Сергей Белоусов
Сергей Белоусов: «В «Формуле-1» надеются очень многое получить от сотрудничества с Татарстаном. И я думаю, что это имеет смысл, а получится или нет — это уже вопрос времени»

«ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «КОРОЛЕВСКИХ ГОНОК» ТАКОЙ ВИЗИТ — ЭТО НЕОБЫЧНАЯ ВЕЩЬ»

Как возникла идея пригласить в Казань команду «Формулы-1»? История такая. Я дружу с директором казанского IT-парка Антоном Грачевым, он очень позитивный человек. И вот в одной из бесед с ним Антон говорит: «Слушай, Сергей, есть идеи, как можно продвинуть Набережные Челны?» Я подумал, может, пригласим туда кого-нибудь? Может, «Формулу-1»? И мы оперативно связались с отцом Даниила Квята. Помощники нашли страничку Вячеслава Квята в социальных сетях и предложили познакомиться.

Я считаю, что «Формула-1» — это очень актуально, потому что это инженерный спорт, это IT, значит, это связано с КАМАЗом. А Набережные Челны — это КАМАЗ, автомобильная промышленность, гонки. Вот так и возникла идея. Сложности, конечно, возникали, но точки соприкосновения были найдены, я предложил вариант, при котором мы можем посотрудничать, а не просто сделать рекламную наклейку на машине.

Понятно, что для представителей «Королевских гонок» такой визит — это необычная вещь. Но в Татарстане для них есть на что посмотреть: химическая промышленность, нефтяная, автомобильная. Все они являются основополагающими для экономики и технологий. Здесь есть IT, КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть». Это все вещи, которые им нужны. В «Формуле-1» надеются очень многое получить от сотрудничества с Татарстаном. И я думаю, что это имеет смысл, а получится или нет — это уже вопрос времени.

Почему изначально ставка делается прежде всего на Челны? Дело в том, что в Казани IT-парк загружен полностью и существует достаточно неплохой баланс в нем стартапов и больших компаний. А в Набережных Челнах IT-парк не так сильно заполнен. Почему? Были там некоторые сложности с прежним руководством, они пытались протащить к себе обычные стартапы, а это, в некотором смысле, не очень правильно, потому что Набережные Челны — специфический город, он построен вокруг определенных областей промышленности. И поэтому там технологические стартапы должны быть обязательно связаны с этими областями. Как раз «Формула-1» имеет к этому отношение. А, например, моя компания Acronis нет. То есть Acronis разрабатывать что-то в Набережных Челнах было бы неразумно. Надо открываться в Казани. Даже если кончатся места в IТ-парке, нужно снять офис и открывать здесь, а не ехать в Челны. Поэтому развитие высоких технологий в Набережных Челнах должно быть прежде всего полезно городу.

Я надеюсь, что мы смогли это донести руководству КАМАЗа. В принципе, у КАМАЗа сейчас есть большие перспективы. К тому же там выступил президент Toro Rosso Франц Тост, и многие из Казани специально приехали туда, чтобы послушать этого большого специалиста и авторитета в своей области.

Франц Тост и Даниил Квят
Франц Тост и Даниил Квят

«СОТРУДНИЧЕСТВО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНЫМ»

Насколько разговоры о сотрудничестве реальны? Я понимаю скептическое отношение к этому у многих, но они абсолютно реальны. В Татарстане есть замечательный ректор Университета Иннополис Александр Тормасов. У него 200 патентов, причем он как раз занимался именно распределенными системами вычисления и хранения данных. А это одна из самых больших проблем, которые есть в «Формуле-1», чтобы быстро, на лету, использовать различные возможности, пользуясь ограниченным количеством компьютерных ресурсов. Тормасов и его научный руководитель, который был в свое время и моим научруком, член-корреспондент, профессор физтеха и один из главных ученых в России по матметодам Игорь Петров — одни из лучших, которые есть в подобной области. Поэтому сотрудничество может получиться абсолютно реальным.

Не знаю точно, есть ли в IT-парке резиденты, которые уже сейчас могут что-то предложить «Формуле-1». Но в Университете Иннополиса можно создать несколько научных групп, уже есть люди, которые способны лидировать в теме исследований, которые имеют прямое отношение к «Королевским гонкам». Это исследования, но есть же и другие вещи, вполне себе практические. Возможно, «Формуле-1» нужны какие-то специальные материалы, нужны специальные машинные масла, нужно разбираться. Все это, в принципе, можно делать в Татарстане.

В «Королевских гонках» важны большие данные, не только для того чтобы распознать соперника, но и для того чтобы оптимизировать машину. И такие эксперты в России есть. Здесь разрабатывают истребители поколения «четыре с половиной», пятого поколения. Разрабатываются дроны, разрабатываются собственные самолеты, это все одно и то же. Есть космонавты, биометрия, телеметрия — это все в России имеется.

Нельзя сказать, что все сейчас исключительно на стадии разговоров. Вообще, в современном мире все происходит очень быстро. Например, мы первый раз с Квятом-старшим встретились в конце августа, а на прошлой неделе Тормасов уже был у них в Сочи во время гран-при России и и разговаривал с ними обо всем, обсуждал. Думаю, что наверняка что-то будет интересное. Мы надеемся и считаем, что это произойдет, в частности, в Toro Rosso будут использовать продукты компании Acronis.

Toro Rosso, я думаю, готовы будут приезжать сколько угодно, если начнется сотрудничество. Вообще, например, Франц Тост занимается «Формулой-1» с 1983 года, и он думает о ней постоянно. Поэтому ради «Королевских гонок» готов делать что угодно. Когда он начал заниматься Toro Rosso, эта команда была на последнем месте, а сейчас уже крепкий середняк. Кажется, что это не так уж и много, но на самом деле выше 8-го места в кубке конструкторов там уже начинается очень жесткая конкуренция. Сейчас он пытается подняться на 6-е место, в 2015 году — на 5-е место в кубке конструкторов. Для этого нужно делать очень много инноваций, без них невозможно побеждать. И, я так понимаю, что президент Toro Rosso готов летать в Татарстан хоть каждый день, лишь бы знать, что мы и Татарстан можем помочь получить то самое 5 - 6-е место, что он получит здесь лучший материал или даже спонсорство. Ему понравилось в Татарстане. Да всем здесь нравится. Здесь все по делу.

Сергей Белоусов