Марат Ибляминов
Марат Ибляминов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ

В Казани на частоте 93,5 МГц начала в минувшую среду круглосуточное вещание татароязычная радиостанция «Тэртип» («Порядок»прим. авт.). По словам учредителя «Тэртипа» и по совместительству заместителя генерального директора по электронным СМИ ОАО «Татмедиа» Марата Ибляминова, в этом проекте предполагается реализовать уникальный для Татарстана формат радиостанции: это просветительско-информационное вещание для аудитории в возрасте от 30 до 60 лет. «Эта радиостанция станет симбиозом культуры, нашего традиционного искусства и спорта», — пояснил он. Ибляминов также добавил, что проект никак не связан с ОАО «Татмедиа». Он просто хочет создать по-настоящему народную радиостанцию, где в качестве радиоведущих будут приглашаться непрофессионалы. «Это будет позитивное радио, которое будет призывать к порядку, призывать делать добрые дела, улыбаться друг другу, уважать старших», — отметил учредитель.

По его словам, радиостанции, которые есть на сегодняшний день на казанском рынке, работают в основном на молодежную аудиторию. В отличие от них, музыкальный формат «Тэртип» будет состоять больше из классической эстрады. «У нас имеется очень много архивных записей таких замечательных исполнителей как Тагир Якупов, Фахри Насретдинов, Хайдар Бигичев, Габдулла Рахимкулов и многих других, которые практически не встречаются сейчас в радиоэфире. Все это можно будет услышать на радио «Тэртип», — рассказал Ибляминов.

Что касается спортивной тематики, предполагается создать специальную рубрику, где будут рассказывать истории о спортсменах Татарстана. «У нашей республики очень богатая спортивная история. Это наши футболисты, волейболисты, биатлонисты, фехтовальщики, это огромная плеяда спортивных тренеров, — заметил Ибляминов. — Это простые люди, которые живут среди нас и которым практически никто не уделяет внимания. Нам хотелось бы вдохнуть новую жизнь в это информационное пространство».

По словам учредителя «Тэртипа», также предполагается некая «назидательная часть». «Сейчас идет запись цикла передач о взаимоотношениях, психологии и так далее. Например, как себя должна вести невестка со свекровью, как правильно выстраивать взаимоотношения в семье, какими методами надо воспитывать хорошую, гармоничную личность в ребенке», — поделился планами Ибляминов.

Планов выходить на другие города нет, но по словам учредителя, «если это будет кому-то интересно, то, пожалуйста, сигнал мы предоставим». Послушать «Тэртип» можно будет также и online.

Примечательно, что Ибляминов также является соучредителем ООО «Орфей-Казань», которое транслирует радиостанцию классической музыки «Орфей». В конце 2013 года, когда в Казани запускался «Орфей», в интервью «БИЗНЕС Online» он практически слово в слово также описывал позиционирование этой радиостанции. Тогда Ибляминов выразил уверенность, что аудитория в Казани уже сформирована — город любит классику, высокое искусство, и продукт будет востребован.

ШУМИХА ВОКРУГ ЗАКРЫТИЯ

6 лет назад радиостанция «Тэртип» пару месяцев уже работала в тестовом режиме. Как рассказал Ибляминов, в 2008 году было получено разрешение на эксплуатацию, и 11 июня того же года началось тестовое вещание.

«Мы проработали два с половиной месяца, а потом я попал в больницу, — вспомнил учредитель радиостанции. — Когда меня уже везли на операцию, мне позвонил технический директор и сказал, что Роскомнадзор просит отключить радиостанцию. Это было примерно 25 августа, хотя по документам мы должны были завершить тестирование не позднее 20 октября. После выхода из больницы оказалось, что вокруг отключения «Тэртипа» возникла большая шумиха. Эта история была растиражирована чуть ли не на федеральном уровне».

«Самый большой вред в этой истории нанес Фандас Сафиуллин, которого я лично даже не знаю, — продолжил Ибляминов. — В СМИ он утверждал, что чиновники не любят татарскую культуру, и поэтому закрыли радио. На самом деле никакого удушения радио не было, это был нормальный процесс, потому что мы изначально заявили о тестовом вещании, которое обязались прекратить до получения лицензии». После этой истории, по словам Ибляминова, радиостанция два года находилась в режиме ожидания получения документации. В 2011 году состоялся конкурс, где радиостанция «Тэртип» была заявлена и одержала победу. Правда, по словам учредителя, была получена не сама частота, а право на ее разработку. Освоение частоты заняло еще два года. «Поэтому в общей сложности проект затянулся почти на 8 лет, — констатировал он. — Сейчас «Тэртип» как птица Феникс восстает из пепла».

По словам Ибляминова, помимо конкурсного взноса было пройдено два круга экспериментальных проверок по частоте. В итоге первая частота так и не была выставлена на конкурс, и была получена другая, причем ее нужно было разрабатывать с нуля. «Мы прошли два круга согласования с военными, с авиацией, с различными наземными службами и так далее. Мы проходили через международно-правовую защиту, — поведал Ибляминов. — Количество согласованных бумаг, количество платежей, которые были осуществлены в различные инстанции, настолько огромно, что я не знаю, когда произойдет возврат инвестиций».

Точную сумму инвестиций при этом Ибляминов называть не стал, отделавшись лишь фразой «много». Однако по оценкам опрошенных «БИЗНЕС Online» участников рынка, она может достигать 10 - 15 млн. рублей.

«ЕСТЬ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТСЯ ДЛЯ ДУШИ»

На просьбу прокомментировать слова Ибляминова известный татарстанских общественный деятель и бывший депутат Госдумы Фандас Сафиуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что речь идет о статье «Руки прочь от наших песен!», которая была опубликована в октябре 2008 года в газете «Звезда Поволжья». В ней он написал о том, что «создание национального радио культурной направленности — задача не только неотложно актуальная, но в условиях всесильной монополии агрессивной серости и шумливой пустоты в татароязычном эфире не в меру рискованная». Он также добавил, что считает нелепостью совмещение культуры и спорта в рамках одного радио. «Это как седло на корове. Угождать, наверное, в наше время необходимость. Но надо же знать и меру» — отметил Сафиуллин.

Фандас Сафиуллин
Фандас Сафиуллин

Впрочем, по словам Ибляминова, он планирует формировать совершенно новую аудиторию из тех людей, которые не слушают радио, поэтому он не будет конкурентом основным игрокам на казанском рынке татароязычного радио: «Курай», «Булгар FM» и «Татар радиосы». «Если посмотреть на наших руководителей, они в состоянии покупать себе машины, квартиры, красивые вещи и все остальное, — пояснил учредитель «Тэртипа». — При этом они также являются потребителями услуг. И если мы затронем их души, их сердца, и они станут нашей стабильной аудиторией, то придет и коммерческий успех радиостанции».

«Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда деньги меня не интересуют, есть проекты, которые делаются для души. Достигнув определенного возраста, я понял, что после себя хочется что-то оставить, — пояснил Ибляминов. — Я категорически не согласен с риторикой наших чиновников, которые говорят, что нужно сохранить татарский язык. Это полный бред! Это огурцы в банке надо сохранить до весны, а язык нужно развивать, нужно создавать языковую среду, общаться. Это проект для души».

По словам Ибляминова, сейчас он дал задание маркетологам отработать совершенно новую технологию продвижения и не намерен тратить на рекламу ни копейки. «Это будет ноу-хау, — подчеркнул он. — С точки зрения маркетинга это совершенно новый ход, и, я думаю, он должен быть удачным». Более того, Ибляминов не планирует никакого официального открытия, по его мнению, сарафанное радио сработает гораздо эффективнее, чем соцсети.

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ?

Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка скептически оценивают коммерческие перспективы новой радиостанции. По их мнению, учредитель вряд ли сможет заработать на новом, просветительском формате радиостанции. Вопрос в том, как долго Ибляминов сможет содержать радиостанцию и сможет ли найти для нее внешние источники финансирования.

Алмаз Миргаязов — генеральный директор «Татар радиосы»:

— Сейчас в Казани работают 26 FМ-радиостанций. Из них три вещают на татарском языке. Последние три с половиной года рынок радиорекламы не растет. Этому предшествовал бурный рост в связи с нововведениями в законодательстве в объемах рекламы, в том числе и на телевидение. Стоимость телерекламы выросла, и многие рекламодатели ушли на более дешевый сегмент, то есть в радиорекламу. Однако с той поры мы находимся в стадии стагнации.

Я прекрасно знаю и дружу с учредителем «Тэртип», мы часто общаемся в том числе и по вопросам рынка рекламы. Насколько мне известно, открытие этой радиостанции изначально не преследует какие-то коммерческие цели. Марат Растамович просто хочет дать пищу тем, кто ностальгирует по прошлому нашей эстрады — донести до слушателей те песни, тот музыкальный материал, который сегодня на коммерческих радиостанциях уже не выходит. Хотя, конечно, радиостанция должна быть самоокупаемой, иначе у нее нет будущего. Ибляминов — человек грамотный, он наверняка все это просчитал. Поэтому я уверен, что радиостанция как минимум будет самоокупаемой.

Портрет наших рекламодателей существенно не отличается от общей картины радийного рекламного рынка. Есть фирмы, которые можно эффективно рекламировать на радиостанциях, а какие-то фирмы, к сожалению, не обладают эффективностью в радиорекламе. Какие-то вещи нужно обязательно показать, как они работают, или через ощущения передать свойства этих товаров, что не удастся сделать через радио.

Основной потребитель нашей рекламы — это недвижимость, автосалоны, банки, услуги здравоохранения, хотя из-за последних изменений закона о рекламе, конечно же, есть некий дискомфорт в рекламе медицинских учреждений, услуг и препаратов.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные сети» (радио «Курай»):

— Радиостанция с таким форматом может занять небольшую долю рынка, так как это непроверенный, экспериментальный формат. Это, скорее, даже подвижнический проект, который призван менять, формировать сознание людей, повышать интеллектуальные способности.

Думаю, что такой формат радиостанции будет не очень привлекателен для рекламодателей. У нас ведь «пипл» больше предпочитает «хавать», чем думать, работать головой. Так что если спрос на эту радиостанцию у рекламодателей и будет, то небольшой, так как они ориентируются в первую очередь на большие аудитории.

Инвестиции в открытие радиостанции могут составить около 10 - 15 миллионов рублей, и плюс еще ее содержание — около 10 тысяч долларов в месяц. Таким образом, чтобы выйти на окупаемость, ежемесячно радиостанция должна зарабатывать не менее 350 тысяч рублей, чтобы поддерживать работу, чтобы готовить передачи, содержать офис, оплачивать ретрансляцию, антенну и другие расходы.

Срок окупаемости может составить пять-семь лет, но это для запущенной радиостанции массового формата. Для экспериментальной радиостанции срок окупаемости может и затянуться. Все будет зависеть от того, насколько у учредителя хватит денег, потребуется ли рефинансирование проекта. Обычно радиостанции такого формат требуют бюджетной или общественной поддержки, или его должны поддерживать какие-то фонды.

Я думаю, учредитель изначально не рассчитывает на какие-то доходы от «Тэртипа» и готов его содержать с помощью других ресурсов. Возможно, это некая площадка для привлечения внимания. Так как частоты получают на конкурсной основе, то я не исключаю смены концепции радиостанции после того, как деньги закончатся, сделают ее более привычной для большинства слушателей.