азс.JPG

ПАРЫ ТОПЛИВА МОГУТ ВЫЗВАТЬ РАК

Презентовали такие системы президенту РТ Рустаму Минниханову еще в августе прошлого года. Они получили полное одобрение главы республики, после чего он дал поручения министерствам и ведомствам начать осуществление проекта в жизнь. Но в активную стадию этот процесс вступил только сейчас. Проект будет внедрен в два этапа. На первом – в 2013 - 2015 годах – системами рекуперации планируется оснастить АЗС в четырех крупных городах Татарстана: Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. На втором – в 2016 - 2020 годах – в остальных населенных пунктах РТ. Про АЗС на трассах речи не идет, по крайней мере пока.

Системы рекуперации, по словам Камалова, позволят очищать до 95% паров моторного топлива, что очень важно для экологии городов, которая и так оставляет желать лучшего. Если говорить конкретно об АЗС, то в парах топлива содержатся бензол, толуол, которые способны накапливаться в организме человека и в конечном итоге вызвать рак. Ситуацию усугубляет то, что вредные выбросы крупных предприятий выводятся высоко в атмосферу, а АЗС – как раз на уровне органов дыхания человека. В общем, с этой точки зрения, начинание благое.

Вот только заправщиков смущают два момента. Первый – стоимость оборудования. Его в нашей стране продают три компании – две российские и одна германская. Но разница в цена не особо велика. Системы подешевле стоят 1,5 - 1,7 млн. рублей, подороже – 1,7 - 2 млн. рублей. Плюс еще надо будет заплатить за проект установки оборудования (200 тыс. рублей) и за монтаж (300 тыс. рублей). Итого, меньше чем в 2 млн. не уложиться. И это только на одну заправку, а их у некоторых организаций с десяток. А если еще учесть, что переоборудование АЗС повлечет дополнительную доработку станций – замену пистолетов, изменение территории, то сумма затрат получается очень внушительная.

Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» участники рынка, второй важный для владельцев АЗС момент – монтаж системы на одну заправку занимает около суток простоя. А это потеря только чистой выручки от продажи топлива на сумму свыше 50 - 60 тыс. рублей. Учитывая, что при многих АЗС есть еще мойка, шиномонтаж, магазин запчастей и так далее, то упущенная выгода превысит 100 тыс. рублей в сутки. Впрочем, государство предлагает второй, наверное, более дешевый вариант: установить на системах слива-налива оборудование для сбора вредных газов. Но при этом предстоит нефтебазы оборудовать еще и системами рекуперации. В данном варианте цена вопроса еще изучается. Но и это явно будут не копеечные затраты.

«ЛИБО СОГЛАСИЕ, ЛИБО ОТКАЗ И… ВЫВОДЫ»

Камалов дал понять, что правительство в этом вопросе заняло жесткую позицию:

– В декабре министр экологии будет докладывать президенту о ходе реализации проекта. Так что все должны определиться – либо дать согласие на внедрение экологичного оборудования, либо предоставить мотивированный отказ. Но тогда, думаю, будут сделаны выводы и на уровне руководства республики, и в муниципалитетах. Сейчас уже не обсуждается – надо это внедрять или не надо. Перед АЗС только выбор пути – ставить систему рекуперации на заправке или на системе слива-налива собирать пары, а потом их утилизировать на нефтебазе, – сказал заместитель министра.

К слову сказать, за внедрение нового оборудования владельцы АЗС не получат преференции от государства. По словам Камалова, эта норма была раньше прописана в законодательстве, теперь ее нет. Единственное послабление, на которое могут рассчитывать заправщики, – это уменьшение налога на недвижимость – со ставки 2,5 до близкой к 0. Соответствующее предложение уже направлено в кабинет министров РТ.

А вот тот факт, расположена ли АЗС непосредственно в городе или, например, в промышленной зоне, значения не имеет. Дескать, раз промзона в черте Челнов, то, стало быть, будьте любезны установить оборудование. В настоящее время всем челнинским заправщикам направлены нормативные документы с рекомендацией разработать график внедрения систем рекуперации. В ближайшие дни они должны предоставить его в исполком.

Как отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Рафаиль Киямов, работа с владельцами АЗС была начата еще прошлой осенью.

– К счастью, уже тогда графики внедрения систем рекуперации были разработаны. Но на данный момент полностью согласованные планы-графики предоставили 7 организаций по 15 АЗС. Правда, не все они укладываются в срок до конца 2015 года. Дело в том, что ряд организаций имеют заправки за пределами Челнов – на трассе. И соответственно, они в графике указаны в 2016 - 2020 годах, – поделился Киямов.

«ПОТРЕБИТЕЛЮ НЕ ОБЪЯСНИШЬ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что в конечном итоге затраты лягут на потребителей – владельцев автомобилей.

Светлана Русакова – исполнительный директор АЗК «НАИКОМ»:

– Тут, конечно, стоит говорить не только об единовременных затратах на приобретение оборудования и его монтаж. Нельзя забывать и о том, что АЗС будет вынуждена простаивать. А это потеря клиентов и, соответственно, выручки.

Сергей Валишев – владелец таксомоторной компании «5 девяток»:

– Однозначно, в итоге все затраты ложатся на потребителей. Поэтому нельзя исключать, что некоторые АЗС попробуют поднять стоимость «своего» топлива, чтобы нивелировать убытки. С другой стороны, цены регулирует все-таки рынок. И даже если рост цен на некоторых заправках и произойдет, это не будет иметь глобальных масштабов. Да и в итоге те, кто поднял цены, не смогут продавать топливо в прежних объемах. Потребитель предпочтет иную АЗС. Да, заправка, может, и суперская, экологичная, но ведь потребителю это не объяснишь. Особенно тому, у которого из трубы черный дым идет.