Сегодня глава республики Минтимер Шаймиев в Госсовете РТ в своем докладе продолжительностью в час определил главный антикризисный тренд на ближайшие годы – им станет жесткая экономия или, по его выражению, "строжайшая финансовая диета". Ничего удивительного в этом нет. Как выяснилось из доклада, из поступивших в первом полугодии в консолидированный бюджет Татарстана 63,5 млрд. рублей, федеральные деньги составили более половины – 36 млрд. Причина понятна - на 27% или почти на 14 млрд. рублей снизился объем собственных доходов.

Выступление президента – не только прелюдия к началу работы над бюджетом РТ на ближайшие три года. Это и некий программный документ, исходя из которого, видны болевые точки нашей экономик в период кризиса и вектор развития. Документ, безусловно, требует внимательного анализа. А мы пока знакомим читателями с наиболее интересными и острыми его моментами. Так сказать, избранные места из Минтимера Шаймиева.

О СОЦИАЛЬНОЙ ИПОТЕКЕ: ПЛАТИТЬ И НЕ ОБСУЖДАТЬ!

Благодаря реализации республиканской программы социальной ипотеки, сохраняются достаточно высокие темпы ввода жилья. В целом за счет всех источников финансирования за первое полугодие введено 1 млн. 118 тыс. кв. метров жилья, а это 56% годового задания, что выше уровня 2008 года. Из этого объема 23,1% жилья введено в сельской местности. Всего по программе социальной ипотеки в текущем году запланировано построить более 11 тыс. квартир. Повторюсь, но все равно еще раз хочу подчеркнуть: вопрос о своевременной оплате взносов в жилищный фонд при президенте ни в какой форме и никем не обсуждается. И только выполняется!

КАК УПАЛА ЗАРПЛАТА

Денежные доходы на душу населения составили 14,3 тыс. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 8,4%, средняя заработная плата – 14,6 тыс. рублей с ростом на 3,7%, хотя реальная заработная плата к предыдущему году, с учетом инфляции, составила 93,6%. Задолженность предприятий по заработной плате за последний месяц уменьшилась на 10% и сократилась до 145 млн. рублей. Считаю, что и такая задолженность недопустимо высока.

СКОЛЬКО РАБОТНИКОВ СОКРАТИЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

За четвертый квартал 2008-го и первое полугодие текущего года немало предприятий пошли на сокращение работающих. Так, ряд подразделений ОАО "КАМАЗ" сократил от 1 до 8% работающих, 15% сократило ОАО "Вакууммаш", 18% - ОАО Холдинговая компания "Тасма", 9% - ЗАО "Кварт", 6% - Зеленодольский машиностроительный завод. Всего было сокращено около 9,5 тыс. человек на 1670 предприятиях республики. Хотя мы неоднократно подчеркивали, что важно сохранять работающих. Лучше организовать неполную рабочую неделю, чем увольнять. В этом плане более гибкая система работы администрации ОАО "КАМАЗ", которая, несмотря на напряженность, продолжает выполнять социальные обязательства перед своими работниками по индексации тарифов.
Необходимо продолжить работу по занятию безработных на общественных работах. В настоящее время в Татарстане создано порядка 30 тыс. общественных рабочих мест. Министерству труда, занятости и социальной защиты необходимо и дальше проводить эту важную работу и обеспечить полное освоение выделенных на эти цели средств.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТЫ: МОСКВА ДАЛА 36 МЛРД., НЕ ХВАТАЕТ ЕЩЕ 25!

За первое полугодие 2009 года в консолидированный бюджет Татарстана поступили доходы в сумме 63,5 млрд. рублей или 58 % к уточненному годовому плану, в том числе средства федерального бюджета - 25,4 млрд. рублей. Кроме того, были привлечены бюджетные кредиты на сумму 10,6 млрд. рублей.
Расходные обязательства исполнены на 43 % (не учитывая отложенные целевые расходы, например, Универсиада и другие проекты). Причем, как мы с вами и договаривались, в полном объеме профинансированы первоочередные расходы бюджета, связанные с выплатой заработной платы и других неотложных социальных обязательств. Остальные расходы производились исходя из финансовых возможностей.
В консолидированном бюджете на 27% или почти на 14 млрд. рублей снизился объем собственных доходов. Расчетный дефицит консолидированного бюджета на 2009 год составит порядка 25 млрд. рублей. Нет уверенности, что к 2010 году будет лучше.
В таких непростых условиях мы вступаем в этап формирования бюджета на предстоящий плановый период.

БЕЗОБРАЗИЕ: ВУЗЫ НЕОБОСНОВАННО ЗАВЫСИЛИ ЦЕНЫ НА ОБУЧЕНИЕ!

Касаясь высшей школы, вынужден отметить, что сегодня мы являемся свидетелями необоснованно завышенных цен для обучения на коммерческой основе, что негативно сказывается на доступности образования. Как показывает анализ, основная часть этих средств направляется на заработную плату работников вузов, однако качество обучения при этом адекватно не улучшается. Министерству образования и науки совместно с советом ректоров вузов уже были даны поручения о необходимости разработки экономически обоснованной оплаты стоимости этих услуг. К сожалению, поручения до сих пор не выполнены как надо. С этим мы мириться не собираемся.

ПЯТЬ ПРИОРИТЕТОВ:

Сегодня нам необходимо сконцентрироваться, как и раньше, на следующих задачах:
- производство собственных качественных продуктов питания;
- доступность лекарственных препаратов;
- нефтедобыча, нефтехимия и нефтепереработка;
- машиностроение;
- увеличение объемов строительства и производства строительных материалов.

НОВАЦИЯ - ПОКУПАТЬ УСЛУГИ В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ!

Учитывая появление достаточно развитых институтов гражданского общества, думаю, что мы готовы часть услуг, оказываемых государством (особенно вновь возникающие), делегировать на конкурсной основе различным организациям. То есть покупать услуги в интересах граждан на рынке. Это не бесспорно, но, пожалуй, более перспективно, чем плодить государственные структуры, в чем мы весьма преуспели. Первейшее условие при этом, конечно же, более низкие расходы и достойное качество.

ПОКУПАЙ МЕСТНОЕ!

Особого внимания требуют вопросы импортозамещения. Надо сделать всё возможное, чтобы спрос наших предприятий обеспечивался преимущественно местными товаропроизводителями. Ранее у нас отсутствовала соответствующая информация, и не было такого инструментария. С 1 марта начал работать единый электронный информационный ресурс, которого пока нет ни в одном субъекте Российской Федерации. Наконец появилась возможность осуществлять оценку ввоза и вывоза товаров и услуг, а также оценить объем потребляемой в республике продукции собственных товаропроизводителей. С начала года на этой площадке почти 2 тыс. поставщиков представили более 20 тыс. предложений различной номенклатуры товаров, из них татарстанских товаропроизводителей, к сожалению, чуть более трети.
Важно обеспечить представление на этой площадке всей номенклатуры изделий, производимых налогоплательщиками Республики Татарстан. Надо детально анализировать и устранять причины, по которым продукция, аналогичная производимой в Татарстане, приобретается у внешних производителей