В Авиастроительном суде Казани начался процесс по делу Раифа Мустафина, подозреваемого в участии в вооруженных формированиях в Сирии

ПОСЛЕ ВУЗА — НА УЧЕБУ В ЕГИПЕТСКУЮ ДЕРЕВНЮ

В Авиастроительном суде Казани вчера стартовал процесс по делу 27-летнего Раифа Мустафина — казанца, подозреваемого в участии в двух вооруженных формированиях в Сирии с декабря 2013 года по февраль 2014 года. Сотрудники ФСБ задержали молодого человека в июне в одном из московских аэропортов по возвращении из Турции. Впоследствии задержанный оказался в казанском СИЗО, где на сегодняшний день провел уже почти пять месяцев.

Уголовное дело было возбуждено 9 июня по ч. 2 ст. 208 УК РФ «Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации». Но узнать, что конкретно, по версии следствия, устроил в Сирии Мустафин, судя по всему, удастся только в ходе дальнейшего судебного следствия. Не раскрыл конкретики корреспонденту «БИЗНЕС Online» ни адвокат подозреваемого Линар Давлетов, сославшись на пожелание своего клиента, ни представитель прокуратуры РТ Саяр Зиятдинов, пообещавший, что все детали раскроются во время судебного разбирательства.

Некоторую завесу тайны о прошлом Мустафина, впрочем, приоткрыл его отец Анвар, который вместе с журналистами ждал опаздывающих на процесс конвойных в коридоре суда. Мужчина рассказал, что его сын после успешного окончания Российского исламского университета отправился учиться в Египет, где в общей сложности прожил пять лет. В апреле этого года Мустафин вернулся в Казань, а в июне его арестовали. «Не знаю, легально или нелегально, он учился там в деревне. Он никак не может смириться со своими мыслями. Не знаю, о чем он думает, — говорит Мустафин-старший и добавляет, что понятия не имеет, как его сын мог оказаться в Сирии. — Я не знаю, как он попал в Сирию! Вот как это понять? Он спокойный человек, уже вроде он отходит от этого мировоззрения...»

Проходя мимо объективов камер, Мустафин не прятал лицо под капюшоном, как зачастую поступают подсудимые по уголовным делам

«ОН ДАЖЕ КОШКУ НЕ ОБИДИТ!»

По словам Мустафина-старшего, до Египта подсудимый занимался игрой на ударных инструментах, слушал музыку и увлекался чтением Корана. А после возвращения в Казань перестал слушать музыку, стал читать «толстые-толстые» книги на арабском языке. «Еще сказал, что нельзя дома картины вешать, — вспоминает мужчина. — У нас дома висела картина, на которой были изображены лебеди, он их просто заштриховал». Мустафин-старший уверен, что его сын не принимал участия в военных действиях. «Даже автомат, наверное, в руках не держал. Он даже кошку не обидит. Это что это, как это?! Я не понимаю...»

«То, что он читает намаз, я поддерживаю. Но чтобы не было никаких отклонений от классического ислама. Есть классический ислам, а есть другой ислам. Он должен сам узнать это. Пока сидел в СИЗО, он уже раскаялся, сказал, что никуда больше не собирается и ничего не будет предпринимать», — рассказал отец подсудимого...

СУДЬЯ ПО ДЕЛУ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙСУДА

Вскоре в конце коридора появился конвойный, к которому наручниками был прикован молодой человек в серой спортивной толстовке и черной тюбетейке. Проходя мимо объективов камер, Мустафин не прятал лицо под капюшоном, как зачастую поступают подсудимые по уголовным делам. На журналистах на минуту остановился спокойный взгляд, в котором не читалось никакой агрессии или злобы.

Примечательно, что разбираться в материалах уголовного дела будет лично председатель Авиастроительного районного суда Казани Раиль Шайдуллин, который сегодня дал старт «сирийскому делу». Отметим, что Шайдуллин вступил в эту должность совсем недавно — Авиастроительный райсуд он возглавил 3 февраля по указу президента России от 30 января 2014 года, освободив должность заместителя председателя городского суда Набережных Челнов. Тогда, представляя нового руководителя, председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов выразил уверенность в том, что Шайдуллин благодаря богатому опыту работы судьей, в том числе Верховного суда Татарстана, сможет обеспечить выполнение задач, стоящих перед судебной системой, на высоком уровне.

Во время заседания стало известно, что Мустафин окончил РИУ по специальности «теология», не работает, ранее судим не был, в армии не служил. Впрочем, к непосредственному изучению материалов уголовного дела судья приступить не успел — представитель прокуратуры РТ Зиятдинов ходатайствовал о перенесении процесса на другую дату в связи с неявкой свидетелей, а также попросил судью продлить меру пресечения в виде заключения под стражей, которая закончится 9 декабря, на два месяца. Также прокурор истребовал копию заявления на получение паспорта подсудимого: когда Мустафина «взяли», он предъявил заграничный паспорт, сообщив, что российский потерял. Адвокат подсудимого, в свою очередь, попросил изменить меру пресечения для своего доверителя на домашний арест. «Нет доказательств, что он может скрыться, совершить противоправные действия, препятствовать рассмотрению дела», — заявил адвокат. Мустафин с ним согласился и не стал ничего добавлять.

В результате Шайдуллин полностью удовлетворил требование гособвинителя, продлив срок содержания под стражей Мустафину на два месяца — до 9 февраля. Судья также перенес рассмотрение дела на другую дату.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИМЕЮТСЯ

Как сообщил «БИЗНЕС Online» представитель прокуратуры РТ Зиятдинов, у прокуратуры имеются сведения о том, что Мустафин учился исламу в Каире, а позднее стал участником двух незаконных вооруженных формирований. Прокурор сообщил, что несколько раз Мустафин менял показания и теперь не признает вину, однако заверил, что доказательства участия подсудимого в вооруженных формированиях у обвинения имеются.

«Когда он прибыл сюда, то дал последовательные показания, несколько раз повторил их с участием адвоката. Рассказал, как он участвовал, в чем это участие заключалось. Эти доказательства будут оглашены, он сам будет допрошен, — говорит Зиятдинов. — Изначально обвинение было предъявлено ему в участии в одном формировании — в «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар». В дальнейшем в ходе следствия стало известно, что он вступил еще в одно незаконное вооруженное формирование «Джамхат ан-Нусра» — называемое «Победным фронтом».

По словам прокурора, то преступление, которое ему инкриминируется, не предполагает в качестве своего конструктивного признака наличие жертв. Само участие в вооруженном формировании уже является преступлением, так же как участие в банде или общественно-преступном формировании, пояснил представитель надзорного ведомства. По инкриминируемым преступлениям Мустафину грозит до 10 лет лишения свободы, заключил прокурор.

«БИЗНЕС Online» будет следить за ходом судебного разбирательства.