11.jpg

«КАК БЫЛО ПРИ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ»

«Мы сегодня не с пустыми руками приехали», — начал беседу генеральный директор ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов. «Мы» — это потому, что вместе с ним в редакцию «БИЗНЕС Online» пришли первый заместитель гендиректра КРЭТ Игорь Насенков и зам по стратегическому планированию Андрей Тюлин. Выяснилось, что для ОАО «Радиоприбор» они привезли контракт на 7,5 млрд. рублей, а для ОАО «КОМЗ» — на 1,5 млрд. (в дополнение к заключенному недавно контракту). Всего же в РТ действуют 6 из 97 предприятий КРЭТ, еще с тремя концерн плотно сотрудничает.

«В 2013 году наш концерн стал единственным, кто на 100 процентов выполнил гособоронзаказ и по «железу», и по опытно-конструкторским работам, и по экспорту», — отметил Колесов. Он с гордостью заявил, что финальное уведомление о поставке он получил не как часто случается — впритык к Новому году, а «как было при Советском Союзе», — 25 ноября в 23:45.

Отметив, что выручка концерна в 2013 году составила 91 млрд. рублей, Колесов напомнил о недавних не столь благополучных временах (тем более что для воспоминаний есть повод — 9 февраля концерну исполнится 5 лет): «Главная задача была — обуздать беспредел, касающийся имущества. Потому что его просто по разным углам растаскивали! Это первая задача, которую поставили перед нами «Ростехнологии» (КРЭТ входит в эту госкорпорациюприм. авт.), — навести порядок, сделать ревизию, наладить учет, наладить жесткие правила, чтобы к имуществу государства никто не подошел ни слева, ни справа, на сзади, ни спереди. И мы на страже сейчас стоим, можно сказать, как церберы».

ЧЕГО НАДО ОПАСАТЬСЯ В ЗАПАДНОЙ ТЕХНИКЕ

Немало читательских вопросов касалось такой животрепещущей темы, как отставание России в области радиоэлектроники. Тезисно это звучало примерно так: «Страна 25 лет разваливалась, наука умерла, Запад нас обогнал на много лет, и нам его уже не догнать».

Колесов категорически не согласился с такой постановкой вопроса: «Кто вам это сказал?! Откуда это — что все специалисты вымерли?! В Ростове у нас — умницы-конструкторы. В ульяновском конструкторском бюро такие комплексы делают! И это не старье. Какое может быть старье?! Да, какое-то время такое было, но сегодня все уже совершенно по-другому. Разработка свежая. Некоторым нашим комплексам нет аналогов в мире». И Колесов отметил, что три из девяти созданных за последнее время изделий (подробности о том, что это такое, не раскрываются) делаются в Казани.

«Рынок голосует рублем, — вступил в разговор Тюлин. — Посмотрите, сколько образцов вооружений «Рособоронэкспорт» продал. И у него планка все выше и выше. Рынок разве дурной, чтобы покупали плохое? Политический момент, говорите? Что вы! Сегодня все решают только экономика и функционал... Посмотрите на выставках в Ле Бурже или Фарнборо, как летают наши истребители и западные — «Рафаль», «Еврофайтер». Они так блинчиком пролетели над аэродромом — ни один самолет в мире не делает того, что делают наши. Между тем, комплексная система управления на этих самолетах — наша, система управления двигателем — тоже. Почему мы об этом молчим?! Не надо себя все время принижать!»

22.jpg

Правда, Колесов отметил и слабые места: «В технологиях некоторых мы отстаем. Поэтому по ним у нас запланирована покупка за рубежом. Не всегда нам что-то дают, но мы закупаем... Вот станков мы таких никогда не сделаем — сегодня станкостроения в России нет».

В связи с зарубежной темой возник вопрос, насколько рискованно закупать иностранную технику, например, самолеты, ведь возможны всякие шпионские закладки. «Закладки есть, были и будут, — «успокоил» Тюлин. — Но только в функциональных системах, когда вы покупаете целиком комплекс, а не на уровне чипа, конденсатора, резистора. Всем известен пример Ирака, когда перед определенной операцией закупленная во Франции система ПВО просто отключилась... Но мы не покупаем целиком системы. Все функциональные системы производятся предприятиями КРЭТ, схематехника разрабатывается нашими конструкторами. Не надо бояться покупки единичных вещей, которые продаются на рынке. И, наоборот, надо бояться покупки комплексов, законченных систем. То есть самолеты целиком лучше не покупать. Если купишь, противник будет знать — где этот самолет летит, зачем и, может быть, даже кто пилот. Это относится и к гражданским самолетам».

Кстати, Колесов отметил, что в новом российском лайнере МС-21 50% электроники будет крэтовской. Право на поставку было завоевано в открытой конкурентной борьбе с западными производителями. «Это продукт, который конкурентоспособен и по сравнению с продукцией того же Thales (международная промышленная группа, специализирующаяся на радиоэлектроинкеавт.), и со всеми другими компаниями».

«ПУТИН? Я ИМ ВОСХИЩАЮСЬ»

Не был обойден вопрос и о том, есть ли разница — работать при прежнем министре обороны Анатолии Сердюкове или при нынешнем — Сергее Шойгу. «Когда министром стал Шойгу, стало спокойнее работать, — заверил Колесов, — мы перестали ходить в минобороны. А зачем, если все идет по графику?! А раньше просто сумасшествие было! Мы трясли, выбивали, дополучали, у нас отбирали — чехарда! Сегодня — плановая работа: цена известна, трехлетний контракт, 80 процентов аванса».

Несколько слов было сказано и о президенте РФ Владимире Путине, с которым Колесов, по его словам, встречался дважды — «не один на один, а по работе». «Это просто... не знаю, как это выразить. Я им восхищаюсь. Великолепный человек», — эмоционально обрисовал свои впечатления гендиректор КРЭТ.

Много вопросов читателей касалось политики. Но Колесов почти сразу пресек эти «поползновения»: «Я видел вопрос: «Чем вам комфортнее заниматься — экономикой или политикой?» Я политикой не занимаюсь. Мы занимаемся чистой экономикой. Так что, любой вопрос об экономике, технологиях, гособоронзаказе, кадрах». Впрочем, полностью «уйти от ответа» все-таки было невозможно. Да и как обойдешь хотя бы полуторагодовую эпопею губернаторства в Амурской области. Колесов заметил, что ему «не хочется на эту тему говорить», поскольку за полтора года было очень много ударов. Тем не менее он сделал несколько любопытных штрихов, а завершил «амурский» пассаж так: «Там прекрасные люди живут. Но есть определенная прослойка, которой не нужно развитие, не нужно жить хорошо, у них уже давно в Лос-Анджелесе все есть, в Сочи все есть, а там они только забирают то, что хотят забрать».

Полный текст интернет-конференции руководителей КРЭТ с читателями «БИЗНЕС Online» будет опубликован в ближайшее время.