ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ КОМИССИИ РОСТРАНСНАДЗОРА ПОНАДОБИЛОСЬ
ЧУТЬ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА

В минувший понедельник в ходе процесса по делу о гибели «Булгарии» суд изучил материалы так называемого «аварийного дела», которое стало результатом ведомственного расследования комиссии Ространснадзора и прошло летом 2011 года. Адвокат Роберт Халиуллин рассказал о выводах комиссии Ространснадзора, которая установила: с 8 июля 2011 года на судне не работал левый главный дизель-генератор ввиду неисправности левого дизеля. Тот в свою очередь вышел из строя из-за нарушения правил эксплуатации со стороны экипажа. Комиссия также установила наличие четырех пробоин в корпусе судна по правому борту общей площадью 44 кв. сантиметра.

Судя по материалам этого «аварийного дела», авария судна произошла в результате «существенного снижения его остойчивости в штормовых условиях, в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению большого крена судна на правый борт и к последующему скоротечному затоплению судна через отверстия сходных люков в главной палубе. Произошедшая авария стала возможна в связи с наличием начального крена судна в 4 градуса на правый борт и открытых иллюминаторов ниже главной палубы, что в условиях шквалистого ветра и выполнения поворота судна влево привело к возникновению кратковременного крена около 12 градусов на правый борт и началу заливания отсеков ниже главной палубы».

ЭКСПЕРТЫ ЛОГИНОВА СПИСАЛИ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

Адвокат обратил внимание суда на то, что выводы этой комиссии частично совпадают с заключением комиссии под председательством Владимира Логинова, что, добавим от себя, не исключает ситуации, что их просто списали, как школьники списывают домашнее задание.

Комиссия Ространснадзора назвала также четырех лиц, причастных к аварии.

— Это судовладелец и генеральный директор Светлана Инякина, капитан Александр Островский, старший помощник капитана Рамиль Хаметов и старший механик Константин Пузанков, — прочитал адвокат Халиуллин.

Как мы видим, из этой четверки под реальное обвинение попали только двое — Хаметов и Инякина, а Пузанков его счастливо избежал.

Пользуясь случаем, Халиуллин еще раз напомнил слова недавно выступавшего в суде специалиста Андрея Краморенко о том, что, будь иллюминаторы закрыты, судну бы ничего не угрожало.

Чуть позже адвокат процитировал и основные причины аварии: «невыполнение судовладельцами и капитаном судна требований нормативных документов по обеспечению безопасности плавания, неготовность судна к плаванию в условиях шторма, недисциплинированность и низкая квалификация экипажа, плохие погодные условия».

ЗАЩИТНИКУ СОВЕТУЮТ «НЕ ТЫКАТЬ ПАЛЬЦЕМ В ГОСОБВИНЕНИЕ»

Чуть позже старпом Хаметов на этом судебном заседании расскажет о том, как для выравнивания крена по распоряжению капитана механики по ночам сливали фекальные воды прямо в Волгу. В общем, квалификация капитана, отдававшего такие приказы, как и экипажа корабля, их исполняющего, были те еще...

Чуть позже Халиуллин вновь вернулся к выводам комиссии Логинова, и опять были обнародованы несостыковки в ее работе — единственный эксперт по судовождению Цветков умер, не подписав выводы комиссии, кто за что в комиссии отвечал, непонятно, вместо эксперта Сафронова в документах вдруг появился эксперт Николай Солодов, который в заключении экспертизы уже не упоминается...

Последнее замечание заставило и адвоката Гурами Горгиладзе громко возмутиться: «Кто это такой, Солодов?!»

Адвокат в этот момент поднял указательный палец вверх, на что тут же отреагировал судья:

— Не тычьте пальцем в гособвинение, у нас гособвинитель эту экспертизу не назначал!

— Я просто палец поднимаю, — заметил опешивший Горгиладзе.

А судья добавил:

— Гособвинение, так же как и вы, прежде всего заинтересовано в точном и неукоснительном соблюдении процессуального закона.