DSC_1415.jpg
 

ГЕРОЙ РУССКОГО TWITTER

Явление отдельных артистов на отечественной музыкальной сцене лишний раз доказывает ту разницу в повестке дня, которая существует между, с одной стороны, приоритетами главных телевизионных каналов и солидных радиостанций, и тем, что предпочитают пользователи современных социальных медиа, с другой. Набор героев рунета, о существовании которых зачастую не подозревает большинство отечественного населения, гордо именуемого в единый день голосования электоратом, довольно разнообразен. При этом, в звездах интернета гораздо  больше жизни, драйва и энергетического заряда, чем в уставших от многочисленных корпоративов и концертного чеса телеперсонажей. Одна из таких звезд, обладатель 20 с лишним тысяч подписчиков на свой аккаунт в Twitter, Захар Май сыграл вчера в Казани концерт, собравший довольно большое количество зрителей по меркам обычного клубного мероприятия. Причем об этом можно сказать с уверенностью, часть публики узнала о приезде артиста именно из социальных сетей, в которых артист накануне, к примеру, задавался, глядя на Булак, риторическим вопросом: а не является ли этот небольшой водоем, наблюдаемый из окна номера в гостинице, рекой Волгой?

Посредством Twitter корреспондент «БИЗНЕС Online» и сумел договориться с Маем об интервью, а сам герой оказался поразительно прост и интересен в общении, о чем наши читатели и смогут убедиться на следующей неделе.  С харьковчанином, обладателем американского паспорта, большинство своих концертов играющим в Москве, мы поговорили на совершенно полярные темы, от Алексея Навального до Владимира Набокова, от Виктора Януковича до Юрия Лотмана. Семинары последнего, одного из самых известных культурологов второй половины XX века и классика семиотики, артист посещал в юности во время учебы в Тартуском университете. Май признается, что ничего не понимал тогда из того, о чем шла речь на тех занятиях, но при этом сам же говорит о том, что воспринимает окружающий мир, прежде всего, через текст, что, собственно, и лежит в основе семиотической науки. С тех пор музыкант, по признанию одного автора, «пишет подозрительно мало, но подозрительно хорошие песни».

«ЧТО-ТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ВЫСОЦКИМ И ГРУППОЙ 5’NIZZA»

Наш герой появился в поле зрения еще в начале «нулевых» в составе группы «Шива», в которой переиграли представители едва ли не всех самых известных российских рок-групп, и поразил тогда многих. На фоне очевидного кризиса всего и вся в русской музыке, Май, до этого проведший 14 лет жизни в США, с его мощнейшей энергетикой, красивым вокалом и крайне импозантным внешним видом, стал едва ли не ее надеждой, ярко отыграв на еще тогда легендарном фестивале «Нашествие». Правда, надежд этих так и не оправдав. Сам певец и гитарист говорит о том, что просто остался без аккомпанирующего состава, так как из долгосрочного отпуска вышел Юрий Шевчук и забрал обратно в ДДТ его музыкантов, а вершителям судеб из «Нашего радио» не понравился его студийный альбом. С тех пор, вот уже 10 лет, артист выступает сольно, и от отсутствия электрического состава отнюдь не страдает, справедливо полагая, что за эти годы его популярность только заметно выросла.

DSC_1357.jpg
 

Май, кстати, его имя и фамилия – это не сценический псевдоним, «человек с гитарой», образ которого особенно важен для российской музыкальной традиции. Кроме того, артист является живым подтверждением того, что талантливому человеку на сцене не нужно ничего лишнего, чтобы оказаться на одной волне с аудиторией. И казанский концерт только убедил в справедливости подобного тезиса. Сам певец определяет свое творчество как «что-то среднее между Высоцким и группой 5'Nizza», исполняя, по большей части кавер-версии на композиции самых разных авторов и исполнителей, от Александры Пахмутовой, в любви к которой Май признается, до Rihanna или Shakira. Но, имея в репертуаре и песни собственного сочинения, широко известные на просторах глобальной сети, начиная с бессмертного хита «Я посылаю все на…», а также «Наши танки», «Шива-разрушитель» или «Бог – не фраер».

«НАВАЛЬНЫЙ» И ДРУГИЕ ХИТЫ

Сам концерт стал двумя часами предсказуемого удовольствия и стартовал с песни «Сантиметры дыхания», авторство которой принадлежит поп-исполнительнице МакSим. С этой уроженкой Казани нашего героя связывает какая-то особая кармическая связь, Май исполняет довольно много вещей МакSим, и в его исполнении эти простые мелодии и тексты становятся ужасно обаятельными. Вообще, артисту особенно удаются композиции, написанные женщинами или от женского лица. Вот и пахмутовскую «Нежность» так трогательно не может петь ни одна из современных отечественных поп-див. Публика разогрелась практически с самого старта, большинство из пришедших и так понимали, что артист работает на сцене ничуть не менее интересно, чем переписывается в Twitter с молодыми лидерами столичного просвещенного класса вроде кинокритика Романа Волобуева или ведущей «Эхо Москвы» Татьяны Фельгенгауэр.

Любопытно, что песня «Навальный» на мотив «Горной лаванды» Владимира Матецкого, которую Май исполнял на митинге-концерте в Москве в поддержку Алексея Навального накануне выборов мэра, в столице Татарстана особого фурора не вызвала, зрители не хотели этим вечером пятницы заморачиваться политикой. Но все убойные хиты, местами изрядно сдобренные очень точно подобранной ненормативной лексикой, шли на ура. Глядя на зрителей, подумалось, что это могло бы стать предметом для интересного культурологического исследования – здоровенный 40-летний мужик с прической «под ноль», поющий под гитару, временами очень забавно, разные песенки как герой современной молодой образованной интернет-аудитории. Вот и один знакомый университетский преподаватель встретил на концерте двух красивых и умных бывших студенток, с которыми они на занятиях смотрели фильмы Ларса фон Триера и Педро Альмодовара. Причем мало кто из присутствующих, по разговорам в курилке, относится к творчеству Мая, как к стебу, а сам артист категорически не согласен с определением «скоморошничанье» применительно к самому себе. Хотя и изрядно «надругался» над «Бесконечностью» главной отечественной певицы Земфиры. На что корреспондент «БИЗНЕС Online» решил про себя, что на это имеет право только один человек, который как раз в этот момент и находился на сцене.