Психологи бьют тревогу. В связи с проблемами, которые вызвал кризис во многих компаниях, психологическое состояние многих бизнесменов требует срочной помощи. Казанские психологи в связи с этим предлагают создать в городе службу психологического спасения для предпринимателей. Как часто бизнесмены испытывают стрессы, газета «БИЗНЕС Online» спросила у них самих.

Айрат Гимадутдинов, генеральный директор а удиторско-консалтинговой компании "АУДЭКС":

- В нынешнее время нужно стараться философски ко всему относится. Бизнес изначально предполагает трудности. Главное, чтобы он был основан не на том, как можно больше взять и как можно меньше отдать, а на прочных и гуманных принципах. Чтобы не только ради наживы существовал бизнес, но и ради стремления оказывать качественные услуги. В этом случае предприниматель может быть спокоен. Ведь что значит кризис в переводе с греческого? Суд. Поэтому кто-то уйдет из бизнеса, кто-то нет. Что же касается создания службы психологической помощи, то, наверное, когда у человека что-то происходит, то он должен искать ответы. Кто-то в этом случае пойдет в мечеть, кто-то в церковь, а кто-то к психологу. И если человек ищет свой путь и смотрит широко на вещи, то все у него получится. Но лично сам бы я не пошел к психологу, справился бы с проблемами самостоятельно.

Хайдар Халиуллин, председатель совета Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ:

-   Думаю, наличие стресса мало зависит от профессии человека. Просто в кризисных условиях от создания этой службы кто-то хочет нажиться на предпринимателях. По крайней мере, пока я не вижу вокруг себя ноющих предпринимателей, депрессивных настроений я также не чувствую. Хотя это не значит, что люди не беспокоятся о своем положении. Сам бы я никогда в такую службу не обратился. Я сильный человек и стрессам не подвержен.

Анастасия Гизатова, директор агентства недвижимости "Счастливый дом":

- В России отношение к психологам несколько иное, чем, например, на Западе. Наши главные психологи – это друзья, в то время как на Западе не принято нагружать друзей своими проблемами. Вообще я человек, подверженный стрессам, в сфере торговли недвижимостью у коллег тоже часто наблюдаю нервное напряжение. Но в такую службу я бы не обратилась. Мне проще самой разобраться со своими проблемами. Просто нужно научиться понимать, что все в жизни относительно, и даже у кризиса есть свои плюсы. Я, например, по-другому стала относиться к формированию рекламного бюджета, больше уделять времени самообразованию, более вдумчиво просчитывать расходы. В конце-концов можно заменить горнолыжный курорт лыжной прогулкой на Лебяжьем, а ресторан - домашними посиделками. В стрессовой ситуации я лучше встречусь с друзьями или окажу помощь тем, кто в ней нуждается. Знаете, когда помогаешь детям из детского дома или онкобольным, то все свои проблемы кажутся такими ничтожными, что даже стыдно за себя становится. Также для выхода из стресса полезно общение с тем, у кого дела идут хорошо, зарядиться их оптимизмом и проанализировать собственные ошибки. А еще я бы сейчас не советовала смотреть деловые телеканалы, иначе можно всерьез и надолго впасть в депрессию.

Николай Горюнов, директор Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- Для чего нужна эта служба? Для очередного выкачивания денег из предпринимателей? Сейчас в кризис и так нет денег, кто же будет их тратить на всяких психологов?

Светлана Пименова, директор туристической компании "Итиль-тур":

- Нужно не штат психологов увеличивать, а стремиться сделать благополучными условия для развития малого бизнеса. Психологи здесь не помогут, а ответственность за состояние предпринимателей лежит на руководстве страны. Лично у меня пока не возникло больших проблем и серьезных стрессов. Я такой человек, что свои психологические проблемы в состоянии решить сама, а материальные проблемы, думаю, психологи вряд ли решат.

Евгений Гурьянов, гендиректор фирмы "Абак":

- Нет-нет, никакого стресса в кризис я не испытываю. Вообще, считаю, чтобы у человека, у руководителя, у предпринимателя не было стрессов, надо просто работать! Больше работать. Сосредоточиться на проблемах – и решать их.

Дилюс Шавалиев, генеральный директор инвестиционной компании "Капитал Менеджмент":

- Что-то я очень сомневаюсь в том, что бизнесмены будут обращаться в такую службу, показывая этим самым свои проблемы. Если вашу машину увидят возле центра психологической помощи, то это еще больше усугубит ситуацию. Это грозит большими имиджевыми потерями. У нас в городе многие предприниматели знают друг друга.

А в плане стрессов, то, конечно, кризис дает о себе знать. Если люди привыкли жить с определенным уровнем доходов и им приходится менять привычки,   то это бьет по их психологическому состоянию.

Сам я уже восемь лет работаю на фондовом рынке. Здесь стрессовые ситуации возникают каждый день, и мне пришлось научить себя спокойно ко всему относиться. Бывает, остаешься в плюсе, бывает, в минусе, и если бы мое настроение зависело от успеха, то моей семье было бы невозможно жить со мной. Годы меня закалили, и я бы не стал обращаться ни к каким психологам.

Игорь Волчков, директор казанского филиала "Военно-страховой компании":

- Кому сегодня легко? И в нашей компании в последнее время возникают непростые рабочие вопросы, от которых два шага до стресса. Но, я считаю, это совпадение, с кризисом не связываю. Потому что из-за кризиса у нас каких-то серьезных проблем нет. Скорее наоборот, люди начинают понимать, насколько важно именно в кризис иметь дело с надежной страховой компанией…

Григорий Бусарев, гендиректор ЗАО "Авторское агентство "Артпатенты"

- Не совсем понимаю резонность создания службы SOS для бизнесменов. Думаю, разгрузку можно получить и другими способами. Что касается стрессов в кризис, их, наверное, все испытывают, не только предприниматели. Это для кризиса нормальное явление, тем более, в сфере бизнеса. Может быть, есть успешные предприятия, которые в кризис чувствуют себя достаточно спокойно и уверенно, но у большинства не так. Кризис – куда деваться?

 

Елена Шапиро, Елена Чернобровкина