«СТАЛЬНОЙ ЗИЛАНТ»
На территории спортивного комплекса «Триумф» с самого утра многолюдно и немного тревожно. Традиционное спортивное снаряжение заменили доспехи, секиры, мечи, щиты, топоры и прочая атрибутика, сопутствующая средневековым боям. Здесь стартовал турнир по историческому средневековому бою «Стальной Зилант», который проходит каждый год с самого начала зарождения «Зиланткона».
Бойцы могли себя пробовать в пяти различных номинациях, в том числе «щит-меч» (воины сражаются друг с другом, имея в руках щит и меч); «меч-меч» (у каждого воина лишь одноручный меч, щита нет); «меч-баклер» (воины сражаются друг с другом, имея в руках меч и маленький, чаще всего металлический, круглый щит); турнир алебардистов (воины сражаются древковым оружием) и главное событие турнира — бой 5×5.
Как рассказал журналистам председатель оргкомитета фестиваля Борис Фетисов, «Стальной Зилант» — это один из крупнейших на ролевых конвентах страны турниров для бойцов исторической реконструкции. Человек, пришедший с улицы, не имеющий подготовки и опыта, принять в нем участие не сможет, так как это серьезное состязание.
Однако отсутствие опыта — еще не повод отсиживаться в стороне. Так, с 10 утра для всех желающих проходила серия-мастер классов по основам исторических турниров, где даже новичок мог попробовать свои силы.
Ранее турнир проходил на основной площадке «Зиланткона» — ДК им. Ленина. Однако на этот раз из-за масштабности некоторых боев и большого количества зрителей было принято решение проводить «Стальной Зилант» на территории, которая больше соответствует параметрам проведения подобных мероприятий. Кроме того, бойцам в тяжелых доспехах куда комфортнее биться на льду, в прохладе, чем в душном и тесном спортзале ДК.
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ В КАЗАНИ
Несмотря на обширность вариативности боев, представленных на турнире, самым захватывающим и зрелищным, безусловно, является бой 5 на 5 — когда сразу 10 человек выходят на ристалище и начинают просто дубасить друг друга топорами, мечами, секирами и алебардами. Причем доспехи участников турнира максимально воссоздают исторические аналоги, а правила боев устроены так, чтобы поединки получались максимально зрелищными. Кстати говоря, исторический средневековый бой благодаря регистрации в Historical Medieval Battle International Association (HMBIA) является фактически официальным международным видом спорта.
«Все участники — люди, известные в среде фехтовальщиков, прошедшие серьезную подготовку», — подтверждает Фетисов.
Но вот уже все готово для самого зрелищного боя. Команды обмундированы, доспехи начищены, ристалище, расположенное в центре левого поля, замерло в ожидании жесткого, мужского поединка. Ведущий объявляет о начале схватки, прокричав: «БОЙ!» — и 10 мощных бойцов уже отчаянно бьются друг с другом. Лязг и адреналин, жесткость и отвага, бряцанье мечей, ударявшихся друг о друга... Глубоко заблуждаются те, кто думает, что бои постановочные. Бойцы настолько вовлечены в процесс, что стоять рядом с ристалищем опасно — деревянные заграждения порой не выдерживали натиска воинов и падали вместе с рыцарями на лед. Если воин упал, или его повалил другой боец, то этот воин автоматически считается побежденным. Чем больше в команде бойцов, оставшихся к концу боя на ногах, тем больше у команды шансов на победу. Несмотря на то что оружие участников турнира не заточено, а часть боевых приемов запрещена в целях безопасности, небольших травм в ходе боя все равно не избежать: синяки, ссадины, ушибы — обычное дело, рассказывают участники турнира.
Поэтому женщинам участвовать в соревнованиях запрещено. Их место сегодня в зоне для болельщиков.
Евгения — зрительница турнира «Стальной Зилант»:
— Мне очень интересно наблюдать за сегодняшними боями: как взаимодействуют между собой участники команды, какие тактические приемы используют, как владеют оружием. Сегодня у меня нет особых предпочтений среди команд, просто пришла насладиться красивым боем. Мне очень нравится историческая эпоха, красивые костюмы, оружие. Я считаю, что исторические бои — это очень зрелищное мероприятие
Никита Якомаскин — командор нижнекамского отделения конфедерации госпитальеров:
— К историческим боям я пришел через ролевые игры, где, так или иначе, проходило и боевое взаимодействие. Со временем игра превращается в спорт. Для меня исторические турниры — это отход от обыденности, в какой-то степени отход от реальности, желание почувствовать себя сильным, здесь мы меряемся силами, выясняем, кто из нас самый лучший. Самому создать команду достаточно сложно, для этих целей по России есть различные объединения, филиалы, где поддерживают и развивают это направление. Самое главное — это желание. Тогда появятся и доспехи, и навыки боя, и владение оружием. Сегодня в бое принимают участие в основном сборные команды. Что касается безопасности, то в первую очередь это дело самих участников боев. Если у тебя хорошие доспехи и честный соперник, то риск получить какую-либо травму практически минимален. Не стоит забывать и о том, что все наше обмундирование — это еще и очень тяжело. Говорят, что средневековые войны шли по 40 минут, я бы, наверное, не выдержал и больше пяти минут. Как правило, сумма этого увлечения зависит от возможностей и фантазии. Можно потратить невероятные деньги и не получить ожидаемого эффекта, а можно все сделать самому. Мой же костюм стоит прядка 20 тысяч рублей. Самое дорогостоящее — это шлем, половину своего обмундирования я сделал сам: сшил костюм, мелкие работы по железу. Все остальное — доспехи, кольчуга — либо делалось под заказ, либо мне подарили друзья.
МОЖНО ДАТЬ ВОЛЮ ТВОРЧЕСТВУ, СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА ИГРЫ
В то время пока одни выясняли отношения на мечах, другие соревновались при помощи других инструментов, а именно в умении складывать мысли в строчки, а строчки — в прозу или поэзию. В рамках литературного направления конвента известные писатели-фантасты поделились секретами своего творчества с участниками фестиваля «Зиланткон-2013». Здесь они могли испытать свое мастерство в конкурсе рассказов, принять участие в обсуждениях будущего журналов фантастики и подискутировать о том, почему иногда отрицательные герои бывают харизматичнее и привлекательнее, чем положительные. Но, самое главное, начинающие гении смогли получить ценные советы от российских писателей-фантастов, среди которых — лауреат премии «Золотой теленок» клуба «12 стульев» Евгений Лукин, лауреат премий им. Савченко «Открытие себя», «Мраморный фавн», «Золотой Кадуцей», «Бронзовый РосКон» и «Золотой РосКон» Карина Шаинян, лауреат многочисленных литературных конкурсов и премий Владимир Аренев, российский писатель и фантаст, написавший в соавторстве с женой более 140 рассказов, 12 повестей, 7 романов, Александр Белаш.
Своим мнением о тенденциях в современной фантастике мэтры жанра поделились не только с участниками фестиваля «Зилаткон-2013», но и со всеми любителями этого литературного направления, встретившись со своими поклонниками на пресс-конференции в торговом комплексе «Кольцо».
Так, многих участников пресс-конференции волновал вопрос о работе писателей в межавторских работах, ее плюсы и минусы.
«Проекты — это достойное применение авторского таланта, который позволяет автору получать заслуженные гонорары, а читателям получать качественные книги. Проекты — это один из потоков развития фантастической литературы», — отметил Белаш.
Примечательно, что сам Белаш работает в соавторстве со своей женой Людмилой. За время их творческой деятельности они написали более 140 рассказов, 12 повестей, 7 романов. Среди них — трилогия «Война кукол», которая в 2005 году получила премию «Большой Зилант». Вышедший в 2004 году роман «Имена мертвых» награжден премией «За поддержание традиций интеллектуальной фантастики» «Басткон-2005» и «Золотой Мимоид» за эксперимент.
«Это хорошо, когда приходят разного рода формы сотрудничества писателей, когда какое-то предложение приходит извне. Кому-то это подходит, кому-то нет. Если у автора в этих рамках получается сделать что-то интересное, почему бы не поучаствовать в таком цикле», — в свою очередь, сказал Аренев.
Он рассказал, что с детства был безумно влюблен в двух прекрасных дам: литературу и биологию; отдавал предпочтение последней. Ходил в кружок юннатов при Киевском зоопарке, довольно серьезно занимался террариумистикой, экзотическими амфибиями и насекомыми. Закончил школу в 1995 году, поступал на биологический факультет — не поступил, пошел на год работать дворником в том же Киевском зоопарке. Поскольку времени свободного было предостаточно, начал расписывать идею одной из книг. Первое художественное произведение было напечатано в 1998 году. Издал более 16 книг, среди которых — «Отчаяние драконов», «Охота на героя», «Правила Игры» и другие.
«Мне очень нравится участвовать в проектах, писать я люблю больше, чем делать что-то еще. Я не считаю, что участие в циклах ограничивает свободу мысли или полет фантазии. Главное — соблюдать правила игры, и в рамках этих правил можно очень даже неплохо порезвиться», — отметила Шаинян, единственная женщина в этой компании писателей-фантастов. Она рассказала, что начала работать в этом жанре с 2001 года, активно публикуется с 2002 года. До этого долгое время работала школьным психологом, но сбежала после того, как одна девочка начала ловить агентов Скалли и Малдера у нее в кабинете. В 2010 году вышел ее дебютный роман «Долгий путь на Бимини». Является автором таких произведений, как «Че Гевара», «Западня», «Игра», и другие.
Однако не все коллеги разделяют энтузиазма в межавторских проектах. Так, Лукин рассказал, что всего лишь один раз участвовал в подобном проекте и «обнаружил, что над рассказом на определенную тему работает дольше, чем над своими собственными замыслами. Больше я за это дело не брался и, скорее всего, вряд ли уже возьмусь. В какой-то мере я завидую авторам, которые участвуют в проектах».
РОССИЯ СЕЙЧАС ПЕРЕЖИВАЕТ СПАД, НО ИСТОРИЯ ДЕРЖАВЫ НА ЭТОМ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
Интерес публики вызвала «реваншистская» литература, планы авторов на написание подобного произведения, вопрос о необходимости такой литературы. Один из участников конференции связал большое разнообразие реваншистики с неустроенностью современного российского социума, а на помощь к Че Геваре в боливийские джунгли предложил отправить роту марсиан. Однако автор книги Карина эту идею не поддержала.
Подробно на каверзный вопрос читателя ответил Белаш:
— Российская история такова, какая она есть. Подправлять ее, особенно в крупных масштабах, вклинивать дополнительное вооружение, к примеру, Петру Первому вручать пулемет — несерьезно. Если говорить об альтернативной фантастике, то тут нужно не радикально менять историю, а чуть-чуть подправить. Однако вспять она не побежит. Прошлое изменить нельзя, надо менять будущее. Да, Россия сейчас переживает некий спад на международной арене, но история державы на этом не кончается.
НАС ЖДЕТ ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
В конце встречи писатели-фантасты поделились планами на будущее — каких книг читателям следует ожидать в ближайшие полгода.
Шаинян заверила своих поклонников, что в декабре выйдет очередная книга из серии романа «Эногенеза» про человека, который ввязался в игру на необитаемом острове и что из этого получилось.
Лукин рассказал, что в ближайшем будущем у него выйдет сборник рассказов и повестей «Тело, которому ты служишь». «Вообще, этот год у меня выдался очень странным. Вышла книга на немецком в Германии, на болгарском в Болгарии. Хотелось бы уже чего-то на русском», — отметил он.
Ареньев готовит к выпуску сборник ведьмачьих историй, а на украинском языке уже вышел роман «Заклятый клад», до конца года выйдет «Комендант мертвой крепости».
У Белаша в этом месяце выйдет первая книга цикла романов «Темная звезда», она будет анонсироваться в ближайшем номере журнала «Мир фантастики», а сборниках в ближайшее время выйдут повести из альтернативной фантастики дизельпанк.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал мнение писателей-фантастов о фестивале «Зиланткон-2013».
Владимир Аренев:
— На «Зилантконе» я впервые. Но сразу бросается в глаза, что «Зиланткон» по формату ближе к зарубежным конвентам. Вместе с литературной частью здесь очень развиты и ролевые, и игровые, и турнирные направления. Это очень хорошо, потому что те люди, которые приходят, чтобы посетить литературное направление, так или иначе, вовлекаются и в другие процессы, например семинары ролевиков. И наоборот, те, кто приходит на игровую площадку, начинают интересоваться литературой. Таким образом, участники расширяют сферу своих интересов, свой кругозор. На литературных семинарах в рамках фестиваля мы учим ребят не стесняться выражать свое мнение, читать свои тексты вслух. Вы не поверите, но прогресс заметен даже под конец первого дня. Уровень начинающих писателей разный, но уже сейчас я выделил для себя автора, рассказ которого я хочу включить в свой сборник. Действительно, есть потенциально мощные работы. Вообще, было прислано более полусотни текстов, на основе которых будет выпущен зилантконовский сборник, и, думаю, с некоторыми авторами мы продолжим работать дальше.
Александр Белаш:
— Мы обязаны помогать молодым авторам — эта наша прямая обязанность, которую мы охотно исполняем. Кроме того, нужно обладать определенной смелостью, чтобы отправить свою работу на «Зиланткон». Я уже восьмой раз на «Зилантконе», каждый год приходит разное количество работ. Из ошибок могу отметить проблемы с грамотностью, со стилем. Кроме того, важно суметь направить более-менее толково автора в нужное направление, довести его до логического конца — издания его произведения в бумажном формате. Именно в бумажном. Потому что в сети опубликоваться может любой, достаточно нажать кнопку. А издаться в бумаге — это уже другое дело, именно это будет считаться настоящей книгой, к этому авторы и стремятся. Пока дефицита авторов в жанре фантастической литературы нет, и этому способствуют два механизма: побуждение к творчеству и честолюбие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.