— В начале нулевых название «БанКорп» у всех было на слуху, сейчас мы о вас вновь услышали после старта вашего проекта в казанской подземке. Что случилось с компанией и что она представляет собой сегодня?

— Мы прошли, наверное, все ступени в том, что касается развития интернет-технологий. Начинали с оказания услуг коммутируемого доступа (DialUP). Его продавали все, потому что больше ничего в то время предложить массовому пользователю было нельзя. Второе дыхание коммутируемому доступу придала технология ISDN (цифровой доступ по коммутируемым каналам со скоростями до 128 кбит в cекунду), но она умерла, так и не получив широкого распространения, с появлением еще более дешевых и скоростных способов доступа в интернет. Параллельно наша компания занималась «выделенными линиями» на арендованных у ОАО «Казанская ГТС» медных парах. В 2001 году мы запустили услугу IP-телефонии.

А потом наступил момент, когда Казанская ГТС стала активно пытаться выйти на рынок интернет-услуг, и всем альтернативным операторам сразу стало очень тяжело работать. До этого Казанская ГТС занималась только телефонной связью, и с выходом на новый для нее, но уже разогретый операторами интернет-рынок всячески стала закручивать нам гайки: возникали вопросы с арендой сетей, размещением оборудования (цены на эти услуги в мгновенье выросли в десятки раз). Свои распределительные сети (так называемая последняя миля) тогда почти никто не строил, а ГТС они достались по наследству со времен Советского Союза, что делало ее на тот момент практически монополистом. Сейчас, конечно, строят сети, но это достаточно дорогое удовольствие.

На этом фоне, примерно в 2003 году, чтобы избавиться от прямой зависимости от наземных распределительных сетей, мы решили заняться более интересной на тот момент технологией — широкополосным беспроводным радиодоступом (ШБД). Тогда был ажиотаж вокруг WiMAX, но сертифицированного WiMAX Forum оборудования еще никто не выпускал. В то же время российское законодательство в сфере работы с радиочастотами таково, что невозможно «сработать на опережение». То есть не получится оформить документы на работу с оборудованием, которого физически пока нет. Таким образом мы выбрали так называемое Pre-WiMax оборудование израильской компании Alvarion, у которой очень надежная техника. До сих пор все работает, хотя с момента монтажа первой базы прошло уже около 8 лет.

Вот так и получилось, что чтобы разойтись с нашими крупными операторами, уйти от конкуренции с ними, мы в своей работе ушли в сторону развития ШБД. Те пользователи, кто может подключиться по проводам и оптике, подключаются так, а у кого с этим возникают проблемы, идут к нам, и пересечения в работе минимальны.

устройства.jpg

Устройства, с которых пользователи заходят в интернет в метрополитене Казани
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— А в чем разница между WiMAX и пре-WiMAX? Пре-WiMAX — это более старая технология?

— Пре-WiMAX — это достаточно скоростная технология, с хорошей зоной покрытия каждой базовой станции, необязательна прямая видимость. Но, в отличие от WiMAX, нет единого сертифицированного клиентского оборудования.

WiMAX — это единый стандарт, как и Wi-Fi. К примеру, у смартфонов разные производители, но мы можем присоединиться к одной точке доступа этими разными устройствами и получать услугу. Есть N-ое количество производителей, которые взяли одну спецификацию и по ней изготавливают оборудование, которое отвечает определенным требованиям по скорости передачи данных, рабочей частоте. С WiMAX то же самое, то есть до того, как утвердили этот стандарт, разные производители изготавливали свои системы. Например, изготовили свои системы Alvarion, Cisco, Huawei. Все они подготовили оборудование и потом должны привести его к одному знаменателю, чтобы человек с модемом от Huawei мог прийти в «БанКорп» и работать с оборудованием Alvarion. Системы, которые технологически очень близки WiMAX, но не сделаны по единому стандарту, называют пре-WiMAX.

99,9% КЛИЕНТОВ — ЮРЛИЦА

— Интернет-провайдеров сегодня очень много. Почему люди выбирают вас?

— Операторов много, причем они крупные, агрессивные, особенно федеральные. Кто-то приходит в Казань, так сказать, с нуля и просто начинает строить подземную канализацию, а ведь это очень большие вложения. Но здесь есть один нюанс. Такие игроки рассчитывают на массовость потребления. Можно провести такую аналогию. Бывают сети быстрого питания, федеральные сети, транснациональные. Человек забежал туда, купил пирожок и убежал. Его быстро обслужили, технологии все отточены, и они универсальны для всех посетителей. Человек не запомнил, кто его обслужил. Продавец не запомнил покупателя. А есть ресторан для ограниченного круга лиц, где всех клиентов помнят в лицо и по именам, знают их предпочтения, поздравляют с днем рождения и так далее.

У нашей компании не такое большое количество клиентов, но мы всех знаем, помним, мгновенно реагируем на пожелания. Важны хорошие услуги с качественной реакцией на проблемы.

— Кто ваши клиенты, основная аудитория?

— Основные наши клиенты — 99,9 процента — юридические лица. Для привлечения в качестве клиентов мы не проводим никаких маркетинговых шагов и последние 6 - 7 лет на них не ориентируемся. Бывает, что кто-то приходит и просит подключить коттедж в Вознесении, Салмачах или Царицыно, к примеру. В таких случаях мы идем навстречу. Бывает, что руководители подключенных компаний просят сделать такое же подключение дома, потому что им понравилось и можно из дома получить доступ к сети на работе. Однако цены для физлиц у нас недешевые.

— То есть вы работаете в более дорогом сегменте?

— Я бы не сказал, что это дорогой сегмент, просто технологии радиодоступа требуют, в отличие от традиционных технологий, другой организации труда наших сотрудников, больше затрат на эксплуатацию и поддержание работоспособности сети. Но и гибкость построения сети выше. Отсюда и цены на верхней планке среднерыночных, скажем так. Конечно, мы вынуждены снижать цены, но порядок цен примерно одинаков у всех операторов. А вообще у нас нет жесткого прайса, и с каждым клиентом мы договариваемся индивидуально.

— По работе с бизнес-аудиторией какую позицию вы занимаете на рынке?

— Если говорить про фиксированный радиодоступ, то, наверное, в первой тройке, если не первые, потому что мы первыми в Казани начали этим заниматься на законных правах, с оформлением всех необходимых документов. Если говорить вообще про интернет, то спорить с крупными федералами очень сложно. Долю рынка мы не измеряли.

Конкуренты — вообще все операторы. Ни у кого нет глобальных преимуществ: ни ценами, ни качеством никто не может щегольнуть и сказать, что они лучшие. Все сегодня гибкие. Нам в этом плане еще проще, потому что у нас маленькая компания.

«СЕЙЧАС НИКТО НЕ ПОКУПАЕТ ИНТЕРНЕТ ПО ОБЪЕМУ ТРАФИКА»

— В какой-то момент времени было очень много разговоров о том, какой дорогой и медленный интернет в Казани. С тех пор, как вы начали работать на рынке, что изменилось и насколько сильно?

— Разговоры эти касались стоимости доступа в сеть физических лиц. Еще четыре года назад в минсвязи проводились совещания на эту тему. Говорили, что в Москве интернет дешевый, а у нас дорогой. Просто не нужно забывать, что Москва — это центр всего, что касается телекоммуникаций. Если брать каких-то национальных операторов, они все приходят в Москву, а затем расходятся дальше, и, конечно, в Москве все будет дешевле.

Тогда уже никто не покупает интернет, как 7 - 10 лет назад, по объему трафика. Купил себе полосу и пользуешься ей. Бывают ситуации: в Казань приходит новый оператор и предлагает услуги за определенную цену, дешево. Если у вас нет своего канала до этого оператора, и вы попытаетесь взять этот канал у кого-то стороннего, то стоимость этого километра доставки будет стоить дороже, чем та цена, что оператор предлагает за внешний канал. Доля внешних ресурсов в структуре себестоимости интернет-провайдера за 10 лет изменилась с 60 процентов до 7 - 10 процентов. Теперь львиную долю в себестоимости занимают аренда внутригородских каналов, если нет своих, затраты на строительство и эксплуатацию собственных каналов. Интернет до Казани стал доходить дешевле, но каналы внутри самой Казани, если они не свои, очень дорогие.

С приходом новых федеральных операторов, работающих на рынке услуг для физлиц, повысилась конкуренция, у жителей Казани появилась возможность не пользоваться тем, что дают, а выбирать, у кого покупать доступ в сеть. Это связано со строительством собственных каналов связи и, что самое важное, распределительных сетей крупными операторами, федеральными в том числе.

Цены снизились существенно. Скорости повысились. Поэтому никто этот вопрос больше не поднимает. Думаю, что на сегодня цены абсолютно конкурентоспособны, и по России у нас даже ниже, чем в некоторых регионах.

С приходом Yota ситуация стала очень интересной. У всех операторов тарифы для физических и юридических лиц отличаются в разы. В том числе и у Yota. Деньги зарабатываются на компаниях. Когда оператор делает подключение по адресу, то видит, это юрлицо или физлицо, и юрлицо не подключит как физическое лицо. А в случае с Yota любой человек как физлицо просто покупает донгл (электронный ключ), подключает его к маршрутизатору, и весь офис может работать.

20131125_150820.jpg
"Интернет до Казани стал доходить дешевле, но каналы внутри самой Казани — очень дорогие"

— Это же целая революция... Получился переворот на рынке?

— Во-первых, нужно признать, что качество стационарной связи — радиодоступ или по оптическому волокну — на сегодня лучше, чем у мобильных устройств, которые можно носить с собой. Поэтому много кто уходит от нас, подключившись к операторам мобильного интернета, но возвращаются, потому что связь неделю есть, а через неделю в том же месте ее уже нет. Экономии не получилось.

А во-вторых, пользователи, заключающие от своего лица договор для использования интернета в офисе, не понимают, что это, с одной стороны, как бы уже нарушение с точки зрения закона — компания получает услугу, за которую формально не платит денег. Были такие прецеденты в спорах с налоговыми органами. Но это полбеды. Человек, заключивший договор с оператором на услуги связи как физлицо, будет нести ответственность за все незаконные действия, которые могут совершить пользователи офиса. Начиная от рассылки спама, заканчивая подстрекательством к экстремизму в социальных сетях. Заключая договор на себя и беря ответственность — вы уверенны во всех своих коллегах?

— А что все-таки произошло со скоростью доступа в интернет?

— Скорость однозначно увеличилась. Компании не хотят снижать приток денег на клиента и поэтому предлагают большие скорости за те же деньги. Зачастую избыточные скорости. Но расплата оператора за такую возможность — укрупнение сети, увеличение мощность оборудования, поиск и использование новых типов оборудования, оптического уплотнения и так далее. Хотя, конечно, это все не так существенно, как когда был скачок с меди на оптику, тогда была революция, а сейчас идет обычное эволюционирование.

— Не было желания самим построить наземные каналы связи?

— Если строить, надо строить везде, чтобы приходил клиент, спрашивал, и вы могли ему в любую точку предоставить канал. Собственно, мы сейчас так и делаем, но только по радиоканалу. Получается меньше скорость, но, с другой стороны, и вложений меньше.

— Сказалась ли на вашей компании борьба с подвесными линиями связи в Казани?

— У нас нет своих подвесов, поэтому сказалось только опосредованно. Есть компании-партнеры, у кого мы арендуем сети. Когда, например, им рубили кабели, мы делали для них резервные каналы на время, пока шли восстановительные работы. Соответственно, в это время и сами сидели на резервных каналах.

Стали чаще возникать вопросы со стороны управляющих компаний и ТСЖ по поводу размещения антенн на крышах домов. Раньше никому до этого дела не было. Хочешь поставить антенну? Заключай договор и ставь, если все документы в порядке. А сейчас перестраховываются: «Это конечно не подвесная линия связи, но все равно нам проблем лишних не надо, даже за ваши деньги».

Борьба с подвесами нисколько не прекратилась. Например, только несколько недель назад было совещание по этому вопросу. Операторы, в общем-то, смирились, никто не озвучивает недовольства. Ведь теперь в новых правилах благоустройства города включены пункты, согласно которым подвесы не подходят. Операторы стараются, закапывают сети под землю. Нужно признать, что все-таки под землей красивее и надежнее, хоть и дороже.

НЕПОНИМАНИЕ СО СТОРОНЫ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ

— Как придумали проект по обеспечению Wi-Fi казанского метро?

— Это логическое продолжение, того, что уже 10 лет занимаемся радиодоступом. Технологии вокруг нас меняются, все больше людей пользуются интернетом не только дома или на работе, но и на улице, в кафе и так далее, и мы решили, что полученный опыт можно попробовать монетизировать таким образом: не продавать доступ в интернет, а попробовать дарить доступ за просмотр рекламы. То есть человек расплачивается тем, что смотрит рекламу перед тем, как войти в интернет, — пытаемся обкатать такую бизнес-модель. Нужно отметить, что Wi-Fi в метро — это была только малая часть проекта, так сказать, проба пера.

Мы начали летом с метро. Администрация Казани и руководство метрополитена выступили с инициативой: в метро нужен интернет. Мы поддержали и начали работу именно с этого объекта. На 1 сентября все 10 станций были обеспечены интернетом, хотя сейчас еще идут работы по доработке и модернизации. В метро мы заходим по арендуемому оптоволокну, а на каждой станции стоят только точки доступа.

— Много пользователей?

— Сначала мне казалось, что человеку, ждущему поезд в метро пять минут, интернет не нужен, но я оказался неправ. Например, к концу ноября в метро среднемесячное количество показов составило 144 тысячи в месяц. А всего на сети — 274 тысячи сессий в месяц.

Пол-возраст.jpg
После метро начался проект по оснащению бесплатным wi-fi торговых центров города

— Сколько составили инвестиции в проект?

— Сумму не озвучиваем, но с инвестициями мы пока справились сами.

— По-вашему, почему другие операторы не додумались провести интернет в метрополитен?

— Видимо, все бьются все-таки за то, чтобы доподключить всех физических лиц в жилых домах. Но на самом деле эта бизнес-модель на поверхности, и много где применяется, хотя в основном все-таки за границей. В России также есть примеры использования, конечно, но мы говорим уже не только о метро.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь при реализации этого проекта?

Пока есть непонимание со стороны рекламодателей. Не верят, что она может быть эффективной. Но если сравнивать рекламу в мобильных устройствах и ту, что размещается, к примеру, в бесплатно распространяемых газетах, то в первом случае реклама приходит прямо в руки человеку, и человек ее 100 процентов видит. А газеты рекламные мы чаще видим в специально поставленных для этого коробках в подъездах, чтоб уборщице не собирать их по всем лестничным клеткам. Как я уже отмечал — только в метро мы в месяц осуществляем 120 тысяч показов рекламных страниц, а такое количество далеко не каждая газета может обеспечить. К тому же реклама может быть размещена на площадке незамедлительно. Не нужно ждать, пока выйдет тираж. Это удобно тем рекламодателям, кто рекламирует различные акции или услуги, ограниченные во времени. К примеру, вы продаете билеты на концерт. За неделю до концерта остались нераспроданные билеты. Вы снижаете цену, и тут же ваша реклама выходит в свет. В день концерта реклама снимается.

К тому же рекламодатель может ориентироваться на ту или иную аудиторию в том или ином месте. Возьмем, к примеру, станцию метро Авиастроительная. Мы, например, знаем, что на этой станции людей, пользующихся Wi-Fi, от 18 до 35 лет — 78 процентов аудитории. 58 процентов — мужчины, 42 процента — женщины (кстати, по выходным процент мужчин увеличивается примерно на 6 - 10 процентов). Есть информация вплоть до марок телефонов. Например, с устройств Apple — iPhone и iPad — на этой станции метро совершается 18 процентов входов, а Samsung — 28 процентов. На третьем месте Nokia — 8 процентов. LG — 7 процентов, Huawei — 6 процентов и так далее.

Владея такой информацией, опытный маркетолог или менеджер по рекламе сделает очень важные и полезные выводы. Никакая газета не похвалится возможностью так точно определить целевую аудиторию.

Торгово-развлекательные центры, когда мы приходим к ним с предложением бесплатно развернуть сеть Wi-Fi, спрашивают, зачем им это надо. Но это очевидно: показывается реклама магазинов этого торгового центра, что увеличивает приток покупателей и выручку, а значит, уменьшает поток миграции арендаторов. Можно измерять и отслеживать людские потоки и проходимость тех или иных мест в ТРК. Принимать решения, к примеру, о стоимости арены в разных местах торгового центра.

ПРОЕКТЫ ПО ЛОЯЛЬНОСТИ

— Проект с WI-FI вы будете развивать дальше? Какие новые проекты у вас планируются?

— У нас в разработке сейчас есть сразу несколько проектов, которые будут пользоваться этим рекламным ядром.

Например, интернет-система лояльности: возможность для магазинов привлечь к себе больше клиентов. Если в магазин в день заходят 10 человек, то один что-то купит в любом случае. Если в магазин зайдут 100 человек, то 10 уйдут с покупками. Это закон статистики. Система предполагает наличие мобильного приложения в гаджете: человек – зарегистрированный участник программы идет по торговому центру, заходит в магазин-участник программы, и ему начисляют какой-то балл просто за то, что зашел. Можно заходить в магазин каждый день, чтобы набирать баллы, но, в конце концов, посетитель обязательно сделает покупку. А для магазина, кроме этого, собирается статистика по заходам, частоте и так далее. Собранные баллы человек может потратить как скидку, к примеру. Или, может быть, даже монетизировать. Сейчас мы прорабатываем разные варианты. Наверное, к весне запустим тест-пилот.

Еще один проект, над которым работаем с мэрией Казани, — запуск бесплатного Wi-Fi в пешеходной части улиц Баумана и Петербургская. Будем пробовать на основе Wi-Fi-позиционирования создать туристические аудиотуры. То есть человек скачивает программу, она видит, где он находится, и рассказывает, какие объекты есть рядом. Тестовую эксплуатацию такой программы мы сейчас проводим в Праге. Но для Казани сначала нужно создать опорную Wi-Fi сеть.

Эта идея не нова. Есть такие проекты, но с GPS-позиционированием, а это не совсем удобно: большая погрешность в городской застройке на узких пешеходных улочках. При наличии же локальных сетей все показывается точно. Пока думаем, где попробовать запустить туристический аудиогид. Может быть, это будет Старо-Татарская слобода или Кремль, или что-то еще. Пока это обсуждается с мэрией. Возможно, будем делать все вместе.

Что касается географического распространения, то сейчас основным приоритетом для нас являются торгово-развлекательные центры, и мы работаем над этим: закончили работы в «Тандеме», «Ривьере». Например, человек законнектился к нашей сети в метро, затем приходит в «Тандем», и подключение продолжает у него работать дальше с единым названием сети. Сейчас ведутся работы в ТРЦ «Южный».

интересы.jpg

Интересы казанцев, заходящих в интернет в метро
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

«БАНКАМ СТАЛА НЕИНТЕРЕСНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

— Расскажите об истории создания вашей компании.

— Наша компания была создана в 1994 году. Учредителями были несколько казанских банков, откуда и пошло название компании — «Банковская Корпорация». Компания делала каналы связи для банков по меди по всему Татарстану. Скорость тогда была 2,6 тысячи бод, но такого уже никто не помнит. В 1998 году разразился кризис, банкам такая деятельность стала неинтересна, они вышли из компании, и с тех пор акционерами являются физические лица. Идеологом компании был и остается Игорь Сабиров, в 1998 году он и взял на себя развитие компании. Он востоковед, но совершенно необязательно быть айтишником, чтобы сделать компанию. Нужен лишь здравый ум и трезвый расчет, ну и, конечно, суметь собрать грамотную команду.

�горь-Сабиров.jpg
Игорь Сабиров

Кризис в 2008 году мы не почувствовали. Интернет уже глубоко проник в наше общество. Видимо, людям нужно было делиться с кем-то своими переживаниями, и они больше пользовались и телефонами, и интернетом.

— У компании были гуманитарные проекты в сфере образования. Что с ними сейчас?

— Это не совсем проект компании, а одного из учредителей — Игоря Сабирова. Шли работы по оцифровке специфических историко-познавательных книг. Были целые контейнеры китайских книг, но вышел закон о смежных и авторских правах, и проект пока приостановлен, хотя работа выполнена огромная. Мы не можем разместить в открытом доступе оцифрованные книги, поскольку должны получить разрешения у авторов или правообладателей.

— Расскажите о себе.

— Родился я в Казани, поступил в 1993 году в КИСИ, а закончил в 1998 году уже Государственную архитектурно-строительную академию. Моя специальность — пользователь-разработчик систем автоматизированного проектирования в строительстве.

До прихода в «БанКорп» работал в редакции журналов ComputerWorld Kazan и «HiTech для всех», коммерческим директором, заодно писал статьи на IT темы. В «БанКорп» я пришел со своим отдельным проектом, который назывался «Казанская сеть» (KNET) и работал его руководителем. Это был доступ в интернет по DialUP, но ограниченный, только к части ресурсов. Мы собирали разные ресурсы: РБК, несколько развлекательных ресурсов, чаты, можно было пользоваться электронной почтой и ICQ, но и это стоило в пять раз дешевле, чем просто поминутный доступ в интернет. Затем полтора года я работал заместителем директора «БанКорп», а в 2001 году был назначен генеральным директором.

— Какие у вас увлечения?

— Очень много увлечений, и это приводит к тому, что ни одним из них нет толком времени заниматься. Люблю рыбалку, охоту, катеры, лодки, отдыхать на воде.

— И наш традиционный вопрос: назовите три секрета успеха в бизнесе.

— Необходимо быть целеустремленным, ставить себе цель, а не думать о том, что что-то может получиться, а что-то нет. Естественно, не нужно бояться рисковать. Ну, и быть честным по отношению к партнерам, сотрудникам, тем, с кем работаешь.