Иван Кузнецов: «Мы сумеем найти баланс интересов»

ТОРГОВЛЯ — 16% ЭКОНОМИКИ КАЗАНИ

Сегодня на сессии Казгордумы с отчетом о работе потребительского рынка Казани на сессии выступил замруководителя исполкома Иван Кузнецов. Для начала он провел блиц-ликбез по цифрам и достижениям. В столице Татарстана более 3,2 тыс. объектов розничной торговли, 1,5 тыс. оптово-розничных объектов торговли, 1,5 тыс. объектов оказания бытовых услуг, 1,7 тыс. кафе и ресторанов, сыпал цифрами Кузнецов. Из 146 торговых центров 47 — крупные, а 5 входят в Топ-100 по России. В Казани есть 92 автосалона, более 40 торговых рядов и рынков. 17% работающего населения города трудятся в этой сфере, 36% малых предпринимателей считают торговлю основным видом деятельности. 16% территориального продукта Казани формируется в сфере торговли. Маловато в Казани международных брендов — всего 104, хотя в Москве их 430, Питере — 237, Екатеринбурге 178, а в Краснодаре 152, посетовал докладчик.

Оборот розничной торговли только за последние три года увеличился более чем на треть, а с начала нулевых он вырос почти в 7 раз — Казань входит в Топ-3 городов-миллионников по этому показателю. Ежемесячно это порядка 30 млрд. рублей, в среднем каждый казанец ежегодно закупается на 350 тыс. рублей.

Основные социально-экономические показатели Казани
в сфере потребительского рынка и услуг

111.jpg
Чтобы открыть таблицу, нажмите на нее

«Интересно отметить, коллеги, что негативная динамика изменения курса рубля имела обратный эффект в случае оборота торговли, — помянул кризис всуе Кузнецов. — Ситуация на валютном рынке привела к массовой закупке населением товаров, фиксируется повышенный спрос на автомобили, бытовую технику, электронику, товары длительного спроса».

Но если кризис аукнулся магазинам умопомрачительным шопингом, совсем иначе дело обстоит в общепите. Да, каждый житель с января по август завтракал, обедал и ужинал в различных заведениях на 7,3 тыс. рублей — Казань в Топ-3 в России по этому показателю. Всего в Казани более 1,7 тыс. заведений общепита. Но тут Кузнецов вспомнил о 148 кафе и ресторанах, которые через Avito пытаются продать собственники. Впрочем, одна из причин разорения, по его мнению, подход к управлению: персонал-де частенько не знает элементарных правил, качество не на высоте и так далее. Тем более что на носу водный мундиаль, и качество сервиса будет вновь иметь международное значение.

Основные показатели крупнейших городов России за 2013 год

222.jpg
Чтобы открыть таблицу, нажмите на нее

Пробежавшись по реперным точкам политики казанских властей в области торговли (борьба с нелегалами, а это более 30 очагов, прозрачность торгов по сезонным кафе), Кузнецов анонсировал принятие территориальной схемы ларьков и киосков в Казани. Тотальный пересмотр утвердят в первом квартале будущего года, все это обсуждалось с основными игроками рынка. В итоге сеть серьезно сократится: вместо нынешних 1077 ларьков останутся 853. Места разыграют на аукционе, а тем, кому места не достанется, предстоит спуститься под землю: в пешеходные переходы и метро, где около 300 мест. Несоблюдение установленных правил будет грозить разрывом договора, предупредил «ларечников» Кузнецов и добавил, что все заносится в электронную базу данных, дескать, не скроешься!

Населению же пообещали «социальную карту» со скидками и бонусами для пенсионеров в сети торговли и общепита. «Для этого мы будем договариваться с нашими предпринимателями — думаю, мы сумеем найти баланс интересов», — заметил докладчик.

ВЫРУЧКА РЕСТОРАНОВ УПАЛА НА 15 - 30%

Далее слово дали бизнесу. На трибуну поднялся Михаил Клопоух — генеральный директор ресторанной группы O.F.S., насчитывающей 19 ресторанов и около полутысячи человек персонала. От кризиса-2008 до кризиса-2014 ресторанный бизнес столицы РТ совершил резкий рывок, заметил он.

«По нашим оценкам, произошло удвоение, — заметил он, оговорившись, впрочем, что официальные цифры могут быть другими. — Именно этот факт вкупе с высочайшей конкуренцией является губительным фактором. С сентября по декабрь этого года в ресторанах Казани произошло падение выручки от 15 до 30 процентов. В некоторых случаях до 50. К слову, сокращение выручки на 15 процентов сокращает прибыль наполовину».

Рост стоимости продуктов вынуждает рестораторов снижать маржу, это влечет проблемы с операционными расходами. Вместе с тем он отметил активное импортозамещение. Уже поставляются не только российские сыры, но и мраморное мясо, по качеству оно выше импортного, заметил Клопоух. А затем он перешел к мрачным прогнозам.

«По нашей оценке, около 30 процентов ресторанов в 2015 году прекратят свою работу, не считая ресторанов, закрывшихся в уходящем году», — оценил ситуацию Клопоух. Впрочем, он назвал это «очисткой ресторанной индустриии»: те, кто не смогут качественно управлять, находить возможности снижения издержек, не выдержат падения рынка.

Чтобы поддержать рынок, он попросил в ближайшие пару лет (ну прямо в точности с прогнозом Владимира Путина, говорившего о двух годах кризиса) не вводить никаких новых сборов с рестораторов. Кроме того, он вновь поднял проблему запрета парковки в центре, это «подарило» бизнесу в центре падение выручки плюсом ко всему прочему.

Ильсур Метшин в ответ отметил, что кризис — испытание все-таки временное, дающее возможность перемен в лучшую сторону. Многое делается для роста турпотока: даже по сравнению с годом Универсиады, когда Казань приняла 1,5 млн. туристов, в этом году уже приняли 1,7 млн. человек. «На зимние каникулы наполняемость отелей выше, чем в Санкт-Петербурге и Москве, — заметил Метшин. — Вы как ресторатор видите этот поток?»

Клопоух ответил, что туристический трафик, безусловно, заметен — особенно это чувствуют рестораны в центре. Однако с сентября до декабря падение трафика в ресторанах сети составило от 4 до 18% с аналогичным периодом прошлого года в зависимости от местоположения!

Метшин, впрочем, продолжал «пытать» ресторатора: в конце концов, внутренний туризм этого года будет более активным. Клопоух как-то печально (видимо, выручка, которая вот она — уже уплыла!) только пожал плечами: да, люди едут. Но все-таки осторожно выразил надежду на лучшее. Градоначальник же снова призвал «поймать волну» россиян, которые вынужденно отказались от поездок за рубеж, и сделать это в диалоге с бизнесом. Даже 18% потерь — это, в общем, немного, заявил мэр. И привел сравнение с Москвой, где рестораторы просто в панике: рынок рухнул на 40%!

«Отдельных оазисов не будет. Так же, как по всей России от Камчатки до Калининграда, Сочи и Мурманска температура разная, так и ситуация будет разной, — отметил он. — Разным будет и падение турпотока. Те крохи, которые могут вылиться в хороший поток, в хорошую возможность вам продолжить бизнес, мы должны собрать и сделать совместные шаги».

Лилия Ибатуллина: «Собственнику придется быть более гибким: стоит задача поддержать атмосферу шопинга и посещаемость магазинов»

«НАСТУПИЛ РЫНОК АРЕНДАТОРА»

От общепита Метшин развернул внимание депутатов к торговле, дав слово гендиректору ТРЦ «Южный» Лилии Ибатуллиной.

«Меня зовут Лиля», — просто представилась гендиректор. Поблагодарив за возможность высказаться, она поделилась картиной, складывающейся в торговой недвижимости города со ссылкой на аналитические данные международной управляющей компании «Южного».

По словам Ибатуллиной, ретейлеры отмечают недостаточность качественных торговых площадей в Казани и отказываются заходить в регион. По объему торговых площадей Казань на втором месте с конца в Топ-10 российских городов: 269 кв. м площадей на тысячу жителей. Набережные Челны, к слову, на 16-м месте. А затем расшифровала само понятие «качественной торговой площади»: это торговый центр свыше 5 тыс. кв. м, с якорными арендаторами, 50% уделяется гипермаркетам, остальное приходится на одежду и обувь, плюс современные инженерные системы.

«У Казани есть потенциал дальнейшего развития, — огорошила противников крупных торговых центров Ибатуллина. — По размеру средней зарплаты, по доходам на душу населения Казань на третьем месте после Красноярска и Екатеринбурга».

Рынок сейчас с волнением смотрит за тряску ретейла. «Конец», «Ретейл умирает» — такие вот посылы идут от арендаторов. Марка Adidas, например, приняла решение вдвое сократить объем открытия своих площадей, заметила Ибатуллина. Игрок рынка Stockmann принял решение закрыть все магазины одной из своих сетей.

Далее она перешла к прогнозам будущего года. Пик спроса, который идет сейчас, упадет, как только ретейлеры привезут товар по новым ценам. Случится это уже в начале будущего года. Поэтому уже сейчас ретейлеры требуют зафиксировать обменные курсы, привязать аренду к проценту товарооборота. Приемлемая доля стоимости аренды в товарообороте — 12 - 15%, для ресторанов — 15 - 17%. И 20 - 30% — для мелких магазинов.

«Анализируя товарооборот в ТРЦ «Южный», мы наблюдаем рост доли аренды в товарообороте, — признала Ибатуллина. — Иногда до критических показателей. Если брать ноябрь, инвесторы заходят с долей до 50 процентов... Собственникам в таком случае приходится пересматривать условия аренды, а ретейлер будет повышать цены, сокращать закупки и пересматривать ассортимент».

Выиграет в этой ситуации гипермаркет, супермаркет, McDonald’s и KFC, ретейлеры с товарами местных производителей, розница низкого и среднего ценового сегмента и детские товары — на детях россияне не привыкли экономить.

«Будут закрываться магазины, собственник будет вынужден снижать аренду, предоставлять скидки и фиксировать курс, — дала прогноз Ибатуллина. — Наступил рынок арендатора, и собственнику придется быть более гибким: стоит задача поддержать атмосферу шопинга и посещаемость магазинов».

Количество объектов мелкорозничной сети
в крупнейших городах России

333.jpg
Чтобы открыть таблицу, нажмите на нее

Видимо, чтобы как-то сгладить произведенное впечатление, гендиректор поставила депутатам веселый ролик с акциями «Южного», которые лежат в социальной сфере. И действительно — Метшин «растаял», поблагодарив бизнес в лице Ибатуллиной за елки с пожеланиями детей о подарках и прочие формы активностей. А затем пообещал, что вместе с бизнесом власти будут «ловить волну» удачи (видимо, после реакции казанцев на идею переноса «Новой волны» градоначальнику сильно понравилось это выражение) и собирать со всего Поволжья посетителей в казанских театрах, музеях, ресторанах, гостиницах и, разумеется, на улицах города.