Адиль Ширинов поделился планами развития завода Ford-Sollers в Набережных Челнах

ОТ «ОКИ» ДО ECOSPORT

«В ближайшие дни мы запустим свой завод в Набережных Челнах», — рассказал вчера на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» первый вице-президент — исполнительный директор Ford-Sollers Адиль Ширинов. Напомним, это расположенный возле КАМАЗа бывший Завод микролитражных автомобилей (ЗМА, дочернее предприятие камского автогиганта), с 2005 года там выпускались внедорожники Ssang Yong Rexton, с 2006-го — Fiat Albea, а с 2010-го — Fiat Linea. Но сотрудничество с итальянцами прекратилось в феврале 2011 года.

«С конца 2011 года завод фактически не работал — проходил полную модернизацию, в частности, модернизировали окрасочный комплекс, поставили новый цех сварки кузовов. При этом мы сохранили костяк трудового коллектива, а это более 800 человек, включая тех, кто работал на ЗМА, ведь специалист автомобилестроения — это достаточно узкая специализация, а потому сохранение этих людей для нас было принципиальным».

Мощность предприятия (общая площадь — почти 60 тыс. кв. м) составит 115 тыс. машин в год. Число работающих «перевалит» за 1 тысячу. Ширинов уточнил, что сборка Ford EcoSport уже началась: «На днях мы объявим общую сумму инвестиций, которые мы сделали в завод еще и с учетом Ford Fiesta, который начнем выпускать там же в середине 2015 года».

Что касается локализации, то, по словам вице-президента, на момент старта производства 30 компонентов для EcoSport будут поставлять в том числе и 24 российских поставщика, включая штамповку из российского металла.

«ЭТО НЕ ПАРКЕТНИК»

Малый внедорожник EcoSport в России ранее не продавался. Предполагается, что он будет конкурировать в сегменте автомобилей типа Juke и Qashqai. «Нет, с Duster я бы не сравнивал с точки зрения цены (Duster стоит от 487 тысяч рублей) и технических параметров, — пояснил он. — Конкуренты — молодцы, они делают хороший продукт, но я не могу сравнивать несравнимые вещи. Надо смотреть качество материалов отделки, двигателя, управляемость. Но тут я рассуждаю как производитель этого автомобиля, а нужна экспертная оценка... EcoSport мы вводим в сегменте, в котором ранее не присутствовали в России, то есть даем нашим конкурентам возможность почувствовать: мы рядом».

Далее вице-президент коротко остановился на характеристиках автомобиля: «Эта машина, в принципе, делалась для китайского, индийского, бразильского рынков. EcoSport очень здорово продавался в Индии, очень популярен в Бразилии, Мексике. Но «челнинский» внедорожник адаптирован для российских условий. Например, клиренс довели до 200 миллиметров. Это не паркетник, который ездит по европейским шоссе. Спокойно можете поехать в лес, на рыбалку, то есть по бездорожью, и чувствовать себя спокойно».

Машина будет предлагаться с бензиновыми двигателями объемом 1,6 и 2 л и мощностью, соответственно, 122 и 140 л.с. Движки будут производиться на предприятии в ОЭЗ «Алабуга» (завод запустят в декабре 2015 года). Цена базового авто — 699 тыс. рублей. «Но с учетом утилизационной программы это будет 649 тысяч», — заверил вице-президент.

«ПОСМОТРИТЕ, СКОЛЬКО НА ДОРОГАХ ПОЯВИЛОСЬ ВНЕДОРОЖНИКОВ!»

На «введение в оборот» EcoSport на Ford-Sollers возлагают особые надежды. Он должен «замкнуть» линейку выпускаемых в России фордовских внедорожников.

«Всего за полтора года мы привели на производство в Татарстане четыре внедорожника — от малого класса до полноразмерного»

«Как мы собираемся изменить свое положение на российском рынке? — начал объяснять стратегию Ширинов. — Когда мы создавали предприятие в России, представляли только Focus в сегменте С и Mondeo в сегменте D. Но сегмент С в России за последние 6 лет достаточно серьезно упал — более чем на 10 процентов: если в 2008 году его доля была 28,6 процента, то сейчас это 19,7. Все «ушли» во внедорожники. Этот сегмент начал стремительно расти: с 13 - 14 процентов дошел до 30. Посмотрите, сколько на дорогах появилось внедорожников всех классов! Сегодня Ford-Sollers хорошо вошел в сегмент внедорожников. Мы сделали среднеразмерный Kuga, и его продажи серьезно прогрессируют. Такой же прогресс наблюдается и по Explorer — полноразмерному внедорожнику, который конкурирует с Toyota Highlander, а это достаточно сложно. Между ними по размеру — выпускающийся в Елабуге же Ford Edge. То есть мы привели на производство в Татарстане четыре внедорожника — от малого класса до полноразмерного. Всего за полтора года — с точки зрения автомобилестроения это суперкороткий срок».

Ширинов заявил, что Ford-Sollers желает присутствовать в России во всех сегментах внедорожников, и выразил уверенность, что их популярность в РФ будет расти. Причем он не исключил, что может начаться производство еще какой-нибудь внедорожной модели от Ford. Впрочем, при этом вице-президент не исключил восстановления рынка в сегменте С и набора оборотов (с учетом развития дорог) сегментом D. Первый вице-президент — исполнительный директор Ford-Sollers напомнил, что доля Ford на рынке России сегодня — 2,5% (в мае — 2%). «Постепенно возвращаем свое за счет расширения модельного ряда», — пояснил он. Отметим, что в Казани за 6 месяцев 2014 года и без того не очень высокий спрос (636 авто по итогам 2013-го) на автомобили Ford снизился на 4,7%.

Ширинов подчеркнул, что решение о запуске в России производства EcoSport принимало само СП Ford-Sollers, а не головной офис Ford в США.

КРОССОВЕРЫ ВЫБИРАЮТ БОЛЬШЕ ГЛАЗАМИ?

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить перспективы на российском рынке как модели EcoSport, так и Ford в целом.

Михаил Котляров — заместитель генерального директора автомобильной компании «АКОС»:

— Мне Ford EcoSport внешне не очень нравится. А техническая начинка у автомобилей этого класса почти одинакова. Поэтому компактные кроссоверы выбирают больше глазами и, конечно же, учитывают цены. Если оба эти фактора совпадут, то модель ждет успех.

Касаемо того, что сейчас Ford входит в число лидеров по падению продаж в России, основополагающий фактор — это относительно высокие цены. Да, дизайн легковых моделей Ford и их техническая начинка на хорошем современном уровне. Но когда компания заходила на рынок, то сразу вошла в число лидеров продаж за счет исключительно конкурентоспособных цен на Ford Focus. Фактически он стоил дешевле всех основных конкурентов. Потом, видимо, рост продаж позволил сильно взвинтить цены, не увеличив локализацию. И как результат — двухгодичное падение, причем в основном в регионах. Кроме того, одно время хорошо продавались модели Fiesta и Fusion, но потом их продажи резко пошли вниз, когда в определенный момент ставку сделали именно на Focus. «Гольф-класс» стремительно теряет многих приверженцев, которые пересаживаются в равные по цене компактные кроссоверы. Сегмент D, в котором выступает Ford Mondeo, сильно сжался в последние годы. Внедорожники и кроссоверы есть у марки, но они также не входят в лидеры продаж в своем классе. Так что в первую очередь падение продаж у Ford — это просчеты в политике компании в России.

На момент старта производства 30 компонентов для EcoSport будут поставлять 24 российских поставщика, включая штамповку из российского металла (фото: www.chelnyltd.ru)

Евгений Ушмаев — генеральный директор компании «Альянс Авто»:

— Было время, когда Ford находился в числе абсолютных лидеров прежде всего за счет отличных продаж модели Focus. Но тогда альтернатив Focus по сочетанию цены и качества было немного. А в последнее время рынок наполнился массой достойных машин, которые по этому параметру не уступают фордовскому бестселлеру: те же корейские машины сильно прибавили в своих последних генерациях моделей «гольф-класса». У многих в линейках появились бюджетные машины, которые имеют отличный спрос на рынке, поэтому не удивительно, что Renault, KIA, Nissan, Hyundai смогли обогнать Ford по продажам, а теперь это делают и другие конкуренты, которые оказались более дальновидными.

По поводу EcoSport сложный вопрос, как его встретит российский рынок. Стоимость модели имеет важнейшее значение в сегменте компактных кроссоверов, но EcoSport не имеет ценового преимущества. Может, он удивит своей практичностью и экономичностью во владении? В конце концов, тот же Nissan Juke уже несколько приелся. Поживем — увидим.

Сергей Чернов — вице-президент по развитию группы компаний «КАН Авто»:

— Испытываю положительные чувства к компании Ford и совместному предприятию Ford-Sollers... Касаемо модели EcoSport сам не видел и не щупал пока машину. Но не уверен, что эту модель ждет большой успех. Во-первых, у нее немало сильных конкурентов, которые стоят примерно так же в сопоставимых комплектациях. И если о пристрастиях в дизайне спорить не принято, то, например, по качеству отделки интерьера Opel Mokka и Nissan Juke выглядят намного выигрышнее, насколько мне известно от тех, кто уже познакомился с EcoSport на Московском автосалоне-2014. А еще нужно учесть как общее проседание на рынке, так и серьезный спад продаж именно у Ford. На мой взгляд, в последние годы компания уделяла недостаточное внимание своему имиджу и за счет этого растеряла немало клиентов. А еще слишком долго обновлялся модельный ряд на наиболее актуальные для России модели, в то время как конкуренты вывели на рынок целый ряд машин с хорошим сочетанием цены и качества.