Рынок «Привоз»
Рынок «Привоз»

«ЧТО Ж — ВСКРЫВАЕМ КОНВЕРТ!»

Сегодня Советский районный суд Казани продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего директора рынка «Привоз» Назима Маллаева. Напомним, его обвиняют в заведомо ложном доносе. По версии следствия, Маллаев после скандалов, связанных с прокурорской проверкой и временным закрытием рынка, решил отомстить старпому прокурора Казани Динару Салахутдинову и обратился в следственные органы с «заведомо ложным заявлением о якобы совершенных сотрудником прокуратуры тяжких преступлениях».

Но, как мы уже рассказывали, дело повернулось неожиданным образом. После визита Салахутдинова с прокурорской проверкой на казанский рынок «Анис» силовик сам стал объектом проверок ФСБ. Заявление написал директор «Аниса» Зуфар Казанбаев, он утверждает, что Салахутдинов вымогает у него взятку в 200 тыс. рублей. Но не лично, а через Алису М. (имя изменено в интересах следствия). В итоге Алиса М. была задержана с поличным при получении денег. Сейчас она под домашним арестом, а в отношении Салахутдинова, уволенного по собственному желанию, началась проверка.

Динар Салахутдинов
Динар Салахутдинов

Связь между Алисой М.  и Салахутдиновым, которого допрашивали на предыдущем заседании, продолжает устанавливать адвокат Руслан Сверигин — он представляет интересы Маллаева в суде. По сведениям адвоката, Салахутдинов контактировал с Алисой М. не лично, а по телефону. И использовал при этом не свой основной номер, а «секретный». Кроме того, в деле всплыл еще один посредник — партнер Маллаева Сергей Калистратов, на которого был в свое время «переписан» рынок «Привоз». Адвокат ходатайствовал о доступе к детализации разговоров Калистратова. Защита намерена проследить связь между трио Салахутдинов — Калистратов — Алиса М.

Назим Маллаев и его адвокат
Назим Маллаев и его адвокат

— Если я не увижу этой взаимосвязи, то я публично извинюсь перед Салахутдиновым, — оговорился адвокат на последнем судебном заседании.

— Что ж — вскрываем конверт! — почти торжественно объявила судья. И конверты с компакт-дисками, на которых хранится объемная детализация, были распечатаны.

Рынок «Анис»
Рынок «Анис»

«ВАША ЧЕСТЬ, НУ ЭТО УЖ ВООБЩЕ...»

Но самое интересное произошло позднее. После того как адвокат добился раскрытия детализации, он попросил допросить в суде в качестве свидетеля директора рынка «Анис» Зуфара Казанбаева, но получил отказ: дело в том, что Казанбаев присутствовал на прошлом судебном заседании, а по правилам свидетель не может появляться в зале суда до своего допроса.

— А что там у нас с делом Алисы М.? — в какой-то момент поинтересовалась судья у гособвинителя.

— Ей предъявили обвинение по статье 159 части 2 («Мошенничество» — прим. ред.), — сообщил адвокат Маллаева. — Салахутдинов по ее делу проходит в качестве свидетеля, хотя Казанбаев написал заявление в ФСБ на Салахутдинова, дело возбудили в отношении Алисы М., потому что ее взяли с поличным. Там и сумма «плюшевая»...

— Почему «плюшевая»? — вдруг подал голос сидевший в зале Казанбаев. — 200 тысяч рублей — большая сумма...

Зуфар Казанбаев
Зуфар Казанбаев

Корреспондент «БИЗНЕС Online», наблюдавший за процессом, даже удивился было такой «домашней» обстановке в суде по уголовному процессу. Но суд все же отказал в допросе директора рынка «Анис» Казанбаева: разрешить значило бы нарушить процессуальные нормы.

Тогда адвокат решил подойти к делу Алисы М., которое может во многом выручить его клиента, с другой стороны.

— Если госпоже Алисе М. предъявлено обвинение, сам этот факт может отразиться на нашем деле, — заявил Сверигин. — И я ходатайствую об истребовании копии постановления о привлечении в качестве обвиняемой Алисы М.

— Вы считаете, что мы можем обнаружить в этом постановлении фамилию Салахутдинова? — спросила судья.

— Да! Мы можем через эти документы выйти на сам факт их взаимоотношений, — ответил адвокат.

Но представитель прокуратуры, разумеется, был против и напомнил, что уголовное дело Алисы М. «никакого отношения к уголовному делу в отношении Маллаева не имеет». Также, по мнению представителя надзорного ведомства, эти документы суд в нынешних обстоятельствах просто не имеет права истребовать.

— Связь мы уже установили! Ни Салахутдинов, ни Калистратов не отрицают — они были знакомы с Алисой М.! Что вы еще хотите узнать? — протестовал прокурор.

— Никак не возьму в толк, что же вы так переживаете, товарищ прокурор?! — пикировал Сверигин. — В этих документах, которые я прошу истребовать, либо есть необходимые нам данные, либо нет. Я вижу, как наше уголовное дело рушится...

— С вашей субъективной точки зрения, — едко заметил прокурор. — Впервые вижу, чтобы адвокат в судебном заседании просил протоколы допроса человека, который был допрошен по другому уголовному делу!


В итоге Сверигину, который объяснил, что в данном случае документы по делу Алисы М. носят «информационный характер», удалось добиться желаемого. Судья поняла его позицию так: адвокат Маллаева, требуя документы по делу Алисы М., хочет подтвердить достоверность слов Салахутдинова, заявившего, что он пользовался только одним телефонным номером.

— Ну ладно, Сверигин, удовлетворим мы ваше ходатайство, — неожиданно заявила в самый разгар спора между адвокатом и прокурором судья. — Мы эти документы по Алисе М. затребуем. Правда, не знаю, а вдруг не дадут?

— Ваша честь, ну это уж вообще... — в сердцах заявил прокурор.

Следующее заседание по делу состоится уже после Нового года — 20 января. К тому времени будут внимательно изучены телефонные переговоры Калистратова и решится судьба документов по уголовному делу в отношении Алисы М.. Кроме копии постановления о привлечении к уголовной ответственности адвокат рассчитывает увидеть и приложение к этому постановлению — допрос Алисы М.. О чем Алиса М. рассказала следователям? И удастся ли защите бывшего директора рынка «Привоз» найти сколь-нибудь ценную информацию в протоколах допроса?

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.