Скандал вокруг авиакомпании "Татарстан" продолжает набирать силу. Ее финансовое положение ухудшилось настолько, что долги, которые она набрала в последнее время с помощью болгарского "Химимпорта", превысили стоимость самой компании. Чтобы разобраться в ситуации, власти республики в лице нового министра дорожного и транспортного хозяйства Геннадия Емельянова инициировали проверку финансового состояния компании. Ее итоги будут объявлены на ближайшем совете директоров, но уже сейчас ясно, что ситуация катастрофическая.    

Напомним, тревогу начал бить профсоюз авиаторов, обратившийся с письмом к президенту Татарстана, в котором информировал о тяжелейшем финансовом положении компании. После этого состоялась встреча руководства миндортранса с коллективом АК "Татарстан". Было также принято решение о проведении проверки. Первые ее результаты уже стали известны из неофициальных источников. К удивлению проверяющих, выяснилось, что долги авиакомпании уже превысили стоимость ее активов.  

Согласно официальным данным на начало 2008 года активы авиакомпании "Татарстан" оценивались в 964,3 млн. рублей. При этом чистый убыток компании в 2007 году составил 253,9 млн. рублей. По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, в 2008 году кредиторская задолженность всех республиканских авиакомпаний выросла на 77% и достигла 863,1 млн. рублей. Большая часть этой задолженности приходилась на авиакомпанию "Татарстан". По данным аудиторской проверки, к апрелю 2009 года сумма кредиторской задолженности "Татарстана" достигла уже 1,03 млрд. рублей. Чтобы уменьшить задолженность, болгарские эксперты настояли на сокращении маршрутной сети. Также по настоянию болгарской стороны авиакомпания отказалась от эксплуатации семи самолетов отечественного производства, что привело к увольнению части коллектива.

Болгарские эксперты предпринимают экстренные меры, чтобы сохранить свое влияние в авиакомпании. Консультант Bulgarian Aviation Group (представитель "Химимпорта" в Казани) Пламен Атанасов сразу после встречи у министра вылетел в Болгарию, чтобы лично доложить о ситуации руководству "Химимпорта". Господин Атанасов заявил газете "где Деньги", что не принимает обвинений со стороны коллектива авиакомпании. При этом он не намерен спорить и что-то доказывать.

 Справка

ОАО "Авиакомпания "Татарстан" создано в июле 2000 года на базе одноименного ГУП. Уставный капитал - 81,23 млн. рублей, 100% акций принадлежит правительству республики. Авиапарк АК "Татарстан" включает три Boeing-737-500 (1990-1993 годов выпуска, износ - 48-50%), пять Ту-154, шесть Як-42, четверо Ту-134 (износ у всех — 60-78%) и один CL-604 (салон, износ - 10%).

В марте 2008 года правительство Татарстана подписало соглашение о стратегическом партнерстве с АО "Химимпорт" в критически важных для республики проектах реконструкции объектов ОАО "Международный аэропорт "Казань" (МАК), а также развития ОАО "Авиакомпания "Татарстан". Оба проекта необходимо успеть реализовать к Универсиаде 2013 года. Соглашение предусматривало создание совместного предприятия - ОАО "Управляющая компания "Татарстан-Авиа", куда передадут акции аэропорта и авиакомпании. СП до настоящего момента не создано.