41776.jpg
Артем Наумов

ПОСЛЕДНИЙ СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ: КАК МЫ И ПРЕДУПРЕЖДАЛИ, ДЕНЕГ ОСТАЛОСЬ МАЛО

— 31 октября закончился прием заявок на «Лизинг-грант» от предпринимателей. Скажите, Артем, многие ли из них, будто студенты перед экзаменом, свою заявку оставили на последний день, как это было в последние годы?

— Да, последний день приема заявок снова был сумасшедшим днем. И это несмотря на то что кампания по популяризации программы «Лизинг-грант» и других программ поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане активно велась с июля. А министр экономики Татарстана даже, можно сказать, «силком» заставлял руководителей муниципальных районов заниматься проблемами районных предпринимателей, привлекать их к участию в наших программах поддержки, писать заявки на гранты. И все равно нам в последние два дня накидали почти 200 заявок...

— Сразу 200?!

— А ведь их и до этого сдавали, в нормальном режиме. Так что в последний день в нашем центре оказалось около 300 заявок. Поэтому вся праздничная неделя для специалистов ЦПП была реально жесткой. Мы же должны каждую заявку внимательно проверить, если что-то в ней не так, предложить заявителю исправить, чтобы на комиссии к нему претензий по формальным признакам не было, чтобы там заявка рассматривалась уже по существу. Но ребята справились. В пятницу, 8 ноября, в 18.15 мы проверили последнюю заявку. Рассматривать их экспертная комиссия будет уже на этой неделе. Срок пока точно не определен.

— И сколько заявок из этих 300 прошли на комиссию?

— Отбор прошли 174 заявки. Для сравнения: на предыдущих заседаниях комиссия в среднем рассматривала 70 заявок. А теперь их будет в 2,5 раза больше. Как мы и предупреждали, денег осталось уже мало. Фактически заявки, которые прошли на комиссию, поданы на 200 миллионов рублей. А осталось только 60 миллионов, в 3 раза меньше.

— То есть только каждый третий предприниматель из 174 может рассчитывать на поддержку?

— Что тут сказать? Прокомментировать могу словами: «А счастье было так возможно!» Еще на заседание экспертной комиссии 23 октября мы с трудом собрали около 70 заявок. С трудом! Звонили предпринимателям, просили: ну подавайте заявки на гранты!

ПРИОРИТЕТ БУДЕТ ОТДАВАТЬСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННИКАМ

— Ну вот в последний день предприниматели проснулись, а две трети из них гранты не получат. Они же обидятся на вас...

— Обидятся. Хотя, надеюсь, громких скандалов, какие были в прошлом году, все-таки не случится. Но вполне возможен вариант, что нас будут критиковать именно те, кто решили, что сдавать заявку в последние два дня — это нормально. Тем более что раньше мы тех, кто не успевал правильно оформить документы на грант, спокойно переправляли на следующее заседание экспертной комиссии, и все можно было исправить. А эти последние заявки получились без шансов: если у тебя хоть одна ошибка, заявка отклонялась. А по новой подать ее уже нельзя, прием заявок закрыт. Хотя иногда были уж совсем дурацкие ошибки, и если бы эти документы подали раньше, а не в последний день... А тут мы просто вынуждены были предоставить возможность участвовать в конкурсе только тем, кто реально отработал свою заявку полностью, к кому вообще никаких претензий нет.

— Но вы сказали, что и из этих 174 заявок гранты получат лишь треть.

— Борьба на комиссии будет нешуточная.

— Артем, а вы можете дать рекомендации тем, кто будет защищать свою заявку 14 ноября? Как увеличить шансы?

— Во-первых, нужно очень хорошо подготовиться к защите. Во-вторых, если выступающий сам в чем-то не уверен, то пусть лучше возьмет на защиту еще кого-то себе в помощь — главного бухгалтера, или инженера, или технолога... То есть придет не один, а командой, два-три человека. Понятно, что все 174 заявки в один день мы рассмотреть не успеем, скорее всего, разделим их на два дня как минимум. Еще один очень важный момент: приоритет будет отдаваться чисто производственникам. Если в заявке четко доказано, что человек покупает станок для производства. И деньги действительно получит только каждый третий. С огромным сожалением говорю об этом...

26878.jpg
Участники программы «Лизинг-грант-2012»

ПОДДЕРЖКА НА МИЛЛИАРД

— Итак, все заявки приняты. Каковы предварительные итоги нынешнего, наверное, можно так сказать, «финансового года» в сфере поддержки МСБ в Татарстане? На какую сумму оказана поддержка?

— Предварительная цифра — на миллиард рублей. По программе «Лизинг-грант» деньги получили, это без учета тех, кто определится 14 ноября, 468 человек. По инновациям — 34, по программе промплощадок — 159, по техприсоединению — 31, по сельхозкооперативам — 4, по образовательным грантам — 41 получатель.

— Интересно, что — благодаря поддержке, грантам — получили предприниматели республики? На что они потратят деньги, на какую технику, станки, оборудование?..

— Есть два вида получателей. Прежде всего это новички, те, которые работают менее года. Они однозначно тратят полученные средства только на новое оборудование. Приобретают технику, грузовые и легковые пассажирские автомобили, причем те, которые работают именно на метане, это оговорено в условиях конкурса. Если же брать тех, кто работает более года, то субсидируются уже произведенные ими затраты по лизингу. Эти предприниматели могут потратить свой грант и на технику, и на досрочное погашение договора по лизингу, и на оборотные средства. Это решает сам победитель — куда ему надо направить деньги, туда и направляет.

— А новую технику, оборудование выигравшие гранты уже получили? Это не растянется надолго?

— Уже есть те, кто получил. Хотя это зависит не от нас, а от того, как предприниматели договорятся с лизинговой компанией. Особенно быстро можно получить «Газель» на метане, они же в Казани находятся. Тот, кто получил грант, заключает договор с лизинговой компанией, минэкономики перечисляет деньги, и можешь садиться за руль своей машины и ехать.

ТЕМ, КТО РЕАЛЬНО НЕ ИМЕЕТ ШАНСОВ ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ, ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НЕ СТОИТ

— Скажите, планируется ли внести какие-то изменения в организацию конкурсов, опираясь уже на опыт нынешнего года?

— Хороший вопрос. Тут есть несколько моментов. Прежде всего получилось сформировать в центре поддержки предпринимательства молодую, очень дружную команду. Меня это очень радует. Я сделал ставку именно на молодых ребят, которые только-только сошли со студенческой скамьи и для которых было очень важно проявить себя. Они работают с полной отдачей. Думаю, все мы получаем от этой работы огромное удовольствие. Потому что реально удалось поддержать большое количество предпринимателей. Мы даже неожиданно получили в наш адрес около 100 благодарственных писем. Такого, по-моему, еще не было.

— Раньше получали в основном сердитые отзывы...

— Получить благодарственные письма — это здорово. Известно же, что люди пишут обычно, когда они возмущены чем-то, и никогда — если хотят сказать спасибо. А тут потратили свое время, прислали нам благодарности...

Хотел сказать, что команда, которая сформировалась у нас, — ЦПП, министр, департамент поддержки предпринимательства министерства экономики — работает как единый организм. Мы достигли высокого уровня слаженности, притом что большинство членов команды четыре месяца назад вообще не знали друг друга!

Насчет самих грантов. Тут есть несколько нюансов, которые мы и раньше пытались учесть, но все-таки до конца не проработали. Например, я считаю, что надо обязательно включить в положение о конкурсах механизм, который реально останавливает прием заявок на гранты в тот момент, когда становится ясно, что выделенные на них средства заканчиваются. Чтобы не вызывать лишней нервозности у тех, кто уже реально не имеет шансов получить деньги, подавать заявки не стоит. У нас была подобная оговорка в положении о конкурсе, но юристы минэкономики проанализировали ее и посчитали, что все-таки она недостаточно весома, ее можно оспорить. А я на нее очень надеялся. Считал, что в определенный момент, когда мы явно будем перекрывать лимит средств, выделенных из бюджета на эту программу, сможем просто остановить прием заявок. Если бы мы это сделали, не было бы таких проблем, которые возникли сегодня для предпринимателей.

— Особенно для подавших заявки в последний момент...

МИНЭКОНОМИКИ — НЕ ВЕНЧУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОНО ДОЛЖНО БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ ВКЛАДЫВАТЬ В СИЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

— Еще один вывод, мой личный, хотя, по-моему, и в федеральном центре потихоньку приходят к такому же мнению. Мне кажется, все-таки не стоит вкладываться в стартапы. Это очень скользкие, опасные вложения, особенно в стартапы в сфере производства. Это сама по себе чрезвычайно сложная отрасль экономики, там и опытному предпринимателю приходится непросто. А уже если пытается начать свое дело человек с техническим образованием, но без опыта управленца или наоборот, возникают очень большие сомнения, что он справится. Очень большой риск...

— А много участвовали в конкурсах этого года таких рисковых людей, стартапов, которые пытаются начать свое дело в сфере производства?

— Достаточно. Как минимум процентов 30 из всех подавших заявки.

— Это очень много!

— Мое личное мнение, что поддержка стартапов — это дело специальных фондов, например инвестиционно-венчурного, дело бизнес-ангелов. А минэкономики — это не венчурная организация, оно должно бюджетные деньги, то есть полученные от налогов тех же самых предпринимателей, всех нас, вкладывать в сильные проекты, которые точно сработают и вернут деньги в бюджет в виде налогов.

Еще могу сказать из опыта проведения конкурсов нынешнего года, что, конечно, хочется больший объем средств выделять на программу инноваций. С одной стороны, это достаточно сложная программа, с другой — если мы хотим развивать инновации, им действительно нужна поддержка государства. Оказывается, мы порой даже не знаем, что совсем рядом есть предприятие, которое производит уникальные ракеты для изменения погоды в определенный день, для разгона облаков.

— Вы хотите сказать, что у нас в Казани есть такая фирма?!

— Есть. Причем они производят ракеты, которые по качеству гораздо лучше европейских и тех отечественных, которые сейчас используются.

— Очень интересно!

— И таких интересных проектов много, что мы и обнаружили, когда предприниматели защищались. Некоторые проекты реально вызывали восторг! Так что, наверное, имеет смысл больше сосредоточиться на производственных инновациях, в технологической сфере, а не в сфере IT.

— Покушаетесь на святое...

— Да, Татарстан известен своей инфраструктурой в сфере IT, достаточно серьезными и сильными организациями, которые занимаются IT. Но в этом году на экспертной комиссии краеугольным камнем были споры: а что считать инновациями в сфере IT? Например, был такой проект — ребята сделали замок, который практически невозможно вскрыть ни одним ключом, кроме своего, именно от этого замка. Ну невозможно ни подобрать ключ, ни вскрыть замок отмычкой. Только взорвать! А, так сказать, соперником этого проекта на заседании экспертной комиссии была программа оптимизации логистики на крупных предприятиях. Тут все очень неоднозначно. Инновационный, по сути, замок, про аналог которого мы точно не слышали, и программа по оптимизации логистики, которая вообще-то у каждого предприятия своя... А формально это инновационная программа, потому что авторы применили свой подход, у нее какие-то свои характеристики, черточки. Но производственные и технологические инновации — они же гораздо более очевидные и яркие.

26879.jpg
Рассмотрение заявок

У НАС БЫЛО ЕЩЕ ЗАЯВОК ЕЩЕ МИЛЛИОНОВ НА 20

— Теперь о программе по техприсоединениям. Так мы ее называем сокращенно, но большая часть заявок была по энергосбережению. Все-таки это очень актуальная тема и для Татарстана, и для России в целом. А благодаря программе поддержки в Татарстане целые базы переоборудовали и оснастили светодиодными светильниками. Они обычно окупаются за три-четыре года, но если приобрести по нашей программе — за год-полтора. Это очень выгодно предприятиям. И это выгодно республике — существенно падает энергопотребление. Все же говорят, что у нас дефицит энергоресурсов.

Даже для нас неожиданно эта программа заработала на полную мощность. Одна давно есть, еще со времен комитета по поддержке предпринимателей, но была пожизненным аутсайдером. На нее всегда заявки еле-еле собирались. А в нынешнем году, особенно ближе к концу этой программы, был вал заявок. И она у нас настолько быстро пролетела, что закончилась уже в августе. Там был фонд 19 миллионов рублей, и его быстро исчерпали. Хотя у нас было еще заявок еще миллионов на 20, и не по техприсоединению, а именно по энергосбережению.

— А эти заявки и еще те, по программе «Лизинг-грант», которые будут отклонены 14 ноября, смогут принять участие в конкурсах следующего года?

— Да, смогут.

НЕ ПРОСТО РАЗОВО ПОДДЕРЖАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

— А когда начнутся конкурсы? Предприниматели не первый год жалуются, что начинаются эти конкурсы ну очень поздно, вообще ближе к осени...

— Тут дело вот в чем. Программы поддержки предпринимателей работают на принципах софинансирования: 60 процентов средств — федеральные деньги, 40 процентов — из республиканского бюджета. Почему мы все время начинаем поздно? Потому что пока федералы выпустят приказ, пока на основании этого приказа мы выберем оттуда мероприятия, в которых хотим участвовать, пока соответственно разработаем пакет документов, согласуем, защитим смету — уже сентябрь!

— И что делать?

— Имеется очень неплохое предложение на будущий год, и Москва его в принципе поддерживает. Есть программы, по которым республика практически со стопроцентной вероятностью получит федеральные деньги, те самые 60 процентов. Это «Лизинг-грант» и инновации. Поэтому мы хотим в следующем году попробовать уже с марта начать республиканскую часть этих двух программ. А, условно говоря, где-то в начале сентября мы добьем деньги из министерства экономики России, оставшиеся 60 процентов от этих программ. А возможно, и больше, с учетом того, что уже представим Москве документы, подтверждающие те суммы, которые уже потратили на поддержку предпринимателей в 2014 году. Думаю, вполне возможен такой вариант.

Но конкурсы конкурсами, а, насколько знаю, министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов серьезно думает над переработкой в принципе всей программы поддержки предпринимателей. Одна из задач, которую он обозначил, — оптимизировать программу, сделать ее более цельной, чтобы конкурсы, иные мероприятия по развитию МСБ были связаны друг с другом. Это нужно для того, чтобы мы не просто разово поддержали предпринимателя на какой-то стадии его деятельности, а помогли ему последовательно развивать свое дело до такого уровня, когда он уже спокойно справится сам. А для этого нужна не просто финансовая поддержка в рамках программы минэкономики РТ, но и от дружественных фондов, которых немало в Татарстане и в России в целом, от банков, от различных структур, в том числе федеральных... Они тоже наверняка охотно поддержат инициативу республики.

— Задача не из легких...

— Но если не мы, то кто?