ESCORT, КОТОРЫЙ ЖДАЛИ, НО НЕ ДОЖДАЛИСЬ

Прежде чем начать рассказ о новинках ММАС’14, хотелось бы упомянуть о модели, которой не было на стендах автосалона, хотя еще полгода назад многие ожидали увидеть ее здесь. В течение нескольких последних месяцев в среде автожурналистов и блогеров активно обсуждался вопрос: какую легковую модель Ford выберут для производства на модернизированном заводе Ford Sollers в Набережных Челнах. Ответ, казалось, был очевиден. Весной 2013-го в Китае был показан довольно симпатичный прототип модели Escort, который имел размеры типичного седана гольф-класса, но в то же время было заявлено, что модель будет сравнительно недорогой. Практически сразу после дебюта один из топ-менеджеров Ford Марк Овенден, поработавший несколько лет в Москве, озвучил мнение, что в случае начала продаж в Восточной Европе и России Escort ждет большой успех. Успехи аналогичных моделей по типу и классу — Nissan Almera и Chevrolet Cobalt — доказывали это. При том, что Almera и Cobalt вышли далеко не красавцами, в отличие от Escort. Внутри высшего руководства автогиганта развернулась полемика на предмет того, нужно ли запускать новый Escort в этих регионах, а в качестве возможной сборочной площадки назывался в первую очередь завод в Набережных Челнах. Но увы, дальше разговоров дело не пошло.

Возможно, сыграла роль ситуация с тем, что продажи легковых машин классов В+ и С+ в последнее время снижаются и в России, и в Восточной Европе после нескольких лет бурного роста. Зато активно растет сегмент компактных кроссоверов, и как раз основной моделью для модернизированного челнинского завода Ford Sollers был обозначен Ford EcoSport. А в пару к нему на конвейер решили поставить хэтчбек Ford Fiesta, ведь обе модели созданы на одной общей платформе под названием Ford global B. Это значит, что у машин масса одинаковых или похожих узлов и агрегатов, в итоге, локализуя сборку одной из них, можно сильно выиграть в себестоимости другой. Именно эти модели и были показаны в качестве главных новинок на ММАС’14. А с китайским Escort решили, видимо, не заморачиваться, ведь он использует совсем другую платформу. И не факт, что после локализации его себестоимость окажется дешевле, чем у Fiesta — компактной, но более продвинутой с точки зрения конструкции.

FORD FIESTA В РОССИИ: ПОПЫТКА №2

Напомним, что марка Ford Fiesta 6-го поколения дебютировала на рынке в 2008-м, а в 2013-м был произведен рестайлинг, именно такую версию и будут выпускать в Татарстане. Дорестайлинговая Ford Fiesta ранее продавалась в России, но машины ввозились из Европы и предлагались они по довольно высоким ценам. Фактически компактная модель стоила дороже, чем более крупный Focus. Неудивительно, что спрос на нее был неважный, например, за весь 2012 год было продано всего 970 автомобилей на всю Россию. После этого продажи Fiesta решили прекратить.

— Но теперь ситуация будет совершенно иной, — заверил в интервью корреспондентов «БИЗНЕС Оnline» Адиль Ширинов — исполнительный директор совместного предприятия Ford Motor Company&Sollers. — Локализация на челнинском заводе будет очень широкой. Мы будем штамповать кузовные панели, устанавливать силовые агрегаты, которые будет выпускать новый моторостроительный завод в Елабуге. Сейчас идет активная работа по локализации множества других узлов, агрегатов и компонентов. Не случайно в качестве места для строительства завода был выбран Татарстан, здесь много предприятий нефтехимической отрасли, и некоторые из них либо уже присоединились, либо в будущем смогут стать нашими партнерами по производству. Мы рассчитываем, что удастся наладить выпуск таких изделий, например, как бамперы, элементы внутренней отделки салона, панели приборов, части сидений и многое другое. До 2017 года Ford Sollers, согласно постановлению о промсборке №166, должен довести степень локализации до 60 процентов. Но мы готовы превысить этот уровень, что обеспечит нашу конкурентоспособность и по себестоимости, и с точки зрения гибкости производства. Плюс в этом случае мы будем в меньше степени зависеть от внешних факторов, в частности, от колебаний стоимости валюты и, например, от возможных санкций.

Касаемо самой Fiesta уже известно, что ее производство стартует в 2015 году. Совсем уж дешевой она вряд ли будет, с другой стороны, Ford Fiesta — одна из лучших машин в классе и предлагает едва ли не все самые передовые инновации, какие только есть в сегменте B+. Модель выглядит современно, отлично управляется, имеет превосходную активную и пассивную безопасность. А среди опций можно упомянуть такие, как система автоматического торможения перед посторонним объектом или продвинутая мультимедийная система с голосовым управлением телефоном и устройствами, подключенными через USB или Bluetooth. На первом этапе Fiesta будут выпускать только с 5-дверным кузовом хэтчбек. Двигатели — объемом 1,6 литра, коробка передач механическая или роботизированная. Стоит упомянуть, что последние два года именно Fiesta является самой популярной моделью в своем классе в Европе.

FORD FOCUS: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Второй дебютант ММАС’14 от Ford Sollers также нов только по российским меркам. Обновленный Focus уже вовсю продается в целом ряде стран. А в 2015 году его производство развернется во Всеволожске, где сейчас выпускается дорестайлинговая версия. Причем дела у модели идут, прямо скажем, неважно. Так, за первые 7 месяцев 2014-го, по данным ассоциации европейского бизнеса в России, было продано 16 989 Ford Focus. С одной стороны, он продолжает входить в пятерку лидеров гольф-класса, с другой стороны, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спрос просел на 57,5%! Здесь надо отметить, что сейчас именно сегмент С+ теряет больше всего в темпах продаж. Проанализировав подробные данные можно увидеть, что если в 2013 году на современный гольф-класс приходилось около 18,53% всего российского рынка, то по итогам первого полугодия 2014 доля снизилась разом до 14,87%.

Тем не менее в интервью корреспондентам «БИЗНЕС Оnline» Ширинов предположил, что колебание рынка, которое сейчас происходит, не будет иметь долгосрочный характер. И в любом случае рынок новых автомобилей в России остается третьим в Европе по продажам и предпосылок к глобальному обвалу сейчас нет. Ford Sollers продолжает планомерные шаги по началу запуска в России производства новых и обновленных моделей. Продажам российского Focus 2015 года должен помочь и целый ряд передовых систем, которые уже предлагаются на других рынках. Например, машина может иметь систему парковки без помощи рук не только параллельную, но и перпендикулярную движению. Плюс те опции, что были описаны в рассказе про Fiesta, и многое другое. Типы кузовов: хэтчбек, седан и универсал. А в гамме моторов впервые могут появиться полностью новые 1,5-литровые двигатели: бензиновый EcoBoost и дизельный TDCi. Кстати, по данным Forbes, в 2013 году Ford Focus в том числе за счет обновления стал самым продаваемым автомобилем в мире с результатом в 1 059 574 реализованные машины. Отметим, что во время работы ММАС’14 стало известно, что Ford Sollers запускает собственную программу утилизации при покупке Ford Focus.

НА АВТОВАЗЕ ТЕПЕРЬ ВСЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ

А теперь подробнее про новинки АвтоВАЗа. Успешное функционирование этого автогиганта имеет немаловажное значение для автопромышленности России. Достаточно упомянуть такую цифру из пресс-релиза компании: «С учетом сотрудников предприятий сервисно-сбытовой сети и поставщиков комплектующих изделий от стабильной работы АвтоВАЗа зависит благосостояние более 4 миллионов россиян», среди которых, между прочим, есть и немало татарстанцев. В то же время продукция тольяттинского автозавода в последнее время довольно часто является объектом шуток, насмешек и прочих вещей, которые не совсем благоприятно влияют на имидж ведущего автопредприятия страны. Впрочем, родилось все это не на пустом месте и ситуация давно уже требовала оперативного хирургического вмешательства. Нужны были свежие идеи, новые модели, изменение структуры управления и производства. Своими силами решить сложный комплекс вопросов не получилось, и поэтому в качестве выхода часть активов завода стала плавно переходить в руки альянса Renault-Nissan. В июне 2014 года иностранцы смогли получить уже более половины акций компании. С одной стороны, это вселяет тревогу в заводчан, ведь, например, в этому году началось масштабное сокращение штата в угоду эффективности предприятия. С другой стороны, новые люди, пришедшие на АвтоВАЗ, действительно много делают, чтобы кардинально изменить ситуацию на заводе.

На ММАС’14 эти нововведения смогли лично увидеть десятки тысяч посетителей, которые уже посетили выставку. Прототипы новых моделей Vesta и XRay 2 смотрятся просто великолепно. По сравнению с теми моделями, с которыми им предстоит конкурировать, они словно находятся в другой лиге. Те же Hyundai Solaris, KIA Rio, новый Renault Logan просто теряются на фоне вазовских новинок. Такое невероятное превращение случилось потому, что шеф-дизайнером в Тольятти был приглашен знаменитый англичанин Стив Маттин, который ранее наделал немало шума, работая в Mercedes-Benz и Volvo. Первые LADA, созданные командой Маттина, получились потрясающие, но впереди уже ждут своего часа еще несколько новинок. Однако тут сразу встает вопрос: удастся ли довести эти модели до производства таким образом, чтобы и качество было на уровне конкурентов. Но и здесь новое руководство смогло найти людей, которые прилагают сейчас просто титанические усилия, дабы изменить невеселую картину.

КАЧЕСТВОМ LADA СКОРО БУДЕМ ГОРДИТЬСЯ

Так, в январе 2014 года председателем правления АвтоВАЗа стал знаменитый американец шведского происхождения Бу Андерссон. Он имеет огромный опыт работы на руководящих постах в корпорации General Motors, а в период с 2009 по 2013 год швед более чем успешно руководил советом директоров «Группы ГАЗ». Андерссон показал себя там непримиримым борцом с бюрократией внутри завода, человеком, который смог значительно изменить культуру производства на нижегородском автогиганте, выстроить новую систему работы с поставщиками. Под его началом получила жизнь удачная новая модель «Газель» Next, а предприятие стало получать стабильную прибыль. Сейчас точно такие же процессы Бу проводит в Тольятти, о чем он увлеченно любит рассказывать во время своих выступлений.

Во время дебютного показа прототипов Vesta и XRay 2 на ММАС’14 глава АвтоВАЗа заверил журналистов и посетителей, что с качеством у новинок все будет в полном порядке и россияне смогут по праву гордиться тем, какие машины будет выпускать крупнейшая автомобильная компания России. Во многом эта уверенность строится и на том, что в новых моделях будут активно применяться проверенные и надежные узлы, агрегаты, технологии от Renault и Nissan. Пусть даже у Vesta платформа будет собственной тольяттинской разработки — под названием LADA B. Производство сменщицы Priora может начаться уже в сентябре 2015 года в Ижевске. Под капотом будут стоять моторы ВАЗ и Renault, коробки передач — «механика» и «робот». Цена — от 400 тыс. рублей. Меж тем Priora с обновленной внешностью продолжит выпускаться параллельно с Vesta до 2018 года.

Второй дебютант LADA XRay 2 — это переднеприводный псевдокроссвер или «приподнятый» хэтчбек, кому как больше нравится. Он создан на платформе Renault B0, которая лежит в основе моделей Logan/Sandero/Largus, поэтому гамма двигателей и трансмиссий будет во многом с ними совпадать. Дата запуска в серию — не раньше 2016 года.

Из тех же новинок, что можно купить в ближайшее время, на ММАС’14 засветились универсал LADA Kalina Cross с увеличенным клиренсом, пластиковыми накладками на кузов, мотором 1,6 литра (87 л.с.) и ценой от 409 тыс. рублей. Еще один «приподнятый» универсал LADA Largus Cross (1,6 литра и 105 л.с.) с модными пластиковыми накладками на кузов дебютирует в октябре, тогда же станут известны и точные цены. А вот цены на LADA Kalina Sport с форсированным до 118 л.с. 1,6-литровым двигателем уже известны и начинаются они с 487 тыс. рублей. Для изучения реакции публики на автосалоне была выставлена еще более экстремальная спортверсия LADA Kalina FR, мотор которой выдает уже 140 л.с.

DATSUN, SANDERO И CENTRA СОБРАЛИСЬ ЗАПОЛОНИТЬ ДОРОГИ

Немало поклонников нынешней продукции ВАЗа на ММАС’14 можно было встретить у стенда японской компании Datsun. Напомним, что седан on-DO, является фактически перелицованным и чуть улучшенным седаном LADA Granta с увеличенной на 77 мм длиной. А на московском автосалоне был впервые в мире показан хэтчбек mi-DO, который оказался не чем иным, как перелицованным и улучшенным хэтчбеком LADA Kalina 2. Продажи седана уже начались в августе по цене от 329 тыс. рублей за версию с вазовским 1,6-литровым мотором мощностью 82 л.с. и механической КПП, электроусилителем руля, АБС, с подушкой безопасности для водителя, подогревом передних сидений. А в списке опций скоро должна появиться «приоровская» роботизированная КПП.

По сравнению с Granta и Kalina, у Datsun помимо изменений в дизайне более качественный интерьер, чуть улучшенная шумоизоляция, слегка измененные детали и настройки в подвеске, в усилителе руля и прочие штрихи. Соответственно, и ценник чуть более высокий. В сопоставимых с аналогичными LADA комплектациях, разница будет составлять в районе 15 - 25 тыс. рублей. Производятся Datsun на одной ветке конвейера с LADA и под присмотром японских специалистов. Поэтому есть вероятность, что качество Granta и Kalina в ближайшее время может улучшиться, в том числе за счет применения новых, более качественных комплектующих, которые будут закупаться одновременно для японских и российских моделей-близнецов.

Из прочих бюджетных новинок ММАС’14 стоит обратить внимание на показ хэтчбека Renault Sandero второго поколения и его «приподнятой» на 4 см версии с пластиковыми накладками на кузов — Renault Sandero Stepway. Они получили новый дизайн в стиле седана Logan. А список оснащения был существенно дополнен. Например, теперь доступно оборудование, которое не предлагалось в предыдущих версиях этих моделей: обогрев лобового стекла, климат-контроль, круиз-контроль, мультимедийная система с навигацией, задние датчики парковки. В отличие от седана, на хэтчбеках базовый мотор 16-клапанный, объемом 1,2 литра и мощностью 75 л.с. Стоимость начинается с 380 тыс. рублей. Всего на 5 тыс. рублей дороже версия с 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 82 л.с. Тогда как за машину с 1,6-литровым 16-клапанным силовым агрегатом (102 л.с.) нужно будет выложить минимум 454 тыс. рублей. Коробка передач пока только механическая. Но вскоре будет доступен и «автомат». Кстати. Sandero, как и Logan, будет производиться отныне преимущественно на ВАЗе, что позволит в полном объеме насытить рынок. Ведь бывали месяцы, когда спрос на первое поколение этих моделей ограничивали только возможности производства на московском заводе «Автофрамос».

А среди новинок гольф-класса нужно отметить первое появление в России Nissan Sentra. Машина уже выпускается в Китае и Северной Америке, а теперь добралась и до нас. Причем производиться модель будет крупным тиражом в Ижевске на заводе, принадлежащем сейчас АвтоВАЗу. Sentra сменит на рынке не снискавшую особого успеха Tiida, в отличие от нее новинка обладает довольно интересным и гармоничным дизайном. А один из главных плюсов — просторный салон с хорошим оснащением, по этим параметрам новый Nissan не уступит лидерам продаж в классе. Двигатель 1,6-литровый мощностью 117 л.с., коробки передач — «механика» или вариатор. Цены пока неизвестны и будут объявлены ближе к концу сентября, а продажи стартуют в ноябре этого года.

В ПРЕДДВЕРИИ КИТАЙСКОГО НАШЕСТВИЯ

В завершение обзора стоит несколько слов сказать о китайских машинах. На российских автовыставках в последнее время китайские компании всегда хорошо и массово представлены. Но в настоящие лидеры продаж им по-прежнему не удается пробиться. Впрочем все понимают, что вскоре все может измениться. Разнообразие и качество моделей растет, плагиата становится все меньше, китайские бизнесмены начинают делать успехи в освоении непростой науки под названием маркетинг. И вот уже китайский Lifan объявил недавно, что будет строить собственный завод мощностью до 100 тыс. автомобилей в Калужской области. По итогам первых 7 месяцев 2014 года именно Lifan стал самым успешным из китайских автопроизводителей на рынке России с результатом 12 011 машин (это больше, чем смогли продать Peugeot, Citroen, Honda, Subaru). На выставке дебютировали обновленные хэтчбек Lifan Smily (от 369,9 тыс. рублей) и седан Lifan Solano (от 439,9 тыс. рублей), с помпой был представлен седан бизнес-класса Lifan 820, цена на который пока неизвестна.

Совсем немного уступают Lifan по продажам Geely и Chery, которые в качестве дебютантов показали на ММАС’14 такие модели как: седан Geely GC6 (от 379 тыс. рублей), который пришел на смену популярному Geely MK, и полностью новый Geely GC5 в роли концепта, а модель Chery продемонстрировала весьма эффектный седан D-класса под названием Arrizo 7 (от 570 тыс. рублей). Другие китайские новинки автосалона пока вряд ли заслуживают и такого упоминания, пусть и некоторые из них выглядели довольно эффектно. Хотя, повторимся, все может измениться в ближайшее время.

В целом же нужно констатировать, что именно в сегменте легковых моделей с базовой стоимостью до 1 млн. рублей представлено больше всего ярких и важных новинок на московском международном автосалоне 2014 года. Что, впрочем, совсем неудивительно, учитывая, что этот сегмент рынка по-прежнему наиболее популярен в России. А в следующих обзорах новинок мы рассмотрим дебютантов среди кроссоверов/внедорожников и машин бизнес- и премиум-класса.