«БИЗНЕС Online» продолжает серию публикаций, в которых предприниматели рассказывают о своем деловом и жизненном пути. Беседует с ними популярный блогер, руководитель «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. Сегодня гость проекта — Артем Захаров. Кто такие продавцы франшиз? Люди, которые красиво «упаковывают» любой бизнес только для того, чтобы его выгодно продать? Или специалисты, помогающие предпринимателям прокладывать понятные маршруты в мире бизнеса? Свою точку зрения на этот счет высказывает владелец компании «Франчайзинг 5» Артем Захаров.
В 7 ЛЕТ ОН ЗАРАБОТАЛ ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ. «БАРЫГОЙ» СТАНЕШЬ — ПУГАЛА ЕГО БАБУШКА
— Привет, Артем! Мы с тобой давно знакомы, но для наших читателей: сколько тебе лет, как рано и с чего начинал свою деятельность?
— Мне 32 года, и так получилось, что зарабатыванием денег я занимаюсь последние 15 лет, с момента поступления в вуз. Хотя опыт предпринимательства в сфере услуг приобрел уже с 7 лет.
— Шутишь?
— Нет, вполне серьезно. Я тогда все лето провел на даче с бабушкой и дедушкой. А там, при въезде в садоводческое общество, были большие железные ворота. Мы с соседскими мальчишками занимались тем, что открывали эти ворота приехавшим дачникам, пропускали их, потом опять закрывали. Люди нам за это кидали какую-то мелочь. Вечером общую выручку поровну делили.
Помню, бабушка, когда увидела у меня деньги и узнала, откуда они, стала трепать меня за шкирку за «недостойное занятие», пугала, что я стану «барыгой», когда вырасту.
— Ну вот ты вырос, поступил в вуз. И ты ведь, насколько я знаю, учился и работал одновременно. Как это удавалось?
— Неважно, если честно. Как только увидел себя в списках поступивших, так сразу и пошел работать. За несколько месяцев получилось произвести хорошее впечатление на работодателя, и мне разрешили работать полдня. Но и в таком режиме было непросто совмещать. На последних курсах я приходил в вуз за две недели до сессии, узнавал названия предметов и как зовут преподавателей. Так вот и выкручивался.
Недавно на встрече одногруппников слышал о себе реплики, мол, надо было учиться так же, как и я — приходить только на сессию. Но подводная часть айсберга — это то, что приходилось (и до сих пор иногда приходится) работать по 14 часов в сутки.
— Была необходимость так надрываться? Учился бы, как все…
— Сначала я просто хотел добиться успеха. Но скоро из жизни ушел отец, и мне, как старшему мужчине, пришлось взять на себя ответственность за семью.
— Знаю, что у тебя особое отношение к выбору окружения, кругу общения. По каким принципам ты это делаешь?
— Поначалу так сложилось, что дружил и общался с людьми старше и опытнее себя. А затем выстроилась и стратегия по формуле: «Если ты самый умный среди всех в комнате, значит, ты находишься не в той комнате». Мне важно, чтобы было чему поучиться у людей, с кого брать пример.
Как только я начал целенаправленно формировать свое окружение, оно изменилось на 90 процентов. По-моему, чтобы привлекать к себе успешных людей, нужно становиться полезным, интересным, а лучше — необходимым таким людям. Если быть профессионалом в актуальной сфере бизнеса, то нужное окружение появится само собой.
— Интересно. Но у тебя ведь есть какой-то узкий круг друзей или коллег?
— Есть такое небольшое сообщество из пяти предпринимателей с большими целями и амбициями. Когда-то мы заключили между собой ряд соглашений. Первое — это «пакт о ненападении». То есть мы не конкурируем в деловых нишах и не переманиваем сотрудников друг у друга. Во-вторых, у нас есть договоренность о взаимопомощи в сложные времена, если таковые вдруг наступят. Бизнес — штука непредсказуемая, и такая страховка придает уверенности в решениях и действиях. И самый важный момент, который нас объединяет, — это общие ценности.
ХУДЕЕТ НЕ ТОТ, У КОГО АБОНЕМЕНТ, А ТОТ, КТО КРУТИТ ПЕДАЛИ
— Теперь давай поговорим о твоем бизнесе на франшизах. Тут у тебя полный офис народа. И чем все занимаются?
— Упаковываем и продаем франшизы. С тех пор как создали этот бизнес, мы разработали около тысячи проектов и продали примерно три тысячи франшиз.
— Среднестатистический клиент компании «Франчайзинг 5» — кто он?
— Это предприниматель с готовым функционирующим бизнесом. Мы проводим экспертную аналитику этой компании, оцениваем уровень готовности бизнеса к масштабированию и предлагаем новые, более высокие уровни прибыли посредством упаковки и продажи франшизы.
Для этого проводится кардинальная переделка бизнеса, вплоть до смены рабочей команды. Разрабатываются инструменты для создания франшизы и управления будущей сетью. Проводятся подготовка и обучение персонала по продажам франшизы, работе с партнерами, по подбору персонала. Прорабатываются все острые вопросы. Нередко мы берем на себя часть работы. Например, по выстраиванию процесса продаж. После нашей работы белых пятен на «холсте» франчайзинга не остается.
— На словах все великолепно. Но дают ли подобные «нарисованные» перспективы реальный результат?
— Скепсис понятен и оправдан. Ведь мы не предлагаем «волшебную таблетку» и результат возможен только при условии готовности предпринимателя действовать, работать, расти вместе с бизнесом. Мы даем методику. Допустим, купил ты абонемент и пришел в спортзал с целью похудеть. Но ведь купленный абонемент вес тебе не скинет. Педали-то все равно самому нужно крутить. Если не крутишь педали, спортзал тебе похудение не гарантирует.
— Следят ли твои менеджеры за судьбой проданных франшиз? Ведь вы же должны быть заинтересованы в эффективности своего продукта.
— Не просто следим. А делаем все, чтобы повысить их успешность. Всегда поможем разобраться в проблеме, найти выход из нее. Наш клиент должен быть довольным и успешным. Тогда это и наш успех.
Если же говорить о клиентах, которые работают по франшизе, которую у нас упаковали наши партнеры, раньше у нас не было возможности их сопровождать. Но мы понимали, насколько это важно, и организовали обучающие курсы, основанные только на нашем практическом опыте. Кроме того, мы ежемесячно проводим конференции, на которые приезжают от 80 до 120 продавцов франшиз со всей России и обсуждают проблемы бизнеса, делятся информацией, наработками. Это помогает чувствовать и состояние рынка, и настроение потенциальных клиентов, до мелочей знать условия, в которых реализуется продукт.
— А случалось, что продукт «не пошел» у клиента и возникал конфликт?
— Стараемся делать так, чтобы предприниматель не питал иллюзий, будто, купив франшизу, он приобрел готовый, самостоятельно работающий бизнес. Мы даем ему опробованный на практике, эффективный инструмент, обучаем работе с ним. Кто настроен зарабатывать, будет зарабатывать, это мы на сто процентов гарантируем.
— Сколько в среднем стоит упаковка франшизы?
— Примерно 750–800 тысяч рублей. Но не надо их записывать в затраты. Это деньги, которые быстро начинают приносить прибыль. Скорее это лучше назвать инвестицией.
— Успешному бизнесу завидуют. А были случаи, когда из компании уходил человек и открывал такое же дело на стороне?
— Всегда будут люди, которых соблазняет быстрый и легкий заработок. Да, имелись такие и у нас. Но у них была одна задача — срубить бабла по-быстрому. Они продавали этот продукт дешевле, чем у нас. И после продажи оставляли клиента наедине с его проблемами. Эти люди не видели бизнес в целом, не понимали, в чем главная причина успешности. А она — в годами выстроенной системе, которая по-настоящему включается в работу именно после продажи. 30–40 человек максимально вкладываются в процесс с одной целью: чтобы проданный продукт заработал с хорошей отдачей и без сбоев.
Клиенты, которые купились на низкую цену фрилансера, потом вынуждены были переплачивать, чтобы довести бизнес до ума. Так что крысятничать на нашем бизнесе — затея неперспективная.
— Если выстраивать продажи франшизы через твою компанию, как распределяются доходы?
— Наша доля — 60 процентов. Но! Мы берем на себя всю затратную часть: маркетинг, подбор и обучение команды. С учетом этих расходов цифра не такая пугающая, как может показаться. И вообще, вот это соотношение долей не дает верного понимания сути и результата бизнеса.
Сравним разницу в доходах предпринимателя. Например, человек зарабатывает на своем деле 200–300 тысяч рублей. А через несколько месяцев после запуска франшизы выходит на уровень прибыли в миллион (это реальный пример). 60 процентов при таком раскладе — много или мало?
— За такой интенсивный рост, может, и немного. Но ты же сам говорил, что гарантий спортзал не дает?
— Да, здесь вопрос в осознании и желании этого качественного скачка… Была у меня в жизни (давно уже) очень символичная история. Как-то, разбил я свою «десятку», и пришлось зиму проездить на «Оке». Окна запотевали, а потом замерзали. Я останавливался, соскребал лед, чтобы видеть дорогу. Намучался… К весне скопил денег, купил KIA Spectra — просторную машину с «автоматом». Сейчас, меняя один дорогой автомобиль на другой, я не испытываю того восторга, который ощутил, когда сел за руль KIA Spectra, — нет такой огромной разницы в комфорте и качестве. Многие предприниматели так и остаются на небольшом уровне дохода от бизнеса, так как внутренне не готовы к трансформации.
МАСШТАБ БИЗНЕСА ВДОХНОВЛЯЕТ ЕГО РОСТ
— Мы можем поговорить об экономике твоей компании? Насколько маржинален этот бизнес?
— Саму упаковку франшиз нельзя назвать высокодоходным бизнесом. При качественном подходе, таком, как у нас, прибыль может составлять 20–25 процентов. Намного доходнее продавать франшизы.
— Кстати, сколько франшиз в месяц продается?
— Сейчас средние цифры — 45–50, но этот показатель постоянно растет.
— То есть продажники стараются? Много их у тебя?
— Около 50.
— И все загружены?
— Да. Больше того, бывает, по 6 дней в неделю работают. «Кровь» любого бизнеса — деньги. Отдел продаж — сердце бизнеса, которое качает эту «кровь». Поэтому, перед тем как зачислить в штат, с каждым продавцом я беседую лично.
— У тебя, выходит, нет кадрового голода…
— Нет. Потому что у нас достойная оплата достойной работы. Мы постоянно обновляем программы мотивации сотрудников. Прямо в отделе продаж припаркован мотоцикл, который по итогам трех месяцев достанется лучшему продавцу нового продукта — «Описание бизнес-процессов». Одна из наших постоянных мотиваций — путевка в любую страну при выполнении определенных показателей. Раз в два месяца кто-нибудь да улетает на отдых.
— Смысл бизнеса — только в росте прибыли. Или же для полного кайфа нужно что-то еще?
— Да. Для меня очень важен масштаб бизнеса. Чтобы он распространялся по всей России и за ее пределами. Нашей компании совсем немного лет, но на наши франчайзинговые конференции съезжаются сотни людей, которые тоже жаждут масштаба и роста. Они все мои единомышленники. И это то, без чего самая большая прибыль не приносила бы чувства счастья и удовлетворения.
— Если честно, мои сомнения по поводу основательности бизнеса, которым ты занят, остались. Но понятно, что ты профессионал, грамотный бизнесмен и у тебя есть реальные результаты, за что тебе стоит пожать руку.
— А для меня этот день стал особенным уже потому, что услышал комплименты от такого успешного человека, как ты. Спасибо!
— Успехов тебе!
Если у вас есть вопросы к Артему Захарову, вы можете задавать их здесь.
Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес Артема Захарова здесь.
Instagram Руслана Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ООО «Франчайзинг 5»
ИП Захаров А.Ю.
Количество сотрудников: 80 человек.
Год основания: 2011.
Направление деятельности: упаковка и продажа франшиз.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.