НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ С ПОДНЕБЕСНОЙ

Сегодня утром Рустам Минниханов вместе с делегацией РТ прибыли в Гонконг (после Урумчи и Пекина это третий пункт поездки президента РТ по КНР), где уже состоялась встреча с председателем совета директоров компании Meridian Capital Марком Хольцманом. Как сообщает пресс-служба президента РТ, стороны обсудили вопросы сотрудничества в сельском хозяйстве и в переработке, биотехнологии, государственно-частное партнерство в сфере медицины, а также взаимодействие в сфере девелопмента. Meridian Capital реализует крупные проекты в сфере девелопмента в Москве, Санкт-Петербурге, в Казахстане. Ранее Минниханов уже встречался с Хольцманом в январе 2013 года на экономическом форуме в Давосе и в апреле 2013 года в Казани.

После гости из Татарстана побывали в научно-технологическом парке Гонконга, который располагается на 22 га земли и предоставляет инфраструктуру для бизнеса, включает в себя 330 тыс. кв. м под научно-исследовательские помещения. На территории парка находится 26 высокотехнологичных зданий. Третью фазу строительства планируется завершить в 2016 году.

«Визит в Китай проходит очень активно, особенно успешно он прошел в городском округе Урумчи, где мы вместе с президентом Татарстана посетили сразу несколько предприятий. Создано несколько рабочих групп по «наведению мостов» между нашими и китайскими предприятиями», — рассказал по телефону из Китая газете «БИЗНЕС Online» Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ.

В Гонконг делегация РТ прибыла из Пекина, где накануне прошла презентация Татарстана. Минниханов отметил, что сотрудничество с китайскими партнерами имеет большой потенциал и что опыт такой инновационной площадки, каким является Китай, следует реализовать и у нас. Отметим, президент Татарстана в данном случае говорил от имени России, поскольку татарстанская делегация выступила своего рода авангардом в дальнейшем развитии межгосударственных экономических отношений. Сам визит Минниханова в Китай предваряет аналогичную поездку в эту страну президента РФ Владимира Путина.

Минниханов также заявил, что интерес китайского и российского бизнеса взаимный, продвижение продукции на рынки внешних партнеров видится президенту Татарстана двусторонним. В качестве наиболее актуальных отраслей сотрудничества он выделил банковское дело, строительство, производство сжиженного природного газа.

Детализировал сотрудничество министр промышленности РТ Равиль Зарипов, заявив, что Татарстан заинтересован в поставках из Китая двигателей, мостов и коробок передач для тяжелых грузовых автомобилей «КАМАЗ». «В КНР уже закупаются комплектующие для сборки двигателей и тормозных систем «КАМАЗа», руководство этой компании также рассматривает возможности сборки ряда моделей в КНР», — цитирует министра ИТАР-ТАСС.

Кроме того, Татарстан и Китай могли бы и дальше успешно развивать авиа- и вертолетостроение, поскольку республика уже поставила в Поднебесную 180 вертолетов средней грузоподъемности. «Кроме серийных Ми-8 и Ми-17 мы осваиваем производство тяжелых вертолетов Ми-38 и легких многоцелевых вертолетов «Ансат». Также рассматриваются варианты сотрудничества в области авиастроения, поставки в Китай самолетов марки «Туполев», — отметил он.

Еще одна сфера сотрудничества — в сфере высокоскоростных железных дорог. «Сейчас ведется обсуждение строительства участка высокоскоростной железной дороги Москва — Казань. Протяженность маршрута составит 770 километров, а максимальная скорость свыше 300 километров в час. Это многомиллиардный заказ, и интерес у инвесторов здесь, безусловно, присутствует», — сказал Зарипов. Отметим, что казанский участок ВСМ будет реализован только при наличии частных инвесторов, которых делегация РТ ищет в том числе и в Китае.

Напомним, основная делегация из Татарстана прибыла в Китай в понедельник вечером, в нее помимо Минниханова вошли чиновники минпромторга РТ, минэкономики, АИР, ТПП, ряд представителей предприятий, в том числе, например, представители КАМАЗа. Среди участников поездки министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, помощник президента Татарстана по международным вопросам Радик Гиматдинов, шеф АИР Линар Якупов, председатель совета директоров ТАИФа Рустем Сультеев, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»
Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»

МИГРАНТОВ С ТЮКАМИ НЕ БУДЕТ

Как известно, в последнее время татарстано-китайские деловые отношений стали реализовывать Набережные Челны, где, правда, по этому поводу разгорелось сразу два скандала. В начале марта стало известно о заходе в челнинский индустриальный парк «Мастер» китайского производителя холодильников Haier. Новость была воспринята руководством зеленодольского завода «ПОЗиС» едва ли не как диверсия, направленная на уничтожение местного производства. Но до неприличных температур тема «китайцев в автограде» разогрелась спустя неделю: известие о скором открытии в городе торгово-ярмарочного комплекса «Шелковый путь», информация о котором просочилась в прессу, можно сказать, случайно с формулировкой «китайский рынок», поставило авторов проекта в открытую конфронтацию с челнинской администрацией. Армия китайских мигрантов с тюками контрафактного ширпотреба никак не устраивала челнинские власти.

Засекреченность проекта вышла боком авторам — об истинных масштабах проекта «китайского рынка» стало известно уже на фоне жесткого противостояния с муниципалитетом. Выяснилось, что проект «Шелковый путь», как и Haier в КИП «Мастер» движется в общероссийском тренде и параллельно развитию татарстано-китайских отношений, а цель этого движения — как раз уход от хаотических «китайских рынков» к формату контролируемых торгово-ярмарочных комплексов.

— Для китайских коллег «Шелковый путь» — это пилотный проект, они очень одобряют то, что происходит, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор УК «Шелковый путь» Антон Сайфутдинов.Торговля — это философия жизни китайцев, и они очень сильно хотят направить в цивилизованное русло частных предпринимателей. Кто не играет по этим правилам — тот за бортом. В рамках этой цели мы и действуем.

По словам Сайфутдинова, инжиниринг и идеологическую часть проекта «Шелковый путь» готовит московский парк «Гринвуд». В нем базируется союз китайских предпринимателей в России, который возглавляет госпожа Цай Гуйжу — она участвовала и в подготовке нынешнего визита президента Минниханова. Создатели проекта «Шелковый путь», по словам Сайфутдинова, двигались параллельно общему тренду до тех пор, пока не передали инициативу «Гринвуду». Главным куратором проекта с китайской стороны сегодня является коммерческий директор парка «Гринвуд» госпожа Яна Фу. В начале мая планируется пресс-конференция с ней в Набережных Челнах.

МИГРАЦИОННЫЕ КВОТЫ ПОНАДОБЯТСЯ ЛИШЬ ПЕРСОНАЛУ РЕСТОРАНОВ И МЕДЦЕНТРА

Что касается запуска «Шелкового пути» в автограде и тревог по поводу китайской миграционной экспансии, то Сайфутдинов спешит успокоить: «С нами будут работать уже состоявшиеся в России предприниматели из Китая. У большинства из них есть виды на жительство, у кого-то годовая виза с разрешением на работу, по несколько бизнес-точек в России. Наша задача — стать проводником между нашими предпринимателями, которые рассчитывают на новые технологии, товарные кредиты, и китайской стороной, которая ищет местных партнеров».

Сейчас китайские коллеги приезжают в Челны заключать договоры, нанимать работников и уезжают снова. Никакого массового заезда мигрантов не ожидается, предприниматели и так живут в России: в Казани, Уфе, Екатеринбурге и других городах. Квоты на оформление новых мигрантов будут выделятся на этапе второй линии «Шелкового пути» — китайские специалисты приедут работать в ресторанном комплексе и медицинском центре. Кстати, работать в «Шелковом пути» будут не только китайцы и татарстанские предприниматели, но и вьетнамские коллеги. Официальное открытие первого корпуса, по словам Сайфутдинова, перенесено с апреля на рабочую паузу между майскими праздниками из-за коррупционных скандалов в администрации города, в ходе которых на несколько дней был задержан следственным комитетом и Алексей Миронов — гендиректор ГК «ЕвроГрупп», которая является генподрядчиком строительства «Шелкового пути». Кроме того, активизация отношений с Китаем и сегодняшний визит президента в Пекин сподвигли авторов проекта на обновление презентации.

АВТОР «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» ГОТОВИТ ЗАКОНОПРОЕКТ СОВМЕСТНО С ФМС

Кстати, интересно, что на федеральном уровне сейчас идет подготовка закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ», в рабочую группу по разработке которого вошел и Сайфутдинов. По его словам, правительство поставило цель примерно к 25 мая вынести законопроект на первое чтение в Госдуме.

— В России много иностранцев, которые уже социально адаптированы, но остаются нюансы и преграды для их комфортного проживания. Правительство России против того, чтобы у иностранных граждан в нашей стране отнимали паспорта и превращали их в рабов — встречается просто хамское отношение. Их нужно обучать русскому языку, культурным и правовым нормам.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что количество иностранных посетителей России увеличивается год от года. В 2013 году их число превысило 1,7 млн. человек. Российская экономика нуждается в иностранных работниках, но миграция провоцирует национальные конфликты. Не желая возвращаться, мигранты переходят в разряд нелегалов, рискуют стать жертвами работорговли и сами идут на преступления.

Выход из положения Россия видит в обучении мигрантов языку и культуре принимающей стороны. На данный момент в стране действуют 298 общественных и коммерческих курсов по подготовке мигрантов к экзамену по русскому языку и правовым нормам, и теперь к ним присоединяется государство.

В черновом проекте закона под «адаптацией и интеграцией» понимается освоение мигрантами навыков и знаний в области русского языка, истории и культуры России, основ законодательства РФ в объеме, необходимом для временного пребывания. Согласно законопроекту, федеральная миграционная служба должна будет заключать контракты между иностранными гражданами и созданными для этих целей центрами социальной адаптации и интеграции — именно такой центр, по словам Сайфутдинова, создается в Челнах в рамках «Шелкового пути». Гости, выполнившие условия контракта, иначе говоря, выучившие в определенных объемах язык, нормы культуры и права России, получают разрешение на временное проживание независимо от квоты. Одновременно с этим в законопроекте оговаривается недопущение формирования этнических анклавов.

Создание инфраструктуры центров адаптации в законопроекте остается за муниципалитетами, в том числе на основе государственно-частного партнерства, да и контракт иностранец должен заключить как с ФМС, так и с органом местного самоуправления. Также в проекте сказано, что проживать и учиться в центрах приезжие будут за свой счет или за счет работодателя. Однако инфраструктура и весь комплекс мероприятий потребуют финансирования из бюджетов всех уровней. Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года.