерсантъ", "Комсомолка". А вот про судьбу остальных – не уверен. Слишком интересные времена наступают… 

Ильдар  Миргалимов - заместитель главного редактора газеты "Ватаным Татарстан":
- Мы ввели отдельный подписной индекс на "толстушку", которая выходит в пятницу в формате А3, так вот по итогам этой подписной компании тираж на нее удалось увеличить до 17 тысяч экземпляров с лишним. В прошлом полугодии он был около 16 тысяч экземпляров. Мы ведем активную подписную компанию в течение всего года, есть специальные агенты, которые ездят по районам, по деревням и ведут активную пропагандистскую работу с населением. Действительно, многие организации по причине кризиса отказываются выписывать нашу газету, в некоторых районах даже школы не подписались. Но при сокращении так называемой административной подписки, обычнее люди стали подписываться больше. 

Игорь Каймаков - директор казанского филиала "Коммерсантъ-курьер":
- Снижение по  подписке на периодические издания по итогам летней подписной кампании – 20-25 %. Так что тенденция наметилась, и дна этому падению пока не видно. Татарстанские издания "просели" существеннее – примерно на 30 %. Глянец пострадал меньше, среди гламура снижение тиражей порядка 10 %. В кризис многие стали получать информацию из Интернета, бюджетные организации урезали расходы на подписку. Эта ситуация заставила нас сократить собственные расходы, урезать штаты и свернуть некоторые проекты, такие как директ-мейл (рассылка рекламных листовок, проспектов), адресная доставка.

Эрик  Хайруллин - главный редактор газеты "Вечерние Челны":
- Мы провели  совместную акцию с Пенсионным фондом, предложив пенсионерам подписываться на газету по сниженным ценам, примерно на 30 % дешевле. И прошедшая подписная компания на нашу газету показала очень хорошие результаты для лета – 5 тысяч подписчиков. Приходится лавировать: скинули цену, зато остались со своими подписчиками. Не только на газетах, но и на всех предприятиях и организациях, работающих в Набережных Челнах, сказывается выдача зарплаты на КАМАЗе. Даже то, что основную подписку на нашу газету сделали пенсионеры, которые в меньшей степени зависят от ситуации на заводе, говорит о многом. Если рассуждать в целом, то ситуация не такая оптимистическая. Идет серьезная конкуренция с телевидением, очень большой кусок "пирога" отхватывают бесплатные информационно-рекламные и рекламные издания, развлекательная пресса, телегиды. Закрылась газета "Час", не пошли некоторые новые медийные проекты. Хотя мы ожидаем, что в связи с тяжелой экономической обстановкой люди переключатся на серьезную прессу, чтобы знать, что происходит в экономике, в политике.
 

Наталья Голобурдова

 

Таблица 1. Тиражи.

Тиражи по подписке за 2006-2009 год. Данные "Татарстан почтасы"

 

 

 

1 п/г

2006

(с учетом альтер-

нативной подписки)

2 п/г

2006

2 п/г

2007

2 п/г

2008

2 п/г

2009

%

2 п/г

2009

к 2 п/г 2008

1

Ватаным Татарстан

20100

16272

15242

17512

16054

91,7

2

Вечерняя Казань

40530

29263

26365

27814

26081

93,8

3

Время и Деньги

2473

1738

1635

1187

875

73,7

4

Звезда Поволжья

570

477

432

508

588

115,7

5

Казанские ведомости

30504

27211

30000

30143

26971

89,5

6

МК в Татарстане

1756

1149

547

355

160

45,1

7

Молодежь Татарстана

3704

1765

2626

1427

923

64,7

8

Республика Татарстан

22848

23045

23847

26215

26661

101,7

9

Татарстан яшьляре

51064

42674

37421

33510

29492

88

10

Шахри Казан

3427

3198

2935

5393

3558

66

11

Татарстан

7976

7561

7996

8423

1347

16

12

Известия

1438

1162

1066

909

710

78,1

13

Комсомольская правда

9200

7419

6592

6754

5059

74,9

14

Российская газета

3037

2583

2351

2104

1407

66,9

15

Советский спорт

1265

980

925

709

464

65,4

16

Труд

12201

12259

7082

9047

2325

25,7

 

Таблица 2.

Тиражи за I и II полугодие 2009 года. Данные Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа"

 

Наименование газет

I полугодие

II полугодие

1. 

АиФ

30 052

28 880

2. 

Известия

1 475

1 400

3. 

Российская газета

3 691

2 940

Российская газета-"толстушка"

88 003

87 086

4. 

Коммерсант

2 465

2 255

5. 

Труд

1 892

1600

Труд-7

14 360

6 029

6. 

Комсомольская правда

 9 646

10 490

Комсомольская правда- "толстушка"

31 761

36 310

7. 

Республика Татарстан

10 680

10 709

Республика Татарстан-"толстушка"

33 223

33 325

8. 

Ватаным Татарстан

16 077

14 280

Ватаным Татарстан-"толстушка"

16050

17 170

9. 

Вечерняя Казань

32 900

28 352

10.  

Казанские ведомости

5 700

4 590

Казанские ведомости – "толстушка"

36 850

35 200

11.  

Шахри Казан

5 210

4620

Шахри Казан – "толстушка"

6 210

6 252

12.  

Время и деньги

1 903

1 623

Время и деньги–"толстушка"

2 955

2 800

13.  

Звезда Поволжья

3 780

3 780

14.  

Мэгърифэт

7 500

6 700

15.  

Мэдэни жомга

3 670

3 031

16.  

Татарстан яшьлэре

36 500

31 770

17.  

Сабантуй

7 560

5 015