Финская система обращения с отходами во многом является эталонной, на ее наработки сегодня ориентируются во всем мире. Депутат Госсовета РТ, предприниматель и блогер Николай Атласов побывал на осенней серии вебинаров, где о разных аспектах работы экосистемы рассказывали сами ее представители из страны Суоми. В наступившем году автор продолжает знакомить читателей «БИЗНЕС Online» с передовым опытом переработки и утилизации мусора.
Николай Атласов: «Одной из важных тем на серии вебинаров «Финская система обращения с отходами» было знакомство с функционированием государственной модели в масштабе отдельных регионов этой страны»
В РЕГИОНЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ МУЗЕЙ ЛЕНИНА, СОЗДАЛИ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С МУСОРОМ
Одной из важных тем на серии вебинаров «Финская система обращения с отходами» было знакомство с функционированием государственной модели в масштабе отдельных регионов этой страны. Своим опытом в данной части поделился управляющий директор компании – регионального оператора региона Пирканмаа Харри Каллио.
Пирканмаа — это один из 19 регионов Финляндии, занимающий 9-е место в стране по размеру территории (12 585 кв. км) и второе место по численности населения (506 тыс. человек). Главный город региона Пирканмаа — Тампере, известен в России тем, что в свое время здесь когда-то бывал Ленин и сейчас в Тампере функционирует его музей — единственный за пределами нашей страны. Созданная в регионе Пирканмаа модель обращения и управления отходами признана образцовой на уровне Евросоюза и рассматривается как одна из типовых моделей с целью тиражирования в других странах ЕС. Также стоит отметить, что эта модель была презентована экономической комиссии ООН.
В компании – региональном операторе региона Пирканмаа работают 90 сотрудников, а ее годовой оборот составляет 45 млн евро (около 4 млрд рублей). Особо отметим, что это не частная бизнес-структура наподобие региональных операторов у нас в России, для которых главная цель — максимизация прибыли. Компания – региональный оператор региона Пирканмаа принадлежит 17 муниципалитетам данного региона. По сути, эта компания выступает в роли агента государства и муниципалитетов, обеспечивая эффективность системы обращения с отходами на своей территории в соответствии с приоритетной задачей — переходом к цикличной экономике. Именно поэтому для регоператора региона Пирканмаа прибыль не является целью, главное — обеспечить разумный уровень рентабельности, позволяющий решать основную задачу.
С учетом этого регоператор региона Пирканмаа считает, что услуга по вывозу и дальнейшему обращению с отходами является услугой первой необходимости. Она должна обеспечиваться при любых обстоятельствах на всей территории ответственности компании, во всех населенных пунктах, в том числе удаленных и малонаселенных, на равных условиях для всех жителей. Здесь не возникает ситуаций, как, к примеру, у нас, когда жители отдаленных деревень не получают услугу по вывозу отходов, хотя платежки к ним могут приходить исправно.
«Компании, занимающейся переработкой отходов, создаются максимально благоприятные условия, чтобы сделать ее деятельность более выгодной, чем, к примеру, захоронение или мусоросжигание»
ВЫГОДНО НЕ ЖЕЧЬ И НЕ ХОРОНИТЬ: ПЕРЕРАБОТЧИКУ ОТХОДОВ СОЗДАЮТСЯ МАКСИМАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ
Управляющий директор компании Каллио считает, что компания-регоператор, выступающая не в интересах частного бизнеса, а как агент государства и муниципалитетов, должна контролировать все этапы обращения с отходами. Это также предполагает обеспечение устойчивого взаимодействия с жителями, создание экономичной логистики, устранение всех препятствий, мешающих эффективной переработке отходов, подключение частного бизнеса в качестве подрядных организаций на те или иные направления (транспортировка, переработка отходов), содействие безопасной инвестиционной среде, активное участие в создании платформ, обеспечивающих переход к цикличной экономике. Это не бизнес в классическом понимании, в котором все процессы выстраиваются под задачу обеспечения прибыли, а бизнес с высокими социальными и экологическими приоритетами. При таком подходе главными бенефициарами являются регион, муниципалитеты и население.
В чем преимущество такой модели для частного бизнеса, который работает на подряде? Каллио считает, что, поскольку регоператор не работает на прибыль, у него есть возможность подключать бизнес на максимально благоприятных для него условиях. Иначе говоря, компании, занимающейся переработкой отходов, создаются максимально благоприятные условия (например через тарифную политику), чтобы сделать ее деятельность более выгодной, чем, к примеру, захоронение или мусоросжигание. Потому что приоритетом является переработка отходов. Именно такой механизм позволяет реализовывать программу перехода к цикличной экономике.
Данный подход разительно отличается от российского, где главным игроком на рынке являются частные компании в лице региональных операторов. Для них главная задача — прибыль, и под эту цель выстраиваются все бизнес-процессы. Очевидно, что в данном случае частные интересы регоператоров, бизнес которых завязан на полигонное захоронение, никогда не дорастут до уровня понимания интересов и требований цикличной экономики. Потому что такое понимание требует иной модели ведения бизнеса.
«Говоря о системе обращения с отходами в регионе Пирканмаа, следует отметить одну важную особенность местной модели. Она опирается на четкое понимание, что чем раньше начнется разделение отходов по фракциям, тем больший их объем будет вовлечен в переработку»
ИЗ ДВУХ ЗОЛ НАИМЕНЬШЕЕ — СОВСЕМ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МСЗ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
Есть еще одна важная проблема, которая, на мой взгляд, отличает Россию от Финляндии. Региональный оператор региона Пирканмаа, не являясь частной бизнес-структурой, проводит тендеры для привлечения частного бизнеса (например на оказание услуг транспортировки — здесь у компании работают 24 подрядчика), руководствуясь жесткими требованиями в рамках задач перехода к цикличной экономике. В то же время, когда речь идет о тендерах, которые проводят российские частные компании–регоператоры, здесь превалируют иные интересы.
Каллио отмечает, что на данный момент существующие технологии рециклинга (вовлечения отходов во вторичный оборот) и утилизации не позволяют избавиться от так называемых хвостов — отходов, которые невозможно переработать. Обычно такие «хвосты» принято закапывать на полигонах. Но, поскольку в Финляндии, как и в целом в Евросоюзе, приоритетной задачей является избавление от полигонного захоронения, здесь вынуждены были развивать мусоросжигание, которое рассматривается как наименьшее зло (МСЗ вырабатывают энергию). Каллио поясняет, что выбор Финляндии в пользу МСЗ был во многом обусловлен задачей как можно более быстрого сокращения масштабов полигонного захоронения. Однако параллельно с этим активно идет процесс стимулирования рециклинга и иных форм переработки с целью постепенного снижения доли неперерабатываемых отходов. И здесь важная роль отводится грамотной организации раздельного сбора отходов и логистики.
Говоря о системе обращения с отходами в регионе Пирканмаа, следует отметить одну важную особенность местной модели. Она опирается на четкое понимание, что чем раньше начнется разделение отходов по фракциям, тем больший их объем будет вовлечен в переработку. Именно поэтому в регионе Пирканмаа в домохозяйствах и учреждениях разделяют отходы на пять основных перерабатываемых фракций — бумагу, металл, стекло, картон и пластик, которые затем направляются на дополнительную сортировку и переработку. Отдельно собирают биологические (пищевые) отходы, которые направляются на сжигание (выработка энергии) или перерабатываются в удобрения. Биологические отходы ни в коем случае не должны смешиваться с вышеуказанными фракциями, т. к. это исключает возможность их дальнейшей переработки. Впрочем, для особо ленивых существует отдельный бак для смешанных отходов, которые затем также направляются на сжигание. Но в этом случае тариф на услугу вывоза будет очень высоким. Отдельно собираются батарейки и аккумуляторы, а также бытовая техника, которые утилизируются в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). И особое направление — это работа с опасными отходами, в том числе бытовыми, которые запрещено смешивать с прочими видами отходов. Что касается полигонов, то в регионе Пирканмаа они практически закрыты и сейчас выполняются работы по их рекультивации, в том числе обеззараживанию. В частности, осуществляются крупные инвестиции по размещению установок по сбору свалочного газа.
Модель обращения с отходами, которая реализована в регионе Пирканмаа, позволила сделать расходы для потребителей самыми низкими. Если пересчитать сумму затрат на услугу по вывозу отходов из расчета на квадратный метр жилья, то окажется, что в городе Хамина, где самые дорогие в стране тарифы, они составят 0,27 евро, в то время как в населенных пунктах региона Пирканмаа — 0,11–0,12 евро. В Тампере в общей структуре расходов на жилье доля расходов на услугу по вывозу мусора составляет только 4%, в то время как налог на недвижимость (земельный участок и здание) — 23%, центральное отопление — 45%, воду и сточные воды — 22%, электроэнергию — 6%.
Депутат Государственного Совета РТ
Николай Атласов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.