ЧЕЛОВЕК ЦЕЛЫЙ ГОД БЕЗ РАБОТЫ СИДИТ, ТАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ

Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в статусе руководителя Федерального исследовательского центра машиностроения (ФИИЦ М) займется испытанием военной техники, выпускаемой на КАМАЗе. Об этом сообщил генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

ФИИЦ М является дочерней структурой ОАО «РТ-Авто», которое, в свою очередь, входит в «Ростехнологии» и объединяет крупнейшие организации российского автопрома, в том числе АвтоВАЗ и КАМАЗ. Возглавляет «РТ-Авто» Сергей Когогин. Сердюков назначен директором исследовательского центра с 1 ноября.

«Он действительно назначен. На базе [«РТ-Авто»] будет происходить испытание военной техники, которая будет строиться на КАМАЗе», — сказал Чемезов.

Он напомнил, что со стороны следствия претензий к Сердюкову нет, он проходит по делу как свидетель.

«Человек целый год без работы сидит, так же нельзя. А к этой технике, которая будет производиться на КАМАЗе, он тоже имел отношение», — добавил глава госкорпорации.

Напомним, Сердюков возглавлял министерство обороны РФ с февраля 2007 года по ноябрь 2012 года. Он был отправлен в отставку на фоне скандала, связанного с возбуждением целого ряда уголовных дел о хищениях в «Оборонсервисе», который контролируется ведомством. Сообщалось об ущербе более чем в 4 млрд. рублей. Своих постов в минобороны лишились сразу несколько высокопоставленных чиновников, включая самого Сердюкова. В начале 2013 года по одному из дел он получил статус свидетеля. По версии следствия, его родственники за государственный счет благоустраивали собственную базу отдыха «Житное» в Астраханской области.

Ранее пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявлял, что администрация президента не принимала решения о назначении Сердюкова гендиректором ФИИЦ М.

СЕРДЮКОВ ЛИШИЛ ЦЕНТР ПОКОЯ

На КАМАЗе данное решение газете «БИЗНЕС Online» предпочли не комментировать, поскольку оно принималось не ими, а «Ростехнологиями».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась связаться с ФИИЦ М, на что в грубой форме получила отказ от первого заместителя гендиректора, который, к слову, не представился. Он лишь подтвердил назначение Сердюкова на пост руководителя предприятия.

«Нас уже задолбали! Каждые пять минут! — гневно в трубку кричал мужчина. — Уже покоя нет, я не буду давать никакую информацию».

Согласно представленной на официальном сайте центра информации, компания занимается оценкой технического уровня, качества и надежности автотракторной техники, в том числе машин специального назначения, их узлов и агрегатов в эксплуатации, на полигонах, стендах и экстремальных климатических условиях. Кроме того, центр создает и оценивает перспективные модульные комплексы и оборудования для агропромышленного комплекса по новым инновационным технологиям возделывания, уборки и обработки продовольственных культур, а также в компетенцию предприятия входят исследования, испытания, производство и реализация автотракторной техники, изготовленной по новым технологиям, в том числе нанотехнологиям.

По данным аналитического центра «БИЗНЕС Online», его чистая прибыль по итогам 2012 года составила 3,4 млн. рублей. Неплохо, если учитывать, что по итогам 2011-го ФИИЦ М заработал 273 тыс. рублей, а еще годом ранее получил чистый убыток в 6 млн. рублей. Находится ФИИЦ М в подмосковном селе Новый Быт. У предприятия есть свой испытательный полигон и участки земли, которые в настоящее время сдаются в аренду. Средняя зарплата в исследовательском центре составляет около 15 тыс. рублей.

Новая вотчина экс-министра обороны — это, по сути, серое шестиэтажное здание, в котором, согласно штатному расписанию, работают 32 человека. Как написала газета «Известия», центр был создан около 60 лет назад как испытательная база тракторного и сельскохозяйственного назначения. Сегодня, помимо исследований, занимается сборкой китайских тракторов: на коробки с моторами и трансмиссией из Поднебесной на месте ставит отечественные колеса.

ЭЛИТА, КОТОРАЯ НАДАВИЛА НА ПРЕЗИДЕНТА И ЗАСТАВИЛА ЕГО СНЯТЬ СЕРДЮКОВА,
СОВЕРШИЛА СЕРЬЕЗНУЮ СИСТЕМНУЮ ОШИБКУ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили назначение Сердюкова.

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета председателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ:

— Если говорить о бронированной военной автомобильной технике, то наиболее перспективным направлением у КАМАЗа, на мой взгляд, на сегодняшний момент является семейство «Тайфун». Оно в наибольшей степени отвечает современному видению министерством обороны бронированных машин для тактического звена, военные считают, что она вся должна быть бронированной.

А если говорить о перспективе, то это, конечно же, семейство многоцелевых колесных шасси большой грузоподъемности, больше известных как проект «Платформа О». Вообще, это семейство рассчитано в большей степени на среднесрочную и на дальнюю перспективу. Но размахнулся с ней КАМАЗ довольно широко. Конечно, в этой нише у челнинского автогиганта есть конкуренты — это брянский и минский заводы. Но сам подход конструкторов КАМАЗа мне очень понравился: модульность конструкции, универсальность... Это очень перспективная, на мой взгляд, тема.

Ну и, конечно, военная автомобильная техника общего назначения, так называемое семейство «Мустанг» будет всегда востребовано.

Виктор Литовкин — ответственный редактор «Независимого военного обозрения»:

— Надо сказать, что при Сердюкове министерство обороны заключило с КАМАЗом интересное соглашение, по которому свыше 6 тысяч военных автомобилей КАМАЗ забрал назад себе и вместо них предоставил министерству обороны свои новые автомобили. И КАМАЗУ была заплачена только разница между стоимостью новых и старых автомобилей. Это было очень интересное решение, потому что позволило министерству обороны сэкономить значительные бюджетные средства. Но, с другой стороны, это решение предоставило возможность и КАМАЗу продать министерству большое количество автомобилей и получить назад свою технику для того, чтобы ее модернизировать, отремонтировать и направить в народное хозяйство.

Я про этот исследовательский центр машиностроения, который возглавил Сердюков, узнал лишь вчера. И сможет ли он помочь в продвижении продукции КАМАЗа, ответить затрудняюсь. Но если утверждают, что там будут проходить камазовкие автомобили, то почему бы и нет? У нас есть военный полигон под Щербинкой, где проходят испытания все образцы военной техники. Возможно, в ведомстве, которое возглавил Сердюков, они будут проходить какие-то другие испытания. Одно другому не помешает.

На КАМАЗе достаточно много интересных проектов: и грузовики, и современные бронетранспортеры, которые могут плавать и проходить по любым типам покрытия и на которых вооружением можно управлять с помощью выносных пультов управления. Есть боевые разведывательные машины и их варианты. «КАМАЗ» может использоваться как база для зенитно-ракетных комплексов, для инженерных каких-то комплексов, для дорожных работ.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Реакция на назначение Сердюкова будет негативная как в обществе, так и в элитах. Потому что в борьбе с коррупцией, если говоришь А, то нужно говорить Б. Ситуация вокруг Сердюкова в целом играет против власти с самого начала. Когда только начиналось все это дело, существовали надежды, что Сердюков станет обвиняемым по делу и получит приговор. Если смотреть социологические замеры в обществе, то затем это вызывало разочарование. Люди, которые верили, что коррупция в верхах не системная, а какая-то частная, ее можно победить, разочаровались, теперь выяснилось, что у нас воруют все и тотально.

С самого начала дело «Оборонсервиса» сыграло негативную роль. Возможно, именно поэтому сейчас власть решилась свернуть антикоррупционную кампанию на федеральном уровне и форсировать ее на региональном и муниципальном уровнях, чтобы у граждан формировалось мнение, что если системная коррупция и есть, то в самых низах властной вертикали, а в верхах, если коррупция и есть, то несистемная, ее можно победить какими-то точечными мерами.

Поэтому, думаю, назначение Сердюкова сильно ударит по власти, кстати, не только в глазах населения, но и значительной части элиты, которая либо активно добивалась посадки Сердюкова, либо сочувствовала такому варианту развития событий. В случае с Сердюковым власть оказалась в положении цугцванга, когда любой ход ухудшает положение играющей стороны, но при этом не делать ход также нельзя, таковы правила игры. Оптимальным вариантом для власти было вообще не давать ход делу Сердюкова, чтобы он, скажем так, сидел на своем месте, а потом, когда реализовал все задачи, снять его по-тихому, без скандалов. Вечно он министром быть не мог с учетом его антирейтинга среди военной корпорации. Но что сделано, то сделано. Та часть элиты, которая надавила на президента и заставила его снять Сердюкова, на самом деле совершила серьезную системную ошибку, последствия которой еще долго будут давать о себе знать.