РАДИ СПИСКА ЮНЕСКО

Сегодня в минкульте РТ стартовала международная научно-практическая конференция «Историко-культурное и духовное наследие Свияжска». Учитывая тень ЮНЕСКО (участникам озвучили приветственное послание российского отделения организации), а также участие международных экспертов ИКОМОСа, главная цель мероприятия укладывается в контекст плана по включению острова-града в список ЮНЕСКО. В списке участников — представители ведущих музеев-заповедников России, включенных в список, ведущие ученые, реставраторы, эксперты. Важность включения в список необходимо обосновать — каждый камень, каждый штрих росписей, каждое дыхание истории — с точки зрения международной ценности объектов.

Собственно, об этом и говорилось в послании президента РТ Рустама Минниханова, который зачитал участникам пленарного заседания министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. «В настоящее время в республике началась работа по включению в список всемирного наследия острова-града Свияжска, представлявшего особую роль в процессах формирования российского государства как военно-административного и православного центра, оказавшего значительное влияние на развитие духовной и материальной культуры Поволжья», — процитировал Сибагатуллин приветствие Минниханова.

К списку ЮНЕСКО шли несколько лет. В 2010 году директор ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» Рамиль Хайрутдинов предположил, что Болгар и Свияжск могут включить в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. К тому моменту уже была проведена «емкая» работа. Правда, не получилось. Но тогда же в интервью газете «БИЗНЕС Online» госсоветник РТ Минтимер Шаймиев говорил, что идеей возрождения Болгара и Свияжска «прониклись тысячи людей, приведен в действие механизм, который уже не остановить». Было ясно, что вхождение в список ЮНЕСКО — лишь вопрос времени.

Напомним, что сертификат о включении в этот список ЮНЕСКО Болгарского историко-архитектурного комплекса президенту РТ вручили 20 августа. Так Татарстан стал обладателем двух объектов всемирного наследия (до этого в список был включен Казанский кремль).

Остров-град Свияжск включен сейчас в предварительный список. И для того чтобы «прописаться» в основном, понадобится целая серия таких научно-практических конференций и большая работа. Эксперты ЮНЕСКО большое внимание обращают на отдельные церкви и соборы острова — в частности, древнейшую Троицкую церковь и Успенский собор с уникальными росписями времен Ивана Грозного. Так что в программе сегодняшней конференции, которая сегодня началась в Казани и завтра продолжится на острове Свияжске, этим храмам и связанной с ними истории посвящено несколько выступлений.

ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО ДО ВЛАДИМИРА ПУТИНА, ТАДЖ-МАХАЛА И БЕЛОЙ МЕЧЕТИ

Как рассказал в своем выступлении первый президент, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, включение в список ЮНЕСКО Болгарского комплекса предваряли четыре научно-практические конференции.

«Мы и по Болгару проводили три международные конференции, — напомнил Шаймиев собравшимся. — И на Алтае, и в Болгарии, и в Крыму. Четвертую весной этого года провели в Болгаре. Это очень важно — сообщить о том, что из себя представляют объекты, как к ним подойти, как обеспечить сохранность, какова их история и какую они представляют ценность для нынешнего поколения».

Во время визита Владимира Путина в Болгар в 2012 году
Во время визита Владимира Путина в Болгар в 2012 году

Причем важность объектов необходимо доказать с точки зрения мировой истории, а не только истории страны. Свияжск же — свидетель драматических событий как средневековой, так и новой истории России. Остров-град прошел долгий путь от форпоста геополитического преобразования России, затронувшего гигантские пространства Евразии, до духовной святыни православной культуры, описал Шаймиев. Свияжск, названный Иван-городом на Свияге во времена Ивана Грозного, принимал позднее целый ряд государственных деятелей — от Екатерины II и Павла I до Владимира Путина и Дмитрия Медведева. «В каждом храме есть благотворительная поддержка первых лиц государства во все времена, — отметил Шаймиев. — Так просто такие архитектурные сооружения, имеющие огромную ценность, не могли появиться...» Вернувшись к визиту Путина, Шаймиев вспомнил, как президент России, стоя перед Белой мечетью Болгар, сравнил ее с Тадж-Махалом.

«Когда были в Болгаре, он посмотрел на Белую мечеть и говорит: Тадж-Махал, — вспомнил Шаймиев. — Я говорю: Владимир Владимирович, нет, это Белая мечеть... Да, говорит, и она прекрасна!»

В XX веке остров стал одной из важнейших точек гражданской войны — достаточно вспомнить, что здесь была ставка Льва Троцкого, что отсюда красные грозили белочехам в Казани. А затем это стало одним из трагических мест сталинского ГУЛАГа, через который прошли тысячи репрессированных. «Среди них — видные представители Голицыных, Алсуфьевых, выдающийся татарский поэт Хасан Туфан и другие политические и общественные деятели», — назвал госсоветник несколько имен.

Сам остров благодаря своему уникальному месторасположению у слияния Волги и Свияги сохранил массу археологических памятников в мокром археологическом слое, добавил Шаймиев. В нем сотни лет сохраняется органика, включая конструкции деревянных сооружений первых обителей острова. «Не будем удивляться, если в ближайший год появится один из первых музеев археологии дерева на территории Свияжска, — заявил Шаймиев. — Те раскопки, которые мы там сделали, те сооружения, которые сохранились, будут представлены в музее. Это будет один из редчайших музеев».

ПРИМЕР ТОЛЕРАНТНОСТИ: МОНАСТЫРИ В ЦЕНТРЕ МНОГОТЫСЯЧНОГО ТУРПОТОКА

Помимо уникальных фресок вековые камни соборов просто-таки источают намоленность — Шаймиев с чувством живописал, как каждый взгляд, каждое слово, каждое дыхание впитываются и обрушиваются на каждого посетителя. «Такую ценность... ее нельзя терять просто! Слово «безнравственность» в этом случае покажется малым. Там все пропитано: каждый наш с вами взгляд, разговор... Вот это и есть история, эти сооружения несут в себе прошлое, настоящее — и мы обязаны передать их будущим поколениям, чтобы они обогатили их своим молением, своим посещением».

Остров — еще и судьбы людей. Пока еще живы те, кто видел бурный XX век, кто слышал выстрелы у расстрельной стены, жил у стен ГУЛАГа, кто родился в Свияжском лагере или работал в закрытой тюремной психбольнице, добавил госсоветник.

Предстоит еще как-то решить вопрос сосуществования монастырей на острове с тем туристическим потоком, который за последние три года вырос втрое. В 2013 году в Свияжске побывали 110 тыс. туристов, в Болгарском заповеднике — 193 тыс. человек, сказал Шаймиев. К 2020 году ожидается рост до 1 млн. туристов. В условиях такого притока туристов придется находить какие-то формы взаимодействия — монастыри имеют свои внутренние правила, сложившиеся веками, и надо как-то вписаться в формирующиеся нормы сосуществования. В этом Шаймиев попросил поддержки у татарстанской митрополии, чтобы, решая эту тонкую проблему, подать пример толерантности. С одной стороны, история острова должна быть доступна людям, но при этом необходимо сохранить и святость, сложившуюся веками, несмотря на сложную судьбу памятников в XX веке.

Как бы отвечая на предложение Шаймиева, митрополит Анастасий отметил, что в жизни не бывает ничего случайного, будь то жизнь церкви, человека или государства. Сам факт того, что первый президент РТ взялся за дело возрождения, — не что иное, как промысел Божий, сказал митрополит. «Мы сейчас с благодарностью отмечаем то, что он сделал за эти годы, чтобы мы не стали иванами, не помнящими родства, чтобы мы сохранили то духовное наследие, которое было передано нашими поколениями, жившими несколько столетий до нас», — отметил Анастасий.

НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ ОБЛИК УЕЗДНОГО ГОРОДА — СЕЙЧАС ЭТО КАКОЕ-ТО СЕЛО

Среди выступлений можно отметить также доклад заведующего отделом комплексных региональных программ социально-культурного развития Института социальной политики Высшей школы экономики Павла Шульгина. Он говорил о вопросах управления достопримечательным местом «Остров-град Свияжск». План управления столь непростым объектом, который номинируется в список всемирного наследия, недостаточно оценен с точки зрения важности включения в список ЮНЕСКО, отметил он.

Сейчас международное сообщество фактически требует наличия такого документа. План управления должен быть подготовлен уже на стадии номинации в список. При этом пока ни один из объектов в России, уже входящих в список ЮНЕСКО, такого плана не имеет — это, как говорится, новые веяния. Цели достаточно просты — сохранение выдающейся универсальной ценности объектов, создание условий устойчивого развития территорий вокруг объекта и достижение общественного согласия вокруг объекта. Идеального видения на остров Свияжск пока нет. Объекты его должны, с одной стороны, использоваться в религиозных целях, а с другой — объект всемирного культурного наследия должен быть доступен для экскурсий, а не только для паломников.

Кроме того, сложна и ситуация с ландшафтом. Образ уездного города сейчас низведен до уровня села. А новое строительство, которое прошло за последнее время, не во всем отвечает требованиям сохранения исторического облика уездного города, отметил Шульгин. Он предложил в качестве выхода использовать в случае застройки пять типовых проектов, характерных для уездных городов XVIII - XIX века. Кроме того, необходимо также декорировать уже построенные дома под этот стиль, считает эксперт.

«Мы не видим преград к тому, чтобы восстановить облик Свияжска как уездного города, — заметил он. — Это сложно, но это реально — после тех работ, которые мы уже видим в Болгаре и Свияжске, работы по восстановлению культурного ландшафта могут быть приведены в необходимое культурно-архитектурное состояние».

Но и этого мало — вокруг острова должны быть зафиксированы границы буферной зоны, с любой точки которой Свияжск воспринимается как единый комплекс. Шульгин показал границы этой зоны, охватывающие широким кругом оба берега Волги, включая акваторию, берег историко-архитектурной застройки (включая Макарьевский монастырь) и обширную природно-ландшафтную зону. Все это составляет уникальность восприятия Свияжска — это не только архитектура, но и ландшафт вокруг объекта ЮНЕСКО. Важно и взаимодействие с местными жителями.

...Сегодня вечером завершится первый день работы конференции, а завтра его участники поедут на остров-град Свияжск. Ожидается приезд эксперта ИКОМОСа, профессора греческого университета Демокрита Преписа Алкивиадиса. Планируется обсудить подход к восстановлению православных монастырей, реставрацию монументальной живописи Успенского собора. Известный в России архитектор-реставратор Борис Лурье расскажет об исследованиях и реставрации деревянной Троицкой церкви. В перечне тем также — ранняя иконография Свияжска, антирелигиозные кампании XX века и их печать на судьбах церковного зодчества, остров в годы политических репрессий и так далее.

ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В СПИСОК ЮНЕСКО НУЖНА УНИКАЛЬНОСТЬ

Суть сегодняшней конференции «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать директора Института истории им. Марджани АН РТ, директора научных программ казанского центра федерализма и публичной политики Рафаэля Хакимова. Совершенно не обязательно, что после подобных конференций можно будет сразу претендовать на включение в список ЮНЕСКО, предупредил он. Однако такие научные мероприятия полезны и важны.

«Войти в список ЮНЕСКО довольно сложно, потому что там очень жесткие требования и даже большая очередь, — заметил Хакимов. — Что нужно сделать, чтобы включить Свияжск в этот список? Сразу сказать трудно, но прежде всего такому претенденту нужна уникальность, что-то такое, чего нет где-либо в остальном мире. Уникальность может быть архитектурной, событийной, ландшафтной — любой, но она должна быть. Свияжск прежде всего отличают фрески. И хотя в России фресок много по различным церквям, у нас есть такие, каких нет во многих других».

Довольно сложно претендовать, например, по уникальности деревянной архитектуры — есть в России, к примеру, Кижи, где есть и более знаменитые, и более уникальные памятники, пояснил он.

«Если Свияжск войдет в список ЮНЕСКО, он сразу же будет включен в международный реестр памятных мест, на которые обязательно обращают внимание туристические фирмы, готовящие свои маршруты, — описал Хакимов важность списка с точки зрения привлекальности объекта. — Это само по себе уже будет рекламой для туристов. Для меня же как для руководителя республиканского общества охраны памятников интерес представляют жесткие требования по охране этого объекта. На него в этом случае уже никто не сможет покушаться. Это приучает и руководителей разных уровней, и строителей, и всех вокруг к тому, что есть мировые стандарты охраны памятников культуры».

Эксперты уже оценивали Свияжск с точки зрения возможности включения в список ЮНЕСКО по тем или иным критериям. По рекомендациям специалистов было принято решение сначала включить в этот список Болгар и только потом заняться Свияжском.

«Болгар в этот список нам ввести сразу не получилось. Вводили в два этапа, понадобилась дополнительная экспертиза. Мы даже книгу издали «Великий Болгар», где показали его научную составляющую, объясняли, чем была оправдана постройка купола над ханским дворцом... Для всего этого понадобилось время», — отметил Хакимов.

Претендентов на внесение в этот список хватает и в других странах, есть и российский список, в котором присутствует не только Свияжск. Тем более что Татарстану обязательно припомнят недавнее включение в этот список Болгара, Казанского кремля. Словом, вопросы, и непростые, еще будут.