Марат Ахметов (слева) сообщил, что освещать мониторинг цен планируется еженедельно

ЖУРНАЛИСТОВ ПРИЗВАЛИ ВЛИВАТЬСЯ В РЯДЫ «ЦЕНОВЫХ КОНТРОЛЕРОВ»

В Татарстане госструктуры в лице минсельхоза, УФАС и минпромторга с 11 августа ежеднево ведут мониторинг цен на продукты. Он начался после указа президента РФ, которым Владимир Путин ответил на санкции Запада и ограничил ввоз продуктов из ряда стран, поддержавших эти санкции. Пять дней спустя Рустам Минниханов распорядился начать контроль за ценами, а еще через три дня был создан оперативный штаб, который возглавил первый вице-премьер Алексей Песошин.

Об этом сообщил сегодня глава минсельхоза Марат Ахметов на специальной пресс-конференции, которую ему поручил организовать в ходе субботнего совещания президент РТ Минниханов. По-видимому, правительство республики приняло решение успокоить население, на всякий случай дав понять производителям и ретейлерам, что контроль будет неустанным: освещать мониторинг цен планируется еженедельно.

Методику работы журналистам сегодня объяснил замминистра промышленности и торговли Рашат Фаттахов. По его словам, ежедневно заполняется рабочая таблица, где отражаются максимальные и минимальные цены на те или иные продукты. В списке 40 наименований продовольствия. Методика отработана — отслеживаются цены в сетевых магазинах, отдельно федеральных и локальных (республиканских), в несетевых торговых точках, а также на розничных рынках и даже в ларьках, автолавках и прочих нестационарных объектах.

С 26 августа минпромторг организовал горячую линию, на нее поступило 56 обращений. Население успело пожаловаться на дорожающую курятину, молоко и фруктовую экзотику.

УФАС ПО РТ: МАХАТЬ ШАШКОЙ НА КАЖДЫЙ ПРОЦЕНТ РОСТА ЦЕН МЫ НЕ БУДЕМ

Но в целом цены все же не превышают традиционных сезонных колебаний. Как оптимистично заявил Ахметов (а минсельхоз больше отслеживает ситуацию с местным товаром), по «нашим» продуктам проблем нет — в Татарстане выращивается и производится практически все необходимое. Кроме разве что той самой фруктовой экзотики, продукции садов да чая.

Подтвердил «ценовой штиль» и замруководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров.

«Ситуацию, которая складывается сейчас на рынке, я бы охарактеризовал как тишину, — заявил он. — Нет резких скачков, нет признаков нарушений. Но в то же время мы все находимся в напряжении и не отпускаем ситуацию. Каждый день анализируются цены, ФАС ведет свой мониторинг поставщиков, сопоставляя ее с данными по сетям. С точки зрения реагирования огульно махать шашкой на каждый процентный рост мы не собираемся».

Контроль цен ведут и сами сети, добавил Биктимиров. Сети прекрасно удерживают цены поставщиков, находя замену «проштрафившимся», — федеральные сети невозможно «перегнуть» по цене. Хотя проблема входа в сети сохраняется, добавил он.

Тем не менее уход импортных поставщиков в УФАС расценивают как шанс для отечественного производителя и констатируют, что уровень конкуренции снизился. Хотя село пока не может до конца «догнать» потребительские требования по культуре преподнесения продуктов, подвижки тут есть, Ахметов упомянул об агропромпарке, где начала работу линия по мойке, сортировке и упаковке овощей. Такая же линия стоит у «Сервис-Агро» в Арском районе (компания производит 28 тыс. т картофеля и овощей), заканчивает модернизацию компания «Вятские зори», работающая совместно с «Эссеном» (мощность — 15 тыс. тонн).

Говоря о мясной продукции, Ахметов сообщил, что в РТ производится 318 тыс. т мяса и мясной продукции, из которых татарстанцы съели 296 тыс. тонн. При этом республика завезла 59 тыс. т мяса и колбас. Министр призвал подумать о замещении этого «импорта», чтобы повысить конкурентоспособность местных производителей. Примерно та же ситуация с «молочкой» — ежедневно выпускается 800 т молочной продукции, но порядочное количество завозится извне, и производители благодаря этому мониторингу задумываются об обновлении производства.

МАРАТ АХМЕТОВ И РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

На что выросли цены? Ахметов привел цифры: на 3,1% прибавила курятина, на 6,3% вырос творог, на 5% — сливочное масло. Но с санкциями это не связано, подчеркнул он, колебания сезонные и оправданные. И в перспективе, оценивая «горизонт тишины», министр заявил, что предпосылок ни по дефициту, ни по росту цен нет.

По сравнению с августом прошлого года, цены на продовольствие в России выросли на 10,3%. В Татарстане — 9,9%, добавил Фаттахов. Кроме того, правительство РФ рассматривает возможность «зарегулировать» розничную надбавку на уровне максимума в 7 - 12%. Хотя из-за высокой конкуренции сетевики и без того стремятся удерживать надбавку «ниже нижнего», добавил он.

Хотя Ахметову-хозяйственнику, конечно, хотелось бы, чтобы цены для производителя все же выросли.

«Как в годы коллективизации один известный поэт говорил: во мне живут два Я. Один против колхоза, другой за, — образно сравнил министр свое положение. — С одной стороны, я как член правительства должен контролировать, обеспечивать стабильность цен в рамках санкций. С другой стороны, мои товаропроизводители должны зарабатывать ресурсы для дальнейших инвестиций».

С появлением этого указа каких-то длинных дешевых денег по-прежнему нет.

«Вдобавок государство открыто не заявило, какая же государственная поддержка будет оказана в вопросах импортозамещения», — констатировал министр. И еще вопрос, удастся ли на этом фоне агробизнесу занять образовавшуюся нишу — учитывая череду «плохих» лет, сельхозпроизводители серьезно ослаблены.

Ахметов добавил, что сейчас в минсельхозпроде РФ лежит ряд инвестпроектов агробизнеса Татарстана на сумму 28 млрд. рублей. Если эти проекты будут включены в программу льготного кредитования под 2/3 ставки ЦБ, то они могут быть реализованы.

УЧИТЫВАЯ САНКЦИИ, РОСТ ЦЕН НЕИЗБЕЖЕН

Производители, опрошенные «БИЗНЕС Online», прокомментировали ситуацию на рынке.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Фермерские хозяйства стараются сохранить те цены, которые были установлены на ряд продуктов питания в апреле-мае этого года. Вообще, фермеры не преследуют цели повышения цен на свою продукцию. Если мы наблюдаем рост цены на фермерские товары, то тут можно говорить о перекупщиках. Да, покупают они продовольствие по одной, достаточно низкой цене, но вот продают уже по другой, завышенной. При рыночных отношениях такое поведение вполне адекватно, но фермеров такое положение дел, безусловно, не устраивает. Поэтому в вопросе о продвижении товаров фермерских хозяйств мы бы хотели, чтобы большая часть продукции доходила до потребителей без участия различных посредников.

Что касается прогнозов, учитывая все нынешние санкции, то рост цен на продукты питания неизбежен.


Андрей Даниленко
— председатель правления национального союза производителей молока:

— На сегодняшний день мы пока не видим какого-то резкого роста цен на «молочку». Но сейчас начинается период, когда у нас традиционно идет рост. И в прошлом году у нас было достаточно резкое повышение цен на сырое молоко и молочную продукцию. Есть потенциал повторения такой же динамики, потому что сейчас, к сожалению, до сих пор существует проблема с задолженностью по субсидиям для молочников и молочного животноводства. Пока идет сокращение объемов собственного производства сырого молока, это является главным фактором, влияющим на ценообразование.

Что касается тех ограничений, которые ввели на импорт, то это ограничения не на весь мир, а на отдельно взятые страны, что не является главным фактором для нашей отрасли. Главный фактор — это собственная обеспеченность. И это ключевой вопрос.

Сейчас мы видим, что торговые сети увеличили интерес к отечественным молочным товарам, видим увеличение их объемов на полках магазинов. Но для отечественного производителя ключевым будет вопрос наличия сырья. Мы видим, что параллельно серьезно растет производство молочной продукции в Беларуси. Очевидно, что через нее проходит большой объем сырья, который поступает из стран, на которые действует запрет на ввоз: Прибалтика, Финляндия. И это тоже фактор влияния на возможность белорусов быть более конкурентными, чем мы.

Денис Черкесов — гендиректор национального союза производителей говядины:

— В минсельхозе постоянно происходит мониторинг цен. Не в магазинах на прилавках, а у производителей, то есть мониторится та цена, которая уходит от мясопереработчиков, от предприятий отрасли. Из трех основных видов мяса — говядина, мясо птицы и свинина — рост по говядине самый низкий, в районе 1,5 процентов. Это примерно в два раза ниже, чем по птице и свинине. Но это действительно объяснимо: по тем странам, которые вошли в запрет на импорт, объем импорта по говядине был небольшой, по сравнению с птицей и свининой, поэтому такого резкого дефицита не возникло. И если рост произошел, то это случилось под влиянием роста цены на свинину и мясо птицы.

Что касается цены на живой скот, который идет на убой. К сожалению, мы вообще не видим в последний месяц тенденции по увеличению этой цены. Мы, отрасль, сельхозпроизводители, наоборот, хотели бы видеть это увеличение. Потому что это прямое влияние на экономику производства. Причем цена, которая зафиксирована в 2014 году, ниже максимума 2012 года. В принципе, мы еще можем относительно увеличить цену на скот, который идет на убой.

Что касается потребителя, то могу сказать на примере нашего проекта. Это компания «Заречная», которая запустила в этом году мясоперерабатывающий завод и уже начала поставлять продукцию в крупные сети. У них не просто огромный спрос! Покупатели, имею в виду посредников, которые являются поставщиками для магазинов, ресторанов, просто дерутся. Идет конкурентная борьба за право реализовывать эту продукцию — охлажденную говядину.

Спрос на качественный продукт есть. Причем наша российская говядина гораздо лучше, чем то, что мы поставляли и будем поставлять по импорту.

Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее
Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее

Айгуль Валеева — пресс-секретарь ООО «Челны-Бройлер»:

— На данный момент ситуация на рынке мяса птицы далеко не однозначная, и прогнозов о динамике цен дать практически нереально. Из-за сложности ситуации, когда цены на кур меняются практически каждый день, давать прогнозов мы не можем. От нашей компании можем лишь отметить, что с 5 августа цен на свою продукцию не меняли и стараемся поддержать эту отметку как можно дальше.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— Свою закупочную политику мы не изменили. Потому что вариантов нет — у кого мы закупались, у того мы и продолжаем закупаться. Цены же действительно реально выросли. Но буквально два дня назад я слушала доклад своей службы снабжения: рост цен произошел, но затем остановился. Видимо, мониторинг роста цен со стороны УФАС возымел свое действие. Цены не снизились, но, по крайней мере, их рост прекратился.

Теперь по нашим закупкам. Мы импортную «молочку» не брали, только сыры. То, что мы видим на прилавках, — это остатки, на оптовых рынках они даже подешевели. Поэтому от импорта переходим к отечественному, но наша «Моцарелла» имеет к настоящей «Моцарелле» отдаленное отношение.

Как хозяйка, которая ведет домашнее хозяйство, могу сказать, что в супермаркетах и на рынках пустоты не наблюдается. То, что раньше большинство наших граждан покупали себе к столу, все это осталось. Есть небольшой рост цен, но дефицита нет. Я думаю, что и в ближайшем будущем роста цен на продукты не будет. По крайней мере на то, что производится у нас, цены, наверное, сумеют «заморозить».

Однако фрукты, которые мы сейчас в изобилии видим на рынках, вряд ли останутся на прилавках, это импорт. Поэтому эти позиции будут немного провальными. Те же польские яблоки с переклеенными этикетками все равно пойдут к нам через Беларусь, через другие страны Таможенного союза. И это, разумеется, вызовет рост цен на них.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group (рестораны «Перцов», «Якитория», «Изюм», «Арт-кофе», ресторан-кафе Yokoso):

— Та продукция, которая используется в ресторанах, отличается от продуктовой корзины и на нее сейчас наблюдается существенный рост себестоимости. Связано это с ограничением поставок продуктов из-за рубежа, что приводит к их дефициту, смене поставщиков и изменению логистики. Но для нас, ресторанов, татарстанская продукция не подорожала. Дело в том, что нас обеспечивают комплексными поставками крупные российские компании-операторы. Так что для нас поставщики не поменялись, а вот они поменяли структуру своих закупок. Я только для примера могу сказать, что у нас поставляется большой объем лосося в японские рестораны и так как прекратили поставку норвежского лосося, то сейчас его меняют на мурманский производства отечественных компаний. Спрогнозировать, каков будет рост цен на продуктовую продукцию я не могу, так как не располагаю необходимой информацией. Но предполагаю, что в основном потреблялись продукты отечественного производства. Поэтому не могу дать прогноз, как изменится потребление именно из-за такого фактора, как введение санкций.