«САМЫЙ РОССИЙСКИЙ КАМУФЛЯЖ — БЕРЕЗОВЫЙ, ДЛЯ БЛЮСТИТЕЛЯ ДУМ»

«Кощей», списанный с отца друга, танцы слонов в ночь на Ивана Купалу, книга, которая во многом заменяет Конституцию страны, крейсер «Аврора» как космический корабль и самый аутентичный камуфляж для российских силовиков. Николай Копейкин объяснил газете «БИЗНЕС Online» свое видение работ, две из которых уже нашли своих покупателей в Казани, один из них приехал на выставки ради покупки картины, «выбивающейся из общей концепции».

IMG_9467.jpg

«Кощей»

Второе название этой работы — «Бессмертный». Честно говоря, оно даже первое, потому что здесь написано «Кощей», это я, видимо, по привычке передал. Здесь изображен распространенный во всех городах, во всех населенных пунктах типаж, поэтому называется он «Бессмертный». Человек у пивного ларька, на кортах, как настоящий пацан. Это меня и вдохновило. Закуска градус крадет, как известно, но главное — выпить: вот она стоит, девяточка, по-моему. Прототипом для меня стал один мой знакомый, он не ведет такой образ жизни, просто подходит по типажу. Я с него и срисовал. Это отец одного моего близкого товарища.

Я даже думал снять про него какое-нибудь видео, потому что он любит рассказывать байки, любит выпить. У них частный дом, и однажды мой товарищ застал его в саду — тот выкопал яму и стоял в ней. Мой друг спросил: «Ты что делаешь?» А тот: «Не мешай, заземляюсь!» С ним можно было бы сделать фильм «Гитлер в Аргентине». Будто бы Гитлер живет в Аргентине и рассказывает разные байки.

IMG_9463.jpg

«Стычка на куличках. Елоховский против Рощинских»

Эта картина — «Елоховские против Рощинских» — продолжает тему «Снеговиков и углевиков», которая родилась еще 12 лет назад. Но если первая серия «Снеговиков и углевиков» делались в Баварии, то эти сделаны в Петербурге. В этой работе есть некоторые новшества — появилась деревянная конница, и, как обычно, подобные картины отображают борьбу противоположностей. У нас любят люди делиться по районам или по цвету, как в данном случае. Грубо говоря, черное против белого.

IMG_9473.jpg

«Блюститель дум»

Мне кажется, я придумал самый российский камуфляж — березовый — для блюстителя дум. Блюститель дум отображает смысл этой работы. Дело в том, что я активно участвовал в разных протестных движениях в Петербурге, а за рубежом у нас были концерты во время акций антиглобалистов. Мы видели все эти разгоны демонстраций, а вечером играли концерт, где собрались их участники.

В Германии все жестче — там пострадали примерно 300 полицейских. На концерте собрались антиглобалисты — все в крови, побитые, но счастливые, довольные. При этом, конечно, полицейские у нас работают жестче.

Правоохранители могут относится к картине по-разному, но многие их них действительно считают себя блюстителями дум.

IMG_9475.jpg

«НПО»

Эта картина — фантазия на тему в рамках проекта колдовских художников, который в этом году был в Петербурге. У нас позже была выставка ЛенРБе, что в переводе означает «Ленинградское наследие предков». Переигрывается название мистической организации третьего рейха «АнРБ» — в переводе «Наследие предков», которая занималась поиском Шамбалы, всяким мистическим мракобесием. Мы, как и они, тоже искали в Петербурге разные мистические вещи.

IMG_9469.jpg

«Книга понятий»

В нашей волшебной Федерации есть номинальная книга, она называется Конституция. Написана специально для Евросоюза, чтобы показать, что она у нас действительно есть. А в реальности работают тюремные романтические понятия, поэтому здесь стоит главная тюремная книга — Конституция, только уже настоящая, теневая, так скажем. Главное понятие: «Закон — тайга, медведь — прокурор». По-моему, здорово. Причем это не я придумал, народ, я только изобразил.

Вороний глаз — это такой вечно не распускающийся, жутковатый таежный цветок, поэтому так называется издание. «Вороний глаз» выпустило книгу понятий. Понятие одно: «Закон — тайга, медведь — прокурор».

IMG_9471.jpg

«Перезагрузка отношений»

На данной картине показаны политические отношения между Востоком и Западом. Российскому Кощею Бессмертному предлагают перезагрузить Windows американского Кощея Бессмертного, которого на самом деле зовут Дарт Вейдер. То есть сила зла одного государства просит силу зла другого государства — перезагрузить отношения, чтобы дальше творить зло на законной основе, поделив сферы влияния. Пока наш Кощей Бессмертный заполняет налоговые декларации и пишет, что у него двухкомнатная квартира в Петербурге и старая «Победа», при этом он является владельцев самых дорогих яхт, жители Российской Федерации следуют тому же принципу — они заполняют налоговые декларации о том, что они бедные, на самом деле являясь довольно состоятельными людьми. Это по-нашему, так должно быть во всем мире. Все потому, что демократия изжила себя, кольцо всевластия принадлежит силам зла, кольцо у Путина. Поздно, Фродо, поздно.

IMG_9477.jpg

«Ночь на Ивана Купалу»

В 1747 году императрице Анне Иоановне был сделан большой подарок из Персии — очередная партия слонов приехала в Петербург. Животные проделали большой путь от Каспия, куда их привезли. Они шли в специальных кожаных тапочках, те износились из-за долгого путешествия по российскому бездорожью. Слоны, идя по русской земле, впитывали в себя культуру и однажды, во время одной из ночевок, встретили ночь на Ивана Купалу, как и все малограмотные языческие племена России. Так получается, что при наличии христианства языческие праздники у нас в стране никто не отменял.

«РАБОТУ «ВЗРЫВ БЫКОВ» КУПИЛИ ЕЩЕ НА УРОВНЕ ИДЕИ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с первыми покупателями и куратором выставки.

Григорий — коллеционер, первым в Казани купивший работу Николая Копейкина:

— Я не очень давно знаком с творчеством Копейкина, но мне нравится его стиль мультреализма. Новая работа отражает дальнейшее творческое развитие Николая как художника, погружение в концептуализм, это новые грани, которые мы видим в его работе. Я надеюсь, он будет продолжать развиваться в этом направлении, которое мне кажется очень концептуальным и насыщенным.

У меня есть несколько работ современных художников — Ильгизара Хасанова, некие работы московских концептуалистов, картина Алексея Беляева-Гинтовта «Парад победы», фотографии Эммануила Евзерихина и Евгения Халдея, например, «Водружение знамени Победы над Рейхстагом». Это отпечатка с оригинального негатива. Висит у меня в спальне, просыпаясь, вижу каждый день.

Евгений Жудров — куратор выставки:

— Было очень много вопросов: почему именно Копейкин и почему это в Казани? Но есть некий символический момент в открытии галереи современного искусства спортивной столицы — оно произойдет с участием самого популярного художника культурной столицы. Никто не будет спорить, он входит в Топ-20 самых известных людей Петербурга. Что касается сложности, в мастерской художника работ очень мало, и собрать сразу столько работ, в том числе таких эпических, как «Снеговики», «Ночь на Ивана Купалу» и «Шумел камыш», — это действительно проблема. Нам повезло: получилось забронировать две картины из Русского музея, остальные работы из мастерской и частных коллекций. Собрать сразу около 30 работ Николая — это действительно сложно. Копейкин — очень популярный художник, при мне состоялся разговор, когда его работу «Взрыв быков» купили еще на уровне идеи. Это произошло во время беседы с одним из коллекционеров. Мне кажется, выставки, где так широко представлена его ретроспектива, еще не было ни России, ни за рубежом. В том числе поэтому есть смысл посетить выставку.

Что касается интереса к творчеству Николая у казанской публики, уже на предпоказе купили две работы. Это очень неплохо — в Казани класс коллекционеров еще не сформирован, хотя они, бесспорно, есть.