РАБОТЫ «МИКЕЛАНДЖЕЛО ОТ ГРАФФИТИ» ЗАЩИТИЛИ ОТ РЕКЛАМЫ

В Казани утвердили перечень особо ценных с художественной точки зрения фасадов домов, которые запрещено завешивать рекламой. В него вошли 34 объекта в Советском, Ново-Савиновском и Приволжском районах. Изучив опубликованный список, можно увидеть, что среди стен попавших под «бронь» — настоящие произведения уличного искусства. Напомним, что в июле 2012 года в Казани прошел настоящий фестиваль граффити. Стрит-арт-марафон от ведущих райтеров проинспектировал даже мэр Казани Ильсур Метшин. Как выяснилось, вывести из тени уличное искусство, считающееся в России хулиганством, — давняя мечта градоначальника. 25 «микеланджело от граффити», как назвал стрит-художников Метшин, работали в Казани целую неделю на 37 площадках. За время фестиваля Like It. Art они извели 25 тыс. баллонов краски. Повторить его с тех пор не удалось, но зато в Казани осталась память в виде то загадочных футуристичных рисунков, то в виде понятных роботов, пионеров и виолончелистов.

Есть в списке и фасады с чисто геометрическими орнаментами. Например, на улице Глушко, 7 торец многоэтажной «панельки» покрашен прямоугольниками наподобие крупной мозаики, отчего складывается определенный ритмичный рисунок. Примерно то же самое на Глушко, 9, 15, 17 — рисунок отличается, где-то он мельче, где-то крупнее, но в любом случае геометрический. На проспекте Победы, 78 видно основание под рекламную конструкцию, хотя самого брандмауэра нет, стена не закрыта. Реклама еще висит на проспекте Победы, 100 — во всю стену многоэтажки распято гигантское полотнище, прославляющее самый быстрый интернет одного из сотовых операторов...

СПИСОК — ЭТО СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Перечень особо ценных с художественной точки зрения фасадов домов понадобился управлению наружной рекламы для четкого ответа на вопросы, которые задают предприниматели, объяснила «БИЗНЕС Online» начальник управления Ирина Дябилкина. Как известно, порядок размещения рекламных конструкций утвержден решением Казгордумы. Документ предусматривает, что не допускается установка и эксплуатация медиафасадов, видеоэкранов и брандмауэров — крупноформатных фасадных конструкций — на фасадах зданий с суперграфикой и декоративными архитектурными элементами. Также раскрывается и понятие суперграфики. Это один из приемов архитектурно-художественного оформления фасада, усиливающий его визуальное восприятие: рисунок, орнамент, барельеф, мозаика. Так что, если фасад украшен барельефом, архитектурными элементами или мозаикой, решение очевидно: для рекламы это табу. Но если речь идет о покраске фасада с каким-то, допустим, геометрическим рисунком, у чиновников возникла проблема: в каком случае это несет художественную ценность, а в каком — нет и рекламу можно разрешить. И тут важно, чтобы не отдельный чиновник решал это по своему усмотрению, а вывод был сделан согласно документу, утвержденному на основании экспертной оценки специалистов, подчеркнула Дябилкина.

«Раньше управление архитектуры разбиралось с этим вопросом в каждом конкретном случае, — пояснила она. — Но с 1 января этого года разграничены полномочия между управлением архитектуры и управлением наружной рекламы. Полномочия по рекламным конструкциям полностью переданы нам, а полномочия по согласованию информационных конструкций переданы управлению архитектуры. Мы решили подойти к вопросу системно — с точки зрения правоприменителя для управления наружной рекламы такой подход наиболее удобный. Он снимает вопросы бизнеса к нам».

Художественная оценка потребовала решения специальной рабочей группы, которая в городе создана для рассмотрения вопросов размещения рекламных конструкций. В нее входят специалисты управления архитектуры, эксперты минстроя, представители минкульта, районных администраций и так далее.

«Мы проехались по основным улицам, посмотрели здания, интересные для размещения рекламных конструкций, и выявили 51 объект, обладающий признаками суперграфики. Информацию нам также представили администрации районов. И мы вынесли данный вопрос на обсуждение рабочей группы, чтобы принять решение, какие конкретно объекты можно закрывать рекламой, а какие — нет».

Ирина Дябилкина
Ирина Дябилкина: «Мы никогда не делаем резких движений по ранее выданным разрешениям»

Список уже утвержден рабочей группой, вчера он был опубликован на сайте управления наружной рекламы и будет пополняться в будущем. Что будет с существующими баннерами? Сейчас как минимум на одном объекте можно увидеть рекламу. Снимать это полотнище не будут — реклама провисит вплоть до окончания срока действия разрешения.

«Мы никогда не делаем резких движений по ранее выданным разрешениям, — объяснила Дябилкина. — Когда закончится срок действия выданного разрешения, реклама будет снята, на новый срок разрешение выдаваться не будет».

Вряд ли этот перечень сильно ограничит бизнес в размещении рекламы на фасадах домов — коммерчески привлекательных мест для этого в Казани предостаточно, другое дело, что не везде жители таких домов согласны разрешить размещение рекламы.

ГРАФФИТИ МОГУТ БЫТЬ ТАЛАНТЛИВЫМИ, А МОГУТ БЫТЬ ПО ПРИНЦИПУ «ИЗВЕЛИ МНОГО КРАСКИ»

Оценить решения исполкома «БИЗНЕС Online» предложил экспертам и участникам рынка. Понятно, что художественные объекты не надо закрывать рекламой, но надо еще смотреть, есть ли смысл в таких граффити на многоэтажках.

Альбина Юсупова — генеральный директор ООО «РА Маркиз»:

— Хочу высказаться по поводу граффити на Чистопольской, по-моему, их рисовали иностранцы — там по-польски что-то написано. Если бы это были наши персонажи, из наших народных сказок — русских, татарских, я бы поняла. Но там такие странные рисунки — дедушка с каким-то кулечком. У меня начальное педагогическое образование, но я не проходила эти сказки, они меня ничему не учат. Извели много краски, а какой толк? Почему бы это место — как раз глухие стены дома — не отдать под какой-нибудь брандмауэр, чтобы жильцы заключили договор с рекламным агентством, получали ежемесячно деньги и тратили их на свой двор?

Сейчас у нас вышел новый проект благоустройства — рекламу снизили до минимума. Как рекламщик я считаю, что реклама должна быть целесообразной и полезной. Плюс к этому она должна быть безопасной. К примеру, сейчас крышные установки на домах запретили. Но почему ТСЖ не может разместить рекламную крышную установку, если документы в порядке, если с этой установки жильцы могут получать деньги и тратить их на свои нужды: текущий ремонт тех же самых фасадов, подъездов?

Уже несколько лет цена на паспортизацию рекламной конструкции держится на одном уровне — 9 тысяч 800 рублей. Если раньше паспорта у нас действовали в течение пяти лет, это получается какая-то смешная сумма — 165 рублей в месяц. А сейчас паспорта собираются сделать бессрочными. Эта сумма целесообразна, она с неба не упала... Что же до цены, то стоимость размещения зависит от того, что это — табло светодиодное, брэндмауэр, и где находится эта реклама — внутри нашего транспортного кольца или за пределами.

Виталий Логинов — председатель союза архитекторов РТ:

— Когда они расписывают стены гаражей или переходов — это одно дело, а когда лезут на фасады — совсем другое. Допустим, в Москве в районе казанского вокзала все гаражи расписаны. Ребята там тренируются. А в городе это нежелательно. Впрочем, каждый проект нужно рассматривать отдельно. Должна быть какая-то идея. Граффити тоже есть талантливые, есть — не очень. Хотя бы эскизы должны согласовывать. А то так раскрасят город, что потом страшно будет.

Некоторые граффити — это какие-то непонятные надписи на английском. Что они там написали? Пусть тренируются на стенах гаражей. В принципе, я граффити приветствую. Тем более молодежь делает это на свои деньги. Например, у КИСИ (строительного института) расписана задняя стенка гаражей — яркая, красивая. Великолепно!

Райтерам можно предложить создать какое-то сообщество — или при КИСИ, или при министерстве молодежи, чтобы они там обсуждали проекты, а потом согласовывали с кем-то. Это было бы правильно. Тем, кто занимается граффити, максимум по 17 - 20 лет. Конечно, им надо куда-то выплескивать эту энергию — творчество в этом возрасте прямо прет из них, как на дрожжах! Как в свое время начинали делать ледовые скульптуры возле НКЦ — их же никто не просил, они сами резали, лепили что-то на Новый год. Потом это все таяло. Но главное — молодежь была занята.

Сергей Саначин — главный архитектор ОАО «Институт «Казгражданпроект»:

— Конечно, не на каждом здании может быть реклама! В Кремле — смешно, на культовых зданиях — смешно. А с другой стороны, даже там, где реклама разрешена, она должна быть сделана очень качественно, чтобы не портить облик города.

Помимо юридического момента есть еще момент философский. Делай все в своей квартире: расставляй мебель, расписывай стены. Недавно прочитал, что казанские художники граффити обиделись на то, что власти не разрешают им рисовать на каких-то фасадах и заборах. В Германии разрешено, а у нас — нет. А кто сказал, что дома, заборы являются мольбертами для всякой самодеятельности?

То, что власти разрешают где-то размещать рекламу, — это вообще-то определенная уступка бизнесменам. Если я не хочу, чтобы мой дом был размалеван или закрыт каким-то баннером, почему власти или кто-то другой должен распоряжаться моим домом? Когда-то я жил на улице Зорге и наблюдал ужасную картину, как жители вторых этажей домов борются с рекламными вывесками, которая вечером начинает моргать, мигать, светиться, а сзади окна! По-хорошему, даже не городские власти должны этим распоряжаться. Непременным условием для размещения рекламы должно быть согласие собственников жилья.
Одно время на улицах был полный хаос — делали перетяжки через улицы, вдоль и поперек на дома вешали рекламу. Поскольку у нас сейчас время содействия бизнесу, ему многое разрешается, мне кажется, даже лишнего разрешается. В западном мире, откуда мы любим брать примеры и образцы, все гораздо строже, особенно если это касается исторической части города. Там согласовывается покраска шпингалета или оконной рамы. Только кажется, что там полно всякой рекламы.

На определенных улицах, по-моему, рекламы вообще не должно быть, наверное, на таких, как Кремлевская. А на Баумана, наоборот, пусть даже и будет. Тут дело в том, где есть красивые памятники архитектуры, объекты культурного наследия. Плюс ко всему в Казани есть шикарный пример — один из отвратительнейших по архитектуре торговых центров, завешанный такой же отвратительнейшей рекламой. Может быть, думали, что одно нейтрализует другое, но не получилось.